ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выполнение задания N 1.
Задание 1 по начертательной геометрии входит в состав I-й контрольной работы. В нем предлагается комплекс метрических и позиционных задач, в которых исходными и конструируемыми геометрическими элементами являются точки, прямые, плоскости. В задании в качестве исходных данных приводятся координаты трех точек А, В, и С, являющихся вершинами треугольника и определяющих плоскость S (АВС). Требуется решить следующие задачи: 1) построить горизонтальную и фронтальную проекции плоскости S; 2) определить угол a наклона плоскости S к плоскости проекций P1; 3) провести плоскость Q, параллельную плоскости S и расположенную от нее на расстоянии 60 мм; 4) задать плоскость D, проходящую через точку В и перпендикулярную к стороне АС треугольника; 5) построить линию пересечения m плоскости S с конструируемой плоскостью D; 6) определить видимость плоскостей S и D на горизонтальном и фронтальном изображениях, считая обе плоскости непрозрачными. Задание выполняется тушью рейсфедером на чертежной бумаге типа "ватман", формат чертежа- А3 (297х420 мм). Внутри формата проводится рамка, отстоящая от левого края формата на 20 мм, а от трех других краев на 5 мм. Рамка проводится сплошной основной линией, также как и основная надпись. Основная надпись располагается в правом нижнем углу формата вдоль длинной его стороны (рис. 3). При заполнении основной надписи необходимо использовать только чертежные шрифты. Образец заполнения и размеры основной надписи для работ по начертательной геометрии приведены на рис. 3. Задание 1 дается в 24 вариантах. Исходные данные по каждому из 24 вариантов приведены в табл. 2. Для решения первой задачи на формате проводят систему прямоугольных координатных осей. В целях удобства построений результат, в виде двух проекций треугольника - горизонтальной и фронтальной, изображают дважды: сначала в левой половине формата, затем в правой. Это делается для того, чтобы вторую и третью задачи выполнить на левом изображении проекций треугольника, а оставшиеся три - на правой. Порядок решения первой задачи таков: 1) проводят координатные оси х, y, z в левой и правой частях формата; 2) по заданным координатам строят горизонтальные и фронтальные проекции точек А, В, С; 3) соединяют одноименные проекции точек отрезками прямых и на этом заканчивают построение проекций плоскости S (АВС). Известно, что в основе решения второй задачи по определению угла наклона плоскости к плоскости проекций, лежит проведение в заданной плоскости линии наибольшего наклона. В предлагаемой задаче такой линией будет линия наибольшего наклона к горизонтальной плоскости проекций P1. Эта линия лежит в плоскости S и составляет прямой угол с любой горизонталью этой плоскости. Угол наклона этой линии a u, определяемый методом прямоугольного треугольника, и будет равен углу наклона aS плоскости S к плоскости проекций P1. Алгоритм решения второй задачи будет следующим: 1) в плоскости S проводят горизонталь h; построение начинают с фронтальной ее проекции; затем строят и горизонтальную проекцию горизонтали; 2) на горизонтальной проекции плоскости S проводят проекцию линии наибольшего наклона u1. Эта проекция располагается перпендикулярно проекции горизонтали, так как прямой угол между ними проецируется в натуральную величину на P1. Линию u необходимо задать отрезком, указав проекции двух точек плоскости S, через которые она проходит. После чего, используя линии связи, строят и фронтальную проекцию линии u; 3) на фронтальной проекции линии u замеряют относительную высоту одной граничной точки ее отрезка над другой граничной точкой и на горизонтальной проекции отрезка выполняют построение прямоугольного треугольника,
Рис. 3
один из катетов которого равен относительной высоте точек отрезка линии u, а второй равен длине горизонтальной проекции отрезка линии u. Угол между гипотенузой треугольника и проекцией отрезка линии u1 будет равен углу наклона aS плоскости S к плоскости проекций P1; 4) измеряют величину искомого угла и записывают на чертеже. Третья задача является комбинированной. Она включает как позиционные, так и метрические задачи. По характеру решения она является конструкционной, поскольку требуется построить (сконструировать) плоскость параллельную заданной и находящуюся от нее на определенном расстоянии. Известно, что расстояние между параллельными плоскостями может быть измерено по перпендикуляру, проведенному из точки заданной плоскости в направлении конструируемой