ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ 10 страницаПродолжительность игры — 30—40 минут. Игра является хорошей подготовкой к сказкам: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка Элизабет», «Сказка о странной любви». «Эмпатия» Цель игры — осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия людьми друг друга. Два или три добровольца выходят за дверь. Группа договаривается, кто из участников будет смотреть на каждого вошедшего с открытой неприязнью, со скрытой неприязнью, с симпатией (по одному человеку). Остальные договариваются смотреть на вошедшего нейтрально. Ведущий говорит: «Подойди к каждому, посмотри в глаза. Мы здесь договорились, что некоторые члены группы будут смотреть на тебя как-то необычно. Скажи вслух, как относится к тебе в данный момент каждый из присутствующих». После этого необходимо, чтобы те, кто договорился смотреть на вошедшего эмоционально, раскрыли свое задание. В обсуждении обычно выявляется известный феномен «возрастной тревожности», заставляющий переоценивать количество эмоционально окрашенных взглядов. Продолжительность игры — 20 минут. Игра может подготовить к работе со сказками: «Сказка о Принце», «Принцесса, которая не нравилась самой себе» и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, вы познакомились со сказками, сочиненными для целей сказкотерапии, с играми, подобранными для сказкотерапевтичес-ких занятий, и методическими рекомендациями, призванными облегчить работу с играми и сказками для заинтересованного в этом читателя. Я надеюсь, что эти рекомендации будут восприниматься не как рельсы, с которых нельзя свернуть, а как одна из дорог, которую вы можете выбрать, если вы решили идти в увлекательную страну Сказкотерапии. ПРИЛОЖЕНИЕ (сказки, сочиненные детьми) В данном приложении собраны сказки, сочиненные школьниками 1—3 классов, соответственно их авторам от 6,5 до 11 лет. Сказки написаны, а самые первые сказки записаны учителем в связи с изучением родной речи. Учителя, предлагая сочинять сказки, ставили задачу развития творчества, умения выражать свои мысли. Здесь эти сказки приведены, так как в них, отразились потребности, проблемы этихдетей, их мироощущение, созревание их личностей и их взаимоотношения с близкими. В связи с этим фамилии юных авторов обозначены только начальной буквой. Естественно, нет необходимости скрывать фамилию их педагога: проводила занятия, подготовившие к созданию сказок, собрала и предоставила сказки Галина Николаевна Скаковская — заслуженный учитель школ России, преподаватель Санкт-Петербургского Высшего педагогического училища имени Н. А. Некрасова. Несколько сказок переданы преподавателем психологии этого же училища Верой Васильевной Владимировой. ПЕРВЫЙ КЛАСС (6,5-7,5 ЛЕТ) Сказки про добрых великанов Гоша Ш. Это случилось в те далекие времена, когда на Земле еще жили динозавры, а в лесах людоеды и всякие нечисти. Жил в одном лесу великан, он был веселый и добрый. Вот однажды под Новый год пошел один мальчик за елкой в лес. Идет и видит: сидит зайчик под кустом, совсем замерз. Мальчик понял, что зайчик потерял маму, и решил ему помочь. Все дальше, дальше заходил мальчик Приложение в лес, заблудился и заплакал. Дело к вечеру, ветер воет, страшно, холодно им. И услышал их добрый великан. Он отнес мальчика к его маме, а потом поднял мальчика с елкой далеко-далеко над лесом и опустил прямо у дома. С тех пор они стали друзьями. Паша П. Жил-был добрый великан. Он хотел помогать людям. Он очень любил животных и людей, особенно детей. Но они ему не верили, и он очень загрустил. И решил великан доказать всем, что он добрый и хороший. «Я вам буду помогать, — сказал он людям. — Давайте я вам принесу воды и нарублю дров». Люди поверили ему и подружились с ним. Наташа М. Дети пошли в лес за грибами и заблудились. В этом лесу жил добрый великан. Он услышал, как плачут дети, пригнулся пониже, чтобы не напугать их своим ростом, и веселым голосом успокоил их. Потом великан посадил их на плечи и, весело напевая, отнес детей к маме и папе. Андрей Р. Жил-был добрый великан. Однажды он пошел на речку и увидел там рака. Рак вцепился кошке в хвост и чуть не оторвал его. Великан поднял рака высоко и бросил его в речку. Так кошка и великан стали дружить. Ксюша К. Сел на травку великан, Маму поднял к облакам. Паша П. 1)Жил — был добрый великан, Посетил он много стран. Часто людям помогал Камни, бревна им таскал. Строил им дома и башни, И совсем он был домашний. 