Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация начала занятия.




Н.В.НИЩЕВА

 

РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ

Цикл занятий по развитию

лексического состава языка, совершенствованию грамматического

строя речи, развитию связной речи у детей

дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие-конспект

Художник Павел Благов

 

САНКТ-ПЕТЕРБУР

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

 

 

ОТ АВТОРА

Книга «Разноцветные сказки», вышедшая в свет в 1999 году в издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и одобренная Министерством образования Российской Федерации, была первым опытом автора в разработке учебно-методических пособий подобного рода. Конспекты занятий, представленные в ней, были составлены для детей четырехлетнего возраста и направлены на развитие речи, формирова­ние цветовосприятия и цветоразличения у дошкольников.

Новая книга «Развивающие сказки» содержит конспекты десяти занятий для детей, посещающих детский сад последний год. Хронология конспектов соответствует перспективному планированию, разработанному автором и представленному в сборниках «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» и «Си­стема коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» («ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001). Методические разработки, представленные в книге, направлены на всестороннее и последовательное развитие речи у детей и связанных с ней психических процессов. Обучение на занятиях, разработанных автором, осуществляется в ходе игровой деятельности. В них используются дидактические игры на ознакомление с окружающим и формирование грамматической стороны речи, упражнения по формированию звукопроизношения, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания и т. п. Задачи развития речи решаются в единстве с задачами все­стороннего развития личности ребенка. Представленный автором материал решает проблему един­ства коррекционных и общеразвивающих задач, а также при максимальной «плотности» занятий сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности. Это достигается благодаря использо­ванию большого количества заданий, выполняя которые, дети могут подвигаться, сменить позу. Все это вносит в занятия оживление, предупреждает возникновение утомления, учит детей игровым действиям. Применение в ходе занятий не только иллюстраций к сказкам, но и других разнообраз­ных демонстрационных материалов, способствует поддержанию устойчивого внимания детей. Мно­гогранно значение включенных в занятия элементов конструирования, лепки, рисования. Это не только сенсорно-двигательные упражнения, это — средство для углубления представлений об окру­жающем.

Сказки, предложенные в книге, знакомят детей с объектами реальной действительности. Рекомен­дуется проводить занятия по одной сказке в месяц как обобщающее и закрепляющее занятие по темам, направленным на изучение живой природы.

Использование «Развивающих сказок» предполагает тесное взаимодействие логопеда и воспитате­ля, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и инструктора ЛФК. Так, воспитатели помога­ют логопеду подготовить детей к занятию-сказке, выучить необходимые стихи, загадки, отработать сценки. Музыкальный руководитель прослушивает и обсуждает с детьми музыкальные произведения


которые будут звучать на занятиях. Гораздо лучше, если на занятиях прозвучит «живая музыка», а не магнитофонная запись.

К работе на занятиях или подготовке к ним можно привлекать инструктора ЛФК. Подготовка к за­нятиям и их проведение становятся интересными всем, кто в них участвует. Дети с радостью ждут каж­дого нового путешествия, что обеспечивает обучающий и воспитательный эффект сказок. Дома дети с удовольствием выполняют задания к сказкам — здесь к творчеству привлекаются уже и родители.

Каждое путешествие заканчивается выставкой детских работ в группе.

Большую часть сказок автор придумала сама. В основе сказки «Как кузнечик помогал слабым» ле­жит сказка из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Основой для сказки «Как крабик дом искал» стала сказка С. Сахарнова «Крабишкин дом», а для сказки «Как гусь всем завидовал» — сказка В. Сутеева «Это что за птица?». Для занятия «Как олененку маму искали» автор использовала сказку, услышанную более двадцати лет назад, автор сказки неизвестен.

Наряду со стихами А. Барто, С. Маршака, Е. Серовой, А. Мили, В. Бахревского, В. Волиной, народ­ными потешками и играми на занятиях используются стихи, загадки, игры, которые автор сочиняла сама.

Автор надеется, что пособие понравится детям, родителям, педагогам и что путешествия в сказки будут интересными и полезными.

 

КОНСПЕКТ № 1

Путешествие в сказку «Как лебедь остался один»

ТЕМА. Перелетные птицы.

ЦЕЛИ. Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись «Осенней песни» П. И.Чай­ковского, мяч, предметные картинки с изображениями птиц, ребус «Гусь», природные материалы для поделки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организация начала занятия.