плоскости. Алгоритм решения этой задачи следующий: 1) вначале необходимо на плоскости S выбрать точку, например точку D (рис.4), из которой было бы удобно провести проекции перпендикуляра к плоскости и выполнить дальнейшие вспомогательные построения таким образом, чтобы они не накладывались по возможности, на проекции плоскости S; 2) горизонтальная проекция перпендикуляра n1 проводится под прямым углом к горизонтальной проекции горизонтали h1 плоскости. Для того, чтобы провести фронтальную проекцию перпендикуляра, нужно предварительно провести в плоскости проекции f1 и f2 фронтали. Фронтальную проекцию перпендикуляра n2 необходимо построить так, чтобы она проходила через выбранную точку D под прямым углом к фронтальной проекции фронтали; 3) после проведения проекций перпендикуляра переходят к построению на нем проекций точки, отстоящей на 60 мм от плоскости S (как в задаче 5 для самостоятельного решения). При этом используется следующий прием: на перпендикуляре n строят проекции вспомогательной точки 3 и определяют способом прямоугольного треугольника длину произвольного отрезка D3 перпендикуляра n. Затем, продолжив гипотенузу построенного треугольника, откладывают от точки D отрезок длиной 60 мм и отмечают вспомогательную точку K*. На основе подобия треугольников строим точку K1 на горизонтальной проекции перпендикуляра, а потом и ее фронтальную проекцию K2. Точка K(K1 ;K2) отстоит от плоскости S на 60 мм. Конструируемая плоскость должна пройти, таким образом, через точку K параллельно плоскости S. Можно задать конструируемую плоскость двумя пересекающимися прямыми, которые будут соответственно параллельны каким-либо двум пересекающимся прямым плоскости S. Четвертая задача является позиционной по своему содержанию. Для ее решения предварительно изучают два возможных способа проведения плоскости, перпендикулярной к заданной плоскости и выбирают из них тот, который соответствует требованиям условия задачи, а именно - проведение конструируемой плоскости D перпендикулярно к прямой АС, лежащей в заданной плоскости S. В этом случае прямая АС будет являться перпендикуляром к конструируемой плоскости D, поэтому целесообразно задать плоскость D двумя пересекающимися прямыми - фронталью и горизонталью, расположив их проекции соответствующим образом по отношению к прямой АС, выполняя условия перпендикулярности прямой и плоскости. Так как по условию конструируемая плоскость D должна проходить через вершину В треугольника, то проекции фронтали и горизонтали должны проходить через одноименные проекции точки В. Для решения пятой задачи - построения линии m пересечения плоскостей S и D, необходимо использовать способ вспомогательных секущих плоскостей, так как обе плоскости занимают общее положение в пространстве. В общем случае проводятся две вспомогательные плоскости, каждая из которых дает возможность построить одну из двух точек, принадлежащих линии пересечения. Так как пересекающиеся плоскости S и D уже имеют одну общую точку В, то в задаче 5 для построения проекций линии m достаточно ввести одну вспомогательную плоскость (плоскость уровня или проецирующую). Она должна пересекать обе плоскости: S и D. На рис. 4 такой вспомогательной плоскостью является плоскость Г. Она даст две линии пересечения: одну с плоскостью S, другую - с плоскостью D. Пересекаясь, они дают вторую точку (5), принадлежащую линии пересечения m. После этого проводятся проекции линии m. Шестая задача не требует специальных построений. При определении видимости плоскостей S и D считают, что плоскости непрозрачны, распространяются во все стороны и не ограничены прямыми, которыми они заданы. Видимость плоскостей определяется способом конкурирующих точек. Конкурирующими называют точки, проекции которых на чертеже совпадают. Для определения видимости плоскостей S и D на горизонтальной проекции используют горизонтальные конкурирующие точки. Одна из них должна лежать на прямой, принадлежащей плоскости S, а другая - на прямой, лежащей в плоскости D. Построив фронтальные проекции точек, рассматривают их положение по высоте и определяют по ним видимость плоскостей. Для определения видимости на фронтальной плоскости P 2 используют фронтально конкурирующие точки. Необходимо отметить, что видимость каждой плоскости меняется по линии пересечения m. Например, если по одну сторону от линии пересечения m плоскость S будет видна, то по другую сторону m - невидима.
Таблица 1 Рекомендуемая система обозначений.
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Таблица 2.