2)Жил-был добрый великан Он объездил много стран, Всех, кому он помогал, Он любил и уважал. Психотерапевтические сказки и игры Сказки о буквах Андрей Р. Жила-была буква Г. Однажды она пошла гулять и встретила букву П. Буква П и говорит: «Поставь палочку справа, и будешь ты буквой П, как и я». Буква Г согласилась, и они стали верными друзьями. Ходили вместе в лес, собирали ягоды и грибы и никогда не ссорились. Маша Р. Жила-была буква П. Была она красивая и веселая. Идет она в цирк и встречает букву А: «Давай жить вместе!» А буква А отвечает: «Давай!» «Пошли погуляем в парке и поедим мороженое!» Они подружились и стали приятелями. О чем рассказали животные Юля Т. Рыбка Я желтенькая рыбка. Я живу в большой бочке. Со мною живут три сома. Они не играют со мной, а играют только друг с другом и почти все время на дне бочки. А я хитрая, я ем больше корма, чем сомы. Когда кидают корм, я быстро подплываю и ем, пока сомы поймут, что пора обедать. А потом хозяйка включает огромный ящик, оттуда идет яркий свет. И еще моя хозяйка пишет водой — голубой, синей или сиреневой. Я ничего не понимаю. Что за чудеса? Миша С. Я у человека на носу Я летал, летал, никого не трогал. Вдруг в комнату входит человек и бьет меня. Я как сяду на какую-то гору! Это был нос. Рядом с горой, справа и слева, были два озера — глаза. Я как уколю гору! Она, как вулкан, как заорет! Я обрадовался и улетел. Приложение Гоша Ш. Волшебный лес Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным. Там жил динозавр. Вова шел, шел и лягушек увидел на поляне. Они танцевали и пели: «Ква-ква». Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и смешной и тоже стал плясать. Вова засмеялся, и деревья тоже. ВТОРОЙ КЛАСС (8 ЛЕТ) Павел П. Сэр Ножницы В одном городе под названием Вещебург жил парикмахер, его звали сэр Ножницы. Раньше он был спортсмен по прыжкам в длину, а теперь стал парикмахером. Жил он в большом доме, где насчитывалось около двадцати комнат. В одной из них сэр Ножницы со своей женой мисс Шило пили чай, в другой они спали, в третьей — они поставили два чехла для Ножниц и Шила, все остальное место занимали парики и белые простынки. Над каждым окном через одну стояли буквы Н, Ш, Н, Ш, а над дверью у них висели их портреты. Работая, Ножницы всегда, если ему нужно было что-то взять, прыгал из одного конца в другой, как кузнечик. Были у них и дети. Мальчишки, как и все другие, вместо учебы бегали по улицам и отрезали хвосты веревкам и шнуркам. Хозяева этих вещей не очень понимали, когда их любимая веревка несется по улице, словно ей не хвост отрезали, а половину туловища. Девочки же сидели дома и вырезали из бумаги цифры — сколько бедных шнурков и веревок осталось без хвостов. Папа ругал детей за то, что они наносят ущерб мирным гражданам. Нет, он не ставил их в угол и не бил ремнем. Он заставлял их резать бумагу. Но если их обижали, он бросался в бой, не думая, что его могут затупить. Когда наступала весна, он шел по улице, не думая, что его клиенты мучаются в душных залах парикмахерской. Психотерапевтические сказки и игры Но однажды вечером во время прогулки сэр Ножницы слишком широко шагнул, его винтик развинтился и вылетел, а сэр Ножницы распался на две половинки. Вот так печально окончилась жизнь сэра Ножницы. ТРЕТИЙ КЛАСС (9,5-10,5 ЛЕТ) Аня В. Ножницы Здравствуйте дорогие друзья! Мы — ножницы, но мы, как человек. У нас свой характер, свои привычки и даже своя профессия. Мы хотим рассказать всем нашу историю. Мы две сестрички, мы очень красивые, веселые, подвижные. Мы родились в один день. Мы не могли жить друг без друга, и нас скрепили гвоздиком. Теперь у нас один глазик на двоих, два ушка и две ножки. Нам хотелось стать балериной, потому что мы хотели сесть на шпагат, покрутиться на одной ножке, встать на носочки и прыгнуть. В один прекрасный день нас купили и подарили девочке. Она очень любила нас и всегда вырезала нами. И однажды мы с ней вырезали балерину, и она была как мы — ей хотелось сесть на шпагат, покружиться на одной ножке, встать на носочки и прыгнуть. И мы поняли, что у нее и душа, как у нас*. Георгий К. Это сладкое слово «свобода» Я был когда-то живым волком, теперь я чучело. Моя судьба была нелегкой, и только месяц назад я понял, что я умер. Мне было несколько дней