Логопед. После нашего путешествия в «Разноцветную сказку» наша знакомая девочка подросла и тоже стала ходить в подготовительную группу детского сада. Сегодня она вновь приглашает в путеше­ствие. Если вы хотите попасть в новую сказку, выполните мои задания.

2. Упражнение «Кто лишний?». Развитие связной речи (употребление в речи сложноподчиненых предло­жений), зрительного внимания, мышления.

Логопед открывает наборное полотно, на котором выставлены предметные картинки: ласточка, грач, лебедь, кукушка, снегирь, журавль.

Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя? Почему? Поста­райтесь ответить на мой вопрос не одним словом, а предложением.

Дети. Здесь лишняя картинка, на которой нарисован снегирь, потому что снегирь — зимующая птица, а все остальные — перелетные.

Логопед. А каких птиц мы называем перелетными?

Дети. Мы называем перелетными тех птиц, которые осенью улетают от нас в теплые края, а вес­ной возвращаются обратно.

3. Разгадывание ребуса. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Логопед. А теперь давайте постараемся разгадать ребус, чтобы узнать название перелетной пти­цы. Запятые после рисунка показывают, сколько звуков нужно убрать в конце слова — названия кар­тинки, а запятые перед картинкой показывают, сколько звуков в начале слова — названия картинки — нужно убрать.

Логопед помещает на наборное полотно карточку с ребусами.

 

,,
    ,,   ,,  
а) б)

Рис. 1

 

Логопед. Что нарисовано на первой картинке? (рис.1, а)

Дети. Губы.

Логопед. Сколько звуков нужно убрать из конца этого слова?

Дети. Два звука.

Логопед. Что останется от слова ГУБЫ?

Дети. ГУ.

Логопед. Кто нарисован на второй картинке? (рис.1, б)

Дети. Лось.

Логопед. Уберите два звука из начала этого слова. Что осталось?

Дети. ГУСЬ.

Логопед. Молодцы! Вы справились с моими заданиями. Рассаживайтесь поудобнее на ковре и слушайте сказку «Как лебедь остался один».

4. Рассказывание логопедом сказки. Развитие слухового внимания, творческого воображения.

Логопед. Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжи­ми. В выходной день девочка пошла на прогулку в Летний сад. Под ногами шуршала опавшая листва. Большие кленовые листья кружились в воздухе.

Упражнение «Кленовые листья». Развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки.

Логопед. Представьте, что вы превратились в кленовые листья и кружитесь в воздухе под музыку

Логопед включает магнитофон. Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, с которой дети были озна­комлены на музыкальном занятии. (Музыкальный руководитель провел с детьми обсуждение прослу­шанной музыки). Дети свободно кружатся в группе. Затем логопед выключает магнитофон v приглашает детей занять места на ковре.

Логопед. Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он мед­ленно плыл, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом видела здесь двух лебедей с це­лым выводком лебедят.

Упражнение «У кого — кто?». Совершенствование грамматического строя речи, образование сущест­вительных с суффиксами -АТ-, -ЯТ-.

Логопед. Вставайте в круг, давайте вспомним, как называются птенцы других перелетных птиц.

У скворца —... (скворчата).

У гуся —... (гусята).

У утки —... (утята). И т. п.

Логопед снова приглашает детей на ковер.

Логопед. «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?»

— Да, все лебеди улетели, — услышала она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели две вороны и беседовали.

— А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.

— Злые люди хотели поймать лебедят, а этот защищал их и сломал крыло. Все лебедята выросли 1 улетели на юг, — ответила ей старая ворона.

Упражнение «Лебедята учатся летать». Развитие координации движений.

Логопед. Представьте, что вы маленькие лебедята, вы учитесь летать.

Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч, а затем выполняют взмахи руками, двига ясь по кругу с высоким подниманием колена. Дети заканчивают выполнение упражнения и садятся на ковер

Логопед. «Теперь лебедь будет зимовать в Летнем саду и ждать возвращения других лебедей,» -продолжала старая ворона.

И действительно, девочка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать ле бедь, и подумала, что обязательно будет приходить к нему зимой и приносить ему угощение. И все-таки де вочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот он обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

Логопед вновь включает магнитофон. Звучит «Осенняя песня».

Логопед. В холодном парке,

Среди льдин,

Зимует лебедь.

Он один.

Не повредил ли он крыло?

Сломал, быть может?

Бедняга, вот не повезло,

Летать не может!

