ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ, ОРУЖИЕДрагоценный камень: Тогда, как камень в своей твердости является выражением материи, драгоценный камень указывает на облагороженно- материальное. Его добывают из земли. Таким образом, он олицетворяет собой благородную субстанцию земли. Жемчуг. Жемчужина растет, омываемая водой, в раковине; ее нежное сияние еще напоминает об этом. Жемчужное ожерелье теряет свой блеск, если его долго не носят. Как символ, рожденная-в-воде указывает на душевный мир. Она находится в противоположности к драгоценному камню, указывающему на противоположный мир, на земное. Жилет. Покрывающий грудь, он указывает на движения чувства. Ср. также со словом «куртка». Образное выражение, например: «у него есть белый жилет»*. *То есть: - «Он имеет незапятнанную репутацию». — Прим. перев. Кольцо: Замкнутый в себе круг — это знак соединения, смыкания. Так и заключенное в себе самосознание может быть изображено через символ кольца. Корона: Корона имеет культовое значение при восшествии на трон и помазании правителей на царство. Золотая корона — это зримый знак просветления и мудрости, которые правитель должен излучать в ауре своей главы. Железная корона указывает на пронизанность воли Я и на ее железную силу. Куртка: Этот предмет одежды, покрывающий грудь, указывает на движение в сфере чувств. Меч (и другое оружие): «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Послание к Евреям, гл. 4,12). Мощь слова - это мощь меча; меч помогает и защищает, но также и ранит и убивает. Он обоюдоострый — слово тоже обоюдоостро. Ведомый рукой борца, «меч» означает: собственная, личностная мощь слова. Всегда, когда в сказке упоминается оружие, такое, как стрела, лук, карабин, винтовка, ружье, присутствует указание на целенаправленное и уверенное действие. Обувь. Обувью мы стоим на земле. Как образ, она выражает наше отношение к земному; это, однако, является нашим отношением к жизни, к нашим задачам и возможностям. Тот, кто носит только один башмак, не стоит в жизни полно; носящий продырявленные башмаки потерял навыки и становится беспомощным в своем образе жизни; сношенная обувь указывает на то, что путь подошел к концу. Белая о бувь говорит, что носящий ее умеет жить, исходя из чистых, неземных сил, еще не совсем полностью «вступил» на землю или уже снова отрывается от нее. Черная обувь выражает противоположность: человек связан с землей, находится во власти материального. Красная обувь имеет цвет крови: здоровая алая кровь помогает нам на пути к правильному Я-сознанию и позволяет нам вести деятельный образ жизни. От этой обуви нужно, конечно, отличать огненно-рыжую или огненно-красную обувь, указывающую на эгоизм. Золотая обувь: мудрость и сила светлого ума в образе жизни. Плащ. Душевное в человеке, окружающее оболочкой его и его близких. Оно являет себя в образе короля или королевича, его оболочка показана в виде плаща. Символическая ценность плаща еще ясна нам в облачении священника при отправлении им культа, в служебном одеянии судьи, потому что в этих взаимосвязях плащ — это очевидный символ, а не предмет одежды. Алый цвет королевской мантии говорит о том, что король призван быть хранителем крови своего народа. Рубашка: Рубашка — это покров нашего тела, который надевается первым. Мифы и сказки изображают в виде рубашки совокупность элементарных жизненных сил, пронизывающих физическое тело — то, что Аристотель называет вегетативной душой. Она носитель нашей подсознательной жизни мыслей. Значение имеет то, из какой ткани эта рубашка изготовлена: лен указывает на мыслительное, шелк, продукт длительной метаморфозы, указывает на силы превращения. Шапка: Шапка покрывает голову. Ома есть выражение головного мышления. Подобно тому как шапка ограничивает пас сверху, мозговое мышление ограничивает нас от общедуховного мира. В образном выражении «нужно взять что-то на свою шапку» указывается на личную ответственность сознательной мыслительной деятельности. Этот процесс находит свое отражение в обрядах н обычаях, в светской и в религиозно-культовой жизни. Юбка: Носимая на нижних частях тела, юбка указывает на движения воли. Платье: Надетое поверх рубашки, как второй покров, платье становится в сказке образом второй оболочки. Это совокупность ощущений, чувств, страстей, именно душевной внутренней жизни. Средневековые художники видели и изображали эту совокупность внутренней жизни в виде ауры. Ясновидящему она являет себя в разнообразных цветах, а также в виде золотых лучей в форме яйца и в виде миндалевидного венчика (мандорлы) всех цветов радуги. В сказках цвета не указываются приблизительно, они являются выражением различных душевных данностей. Если внутренняя часть еще очень инстинктивна и имеет родство с животными, то тогда человек появляется в сказке, будучи облаченным в шкуры.