хорошо в лесу. И тогда наступил мой последний день. В меня попала пуля, полная злобы, выпущенная из ружья браконьера. > II * Мне не хотелось комментировать сказки детей, но я просто не в силах удержаться от замечания о столь замечательно разном видении одной темы мальчиком и девочкой — С. Ч t Приложение Мне в зоологическом музее хорошо, меня хвалят и говорят другие чучела, волчихи: «Вот этот новенький так хорош!» Рядом со мной стоят медведь, лиса, енот, собака, похожая на меня, называется волкодав — очень странное имя. Чуть-чуть дальше громадный, здоровенный, ужасный скелет синего кита. А в зале водяных зверей есть акула, рыба-меч, лосось, осьминог. Все они смертельно опасны, особенно рыба-меч. Она своим острым, как меч, носом сделает такое, что не каждому волку приснится. Она страшнее льва, вертолета с гаубицей. В общем, мне служить людям не одну тысячу лет. Мне очень хорошо быть чучелом. Я влюбился в серую волчиху, свою жену, ее привезли недавно. Я теперь не хочу быть волком. Однажды я попал в тюрьму за зайца, которого убил для еды, есть надо же. Однажды я придумал план побега. Были жертвы, но я все-таки убежал. Лучше быть чучелом, чем без свободы! Конец. Надя А. Кружка Я родилась не так давно, всего три года тому назад. Все кружки, по сравнению со мной, просто ничтожны. Я самая большая и самая красивая из всех. На мне все знаки зодиака нарисованы. Однажды меня уронили и отбили ручку, я думала, что меня выбросят. Но оказалось, что я зря была плохого мнения о всех людях. Человек поднял меня и крепко приклеил ручку. Хорошо, что меня не видели другие кружки, чашки и другая посуда, а то бы со мной была та же история, что и с вазой. Когда ваза упала и отбила себе край, это видела вся посуда. Все смеялись над вазой, и ей пришлось перебраться на темную полку. Так что мне повезло, что меня не видели. Прошел год, и я уже стояла на отдельной полке. Со мной аккуратно обращались и почитали меня. Посуда завидовала мне. И все же праздничной посуде жилось лучше. Через некоторое время купили новые кружки, и меня поставили на пыльную полку. Сначала я стояла одна, а потом я познакомилась с другой старой посудой. Я была намного чистее, чем другая посуда, и меня Психотерапевтические сказки и игры почитали, а когда запылилась, со мной обращались, как с остальными. Я стояла на полке пять дней. И наконец, к моей радости, новую посуду убрали туда, где стояла вся праздничная посуда, а мной снова стали пользоваться. За эти пять дней я уже забыла, как приятно, когда в тебя наливают чай, и я вспомнила это снова. Я жила еще долго. Мне очень нравится, когда говорят, какая я красивая и какие интересные на мне картинки. Другие кружки и чашки были неучами, а я знала все знаки зодиака по порядку, могу перечислить, а впрочем, это ни к чему. Я опять жила на привычной, знакомой полке вместе со всеми кружками и чашками. Я очень рада, что побыла на темной, пыльной полке, потому что я поняла, как обидно, что тебя считают хуже. Я спокойно жила на своей полке. Я извинилась перед всеми чашками и кружками. Мы подружились. Я была счастлива, и моя жизнь продолжается и сейчас. Люда А. Рюмка Я жил на втором этаже в серванте. Я очень гордился своей стеклянной ножкой. У меня есть друг, его звать шампанское, у меня есть и другие друзья — рюмочки, стаканчики. Но однажды в день рождения моей хозяйки они достали меня, моего друга Шампанское и моих маленьких друзей — рюмочек и стаканчиков. Они сняли шапочку с моего друга Шампанское и стали переливать из Шампанского в рюмочки и в меня тоже налили. А потом, когда они выпили, они опять налили, и так наливали, пока в Шампанском ничего не осталось. Они поставили моего друга рядом с ведром. И дяденька, который держал меня, шатался и уронил меня, и у меня отвалилась моя стеклянная ножка. Меня выбросили с моим другом Шампанское, и теперь мы живем в помойке и вспоминаем прошлое*. * Опять не удержусь от комментария ошибок в тексте Люды А. раз в пять больше, чем в текстах ровесников — С Ч. Приложение Нина А. Лилия Я, я, я! Я самая известная на всем озере, меня знают все. Но вот какой-то неизвестный мне рак вдруг разогнался и своими щупальцами отрезал мне мою ножку. И меня понесло ветром, и я увидела лодку, которая плыла по направлению ко мне. У меня началась почти новая жизнь, когда девочка, которая плыла на этой лодке, она пока что набрала в ведро воды и