Список рекомендуемой литературы
1. Бубенников А.В. Начертательная геометрия. М., 1985 2. Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. М., 1975 3. Кузнецов Н.С. Начертательная геометрия. М., 1981 4. Начертательная геометрия / Четверухин Н.Ф., Левицкий В.С., Прянишникова З.И., Тевлин А.М., Федотов Г.И. М., 1963 5. Фролов С.А. Начертательная геометрия. М., 1983 ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача 1. Построить третью проекцию точки А на комплексном чертеже (показать ее другим цветом). Номера вариантов и рисунков приведены в таблице 1. Таблица 1.
Задача 2. Построить горизонтальную, фронтальную и профильную проекцию точки, координаты которой приведены в таблице 2. Таблица 2.
Задача 3. Построить недостающую проекцию прямой t, проходящей через точку А. Положение прямой t в пространстве указано в таблице 3. Недостающую проекцию прямой провести другим цветом. Таблица 3.
Задача 4. Определить длину отрезка прямой АВ по заданным его проекциям и углы его наклона к плоскостям проекций, указанных в таблице 4. Таблица 4.
Задача 5. Построить проекции отрезка KL указанной длины, принадлежащей прямой m, и определить углы и его наклона к плоскостям проекций П1 и П2.
Таблица 5.
Задача 6. Определить длину отрезка прямой MN и угол его наклона к плоскости П0 по его проекции. Таблица 6.
Задача 7. Построить проекцию отрезка АВ прямой s, проходящей через точку А /А150/. Параметры положения и длина отрезка указаны в таблице 7. Масштаб 1:1000. Таблица 7.
Задача 8. На комплексном чертеже построить проекцию прямой d, проходящей через точку А, если известны положения прямой d в пространстве, проекции точки А и прямой с и взаимное положение прямых с и d (таблица 8). Таблица 8.
Задача 9. Построить вторую проекцию прямой d, лежащей в плоскости Q. Определитель плоскости указан в таблице 9. Таблица 9.
Задача 10. Определить истинную величину углов наибольшего наклона плоскости к плоскостям проекций П1 и П2 (таблица 10). Таблица 10.
Задача 11. Построить проекции линии пересечения плоскостей Q и D. Определители плоскостей указаны в таблице 11. Таблица 11.
Задача 12. Построить проекции точки пересечения прямой d с плоскостью L и указать видимость прямой (таблица 12). Таблица 12.
Задача 13. Из точки А провести перпендикуляр к плоскости Q и определить кратчайшее расстояние от точки А до плоскости Q. Таблица 13.
Задача 14. Через точку А провести плоскость D, перпендикулярную к прямой ВС, лежащей в плоскости T. Таблица 14.
Задача 15. По комплексному чертежу плоскости S определить элементы ее залегания /азимуты a пад и a пр линий падения и простирания, угол d падения плоскости/. Таблица 15.
Задача 16. Построить чертеж плоскости Р в проекциях с числовыми отметками по заданным элементам залегания, замеренным в точке А. Плоскость Р задать горизонталями. Масштаб 1:100 (таблица 16). Таблица 16.
Задача 17. Используя метод замены плоскостей проекций решить один из вариантов задачи, указанных в таблице 17.
Таблица 17
Задача 18. Используя способ вращения вокруг прямой уровня или вокруг проектирующей прямой, построить истинную величину фигуры, лежащей в плоскости D. Задана одна из проекций фигуры. Определитель плоскости указан в таблице 18.
Таблица 18.
Задача 19. Построить проекции линии пересечения многогранника плоскостью Q и определить истинную величину сечения. Указать видимость линии сечения и поверхности многогранника, считая плоскость непрозрачной. Определитель плоскости указан в таблице 19.
Таблица 19.
Задача 20. Построить проекции линии пересечения поверхности вращения Y плоскостью L. Указать вид кривой линии, полученной в сечении. Отметить видимость поверхности, считая плоскость непрозрачной. Вид поверхности вращения Y и определитель плоскости L указаны в таблице 20. Таблица 20
Задача 21. Определить истинную величину зенитных / g1 и g2 /, а также азимутных / a1 и a2 / углов для каждого из звеньев буровой скважины, заданной двумя проекциями. Таблица 21.
Задача 22. Построить графическую модель буровой скважины t (В, С) с параллельной трассой по заданным зенитному и азимутному углам и указанной глубине скважины. Устье скважины находится в точке В, заданной координатами x, y, z. Определить истинную длину скважины lBC. Масштаб 1:1000 (таблица 22). Таблица 22
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|