РАСТЕНИЯ Груша: Сочный, нежно-сладкий плод, растекающийся и имеющий форму капли. Она - образ чувства, которое течет, струится. Тот, кто сравнит выражение лица обоих изображений Мадонны Дюрера «Мадонну с яблоком» и «Мадонну с грушей», тому откроется различное символическое значение яблока и груши. Грушевое дерево: Выражение струящегося чувствования в нервной системе и системе органов чувств. Грецкий орех: Грецкий орех похож по своей форме на мозг, который так лее лежит в черепе, как ядро ореха в скорлупке. На языке образов голова обозначается словом «орех». Дерево: Символ нервной системы, которая разветвляется, подобно дереву, а также символ сопровождающих нервную систему сил роста и жизненных сил. Дуб: Суковатое дерево с его исключительно твердой, медленно растущей древесиной многими народами почиталось как священное. Оно было посвящено богу Марсу. Заложенная в человеке сила воли, находящаяся под влиянием Марса, может выступать в сказке в образе дуба. Земляника: Ягода земляники — тоже не «настоящий плод» - является, согласно древнему представлению, целительным средством при состояниях истощения мозга и служит для укрепления сердца. Она есть символ целительных сил любви. Лесной орех: Поскольку лесной орех обладает исключительно высокой питательной ценностью, укрепляет нервы и общие жизненные силы, то старая мудрость гласит: «Семь лесных орехов в день — и не будешь истощен». Орешник. Древняя крестьянская мудрость высаживала ореховый кустарник по углам и вдоль оград, так как люди прославляли его свойство вбирать жизненные силы. Так, этот кустарник (а также и дерево) стал символом тех сил жизни и становления, которые взрастают в человеке подобно дереву жизни. Лилия:. Лилия с верхушечной завязью (другие растения - символы, как яблоко, имеют расположенную внизу завязь, роза — вверху и внизу расположенную завязь, то есть осуществляет посредничество) создает себе в луковице собственную подпочву и, таким образом, не укореняется глубже в земную твердь. Согласно смыслу древнего языка знаков, она не хочет, как роза, быть связана с землей. Белый цветок с его строгой расчлененностью на шесть лепестков и тот факт, что она распространяет свой аромат ночью, указывают на ее обращенность к космосу. С давних времен лилия служила символом девственности. Можжевельник: С древнейших времен можжевельник считается исключительно целебным. Он одаривает жизненными и омолаживающими силами. У кельтов и германцев можжевеловые ветки сжигали на жертвенном алтаре для получения священного дыма. Можжевеловое дерево: Мистериальное дерево кельто-германских народов. Репа: Корень, богатый накопленными питательными веществами. Своим глубоко внутренним обменом веществ с землей он указывает на подсознательные, действующие под поверхностью жизненные силы. Роза: Имеющий пятичленный околоцветник цветок со всегда здоровым ароматом раскрывается на защищенном шипами сильном стволе, который мощно уходит своими корнями в земную твердь. Этот цветок становится символом тон любви, которая уходит от всего ранящего, преодолевает зло и самоотверженно обращена к окружающему миру. Образ христианской любви. Трава: Трава, покрывающая нашу землю своим живым ковром, является образом элементарных, земных, вегетативных жизненных сил. Сено указывает на засыхание этих жизненных сил. Яблоко: В противоположность плодам, завязь которых однозначно развивается наверх, является верхушечной, его завязь, как и у многих родственных плодов, растет вниз, располагается внизу и является одновременно набуханием цветоложа, расширившегося пестика. Завязь дважды покрывает сердцевину оболочкой. Благодаря этой форме и, как представитель других плодов, яблоко по праву стало символом плода древа познания добра и зла, плодом грехопадения. Человек стал гражданином двух миров. Если это падение в разобщении снова поднимается благодаря духовному познанию до высшего единства, то сказка говорит о яблоке жизни, имея в виду мудрость, о золотом яблоке. Яблоня: Древо познания добра и зла. ПИЩА Вино (виноградный сок): Вино — это благороднейший солнечный продукт. Пока человек в силу своей зависимости от рода и племени был групповым существом, он нуждался в вине, которое усиливает чувство жизни и повышает самосознание. В этом смысле оно используется в сказке: усиление Я и воли. Вода: Выходящая из лона земли, вода, как напиток, указывает на стихию древнейшего ощущения и чувствования, которая освежает человека. Мед: Мед - это солнечная пища