аккуратно меня туда положила. Потом мы приехали к ней домой. И я вдруг оказалась в аквариуме. Все приходили на меня посмотреть. Один раз пришел мальчик Федя, он взял меня и бросил на пол, а в аквариум пустил рыбу. И пришла девочка, оказалось, этот Федя ее старший брат. И он сказал: «Иди и выбрось ее», а папа сидел на диване и сказал: «Иди, она только воздух загрязняет!» И она пошла, взяла свою формочку и положила меня в нее. Мне было хорошо, что она меня не выбросила. Но я уже не выживу! Ах, как это плохо, что есть на свете такие плохие люди. И она понесла меня на речку, где она меня нашла. Мы опять поехали на лодке, она нашла мою ножку, и приложила меня к ней. Я приросла к своей ножке, веревочка отпала. Девочка уехала. Она приезжала ко мне. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................................. 3 От автора................................................ 5 Введение................................................ 7 Почему можно использовать сказки для психологической помощи?... 8 Методические особенности психологической работы со сказками.. 9 Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе.................................. 14 Приемы, используемые для «разогрева» группы или настройки клиента.................................. 14 Приемы, используемые для знакомства с текстом............ 16 Приемы, используемые для анализа сказки................. 17 Использование сказок для индивидуального консультирования.. 18 Работа с психотерапевтическими сказками в группах........... 22 Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии.... 22 План сказкотерапевтического тренинга личностного роста для подростков......................................... 23 Включение сказок в групповые тренинги различных типов.... 30 Описание спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее»... 31 Использование психотерапевтических сказок в режиме библиотерапии................................... 36 Тексты психотерапевтических сказок........................ 38 Обращение к герою сказок............................... 38 Обращение к сказкотерапевту............................ 39 Сказка о принце........................................ 40 Сказка Элизабет........................................ 45 Очень печальная сказка................................. 49 Сказка о странствиях принца Леона....................... 54 Принцесса, которая не нравилась самой себе............... 58 Сказка о странной любви................................ 64 Сказка об Эмиле и Эмилии.............................. 71
Содержание Сказка о капризной принцессе........................... 76 Храбрец, боявшийся тишины............................ 79 Принцесса, которая плохо училась........................ 85 Сказка о забывчивой фее................................ 91 Принцесса и фея бабочек................................ 93 История о принце, который носил маску................... 97 Мальчик-чудовище..................................... 101 Сказка о мальчике, который не умел играть................. 106 Утешительная сказка.................................... 109 Сказка о Человеке и Рыбе................................ 113 Методические рекомендации к использованию отдельных сказок... 117 Методические рекомендации к использованию психологических ифв сказкотерапии....................................... 133 Заключение.............................................. 158 Приложение (сказки, сочиненные детьми).................... 159 Первый класс (6,5—7,5 лет)............................... 159 Второй класс (8 лет)..................................... 162 Третий класс (9,5—10,5 лет)............................... 163 Светлана Анатольевна Черняева ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ Главный редактор И. Ю. Авидон Зав. редакцией Т. В Тулупьева Художественный редактор П. В. Борозенец Директор Л. В. Янковский ООО Издательство «Речь» т. (812) 323-76-70, 323-90-63, (095) 502-67-07 E-mail' rech@mail lanck.net www.rech.spb.ru 199004, Санкт-Петербург, 3 линия, 6 (лит. «А») Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99 Подписано в печать 09.04.2002. Формат 60x88 '/i6-Печ. л. 10,5. Тираж 1500 экз. Заказ № 72. Отпечатано в типографии ООО «ИПК "Бионт"» 199026, Санкт-Петербург, Средний пр. ВО., д. 86, тел. (812) 322-68-43
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|