Я возле лебедя стою,

Я видел всю его семью.

С большим семейством лебедят

Он плыл куда-то...

И вдруг над парком

Как взлетят

Все лебедята.

В холодном парке,

Среди льдин,

Остался лебедь.

Он один.

А я все думаю о нем,

Бегу к нему на водоем.

Решил я притвориться:

Я тоже лебедь-птица.

Я поднял руку,

Как крыло.

Но ничего не помогло.

В холодном парке,

Среди льдин,

Скучает лебедь.

Он один.

Логопед выключает магнитофон.

5. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Воспитание бережного отношения к природе.

Логопед приглашает детей занять места за столами.

Логопед. Какую сказку я вам рассказала?

Дети. Сказка называется «Как лебедь остался один».

Логопед. Расскажите, как описана природа в начале сказки?

Дети. Наступила осень. По небу плыли тучи. Листья на деревьях стали желтыми.

Логопед. Куда пошла девочка?

Дети. Девочка пошла на прогулку в Летний сад.

Логопед. Кто из вас был в Летнем саду?

Дети. Я! Я! Я!

Логопед. Вы видели пруд и лебедей в нем?

Дети. Да!

Логопед. А почему в сказке лебедь был один?

Дети. Он защищал своих лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог улететь на юг. А другие лебеди улетели.

Логопед. А почему ворона назвала этих людей злыми?

Дети. Эти люди хотели поймать лебедят, а к природе надо относиться бережно. Пусть птицы жи­вут на воле, не надо их ловить.

Логопед. Где же остался зимовать лебедь?

Дети. Он будет зимовать в домике посреди пруда. А девочка будет приносить ему угощение.

Логопед. Какое у вас было настроение, когда я вам рассказывала сказку, а потом читала стихотво­рение А. Барто «Лебединое горе»?

Дети. Было грустно. Было очень жалко лебедя.

Логопед. Чтобы вам было не так грустно, давайте сделаем поделку «Лебеди в пруду».

6. Коллективная работа над поделкой из природного материала. Развитие творческой фантазии, кон­структивного праксиса, мелкой моторики.

Логопед раскладывает на столе сосновые шишки, покрытые белой водоэмульсионной краской, толстук белую проволоку, мох, маленькие сухие листочки с декоративного кустарника, черный бисер, клей, пласти­лин, белые перышки.

Логопед. Рассмотрите все, что я приготовила для поделки. Как вы думаете, для чего я принеслг зеркало?

Дети. Это будет пруд. В сказке было сказано, что лебедь плавал по зеркальной глади пруда.

Логопед. Хорошо. Положим зеркало на середину стула и представим, что это пруд. Чем мы мо­жем окружить пруд?

Дети. Давайте окружим его мхом.

Дети закрепляют мох по краю зеркала с помощью пластилина.

Логопед. Что мы сделаем, чтобы было видно, что наступила осень?

Дети. Мы приклеим на мох и на зеркало разноцветные осенние листики.

Логопед. Из чего мы можем сделать туловища лебедей?

Дети. Мы сделаем туловища из сосновых шишек.

Логопед. Давайте закрепим их с помощью пластилина на зеркале.

Далее дети изготавливают шеи лебедей из толстой белой проволоки и прикрепляют их с помощью бе­лого пластилина. Из белого пластилина дети лепят головы лебедей, из красногоносы, из черных бусиноъ делают глаза, из перышек — крылья. Логопед помогает детям. Все вместе рассматривают поделки. Лого­пед положительно оценивает работу детей.

7. Организация окончания занятия. Развитие диалогической речи. Логопед. Где мы побывали сегодня?

Дети. Мы побывали в сказке «Как лебедь остался один».

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы играли в игру «Кто лишний?», разгадывали ребусы, слушали музыку и стихи, играл! в игру «У кого — кто?», делали поделки.

Логопед. Если вам понравилась сказка, расскажите маме и папе, а потом попробуйте нарисоват) картинку к сказке. Постарайтесь передать в картинке свое настроение. Завтра мы устроим выставк} будем рассматривать и обсуждать ваши работы.

КОНСПЕКТ № 2

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»

ТЕМА. Домашние животные.

ЦЕЛИ. Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образова ние притяжательных прилагательных). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового ] слухового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи). Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации к сказке, игра «Пастушки», игра «Кого чем угостим?», игра «Кто за забором?», карточки со словами, слогами, схемами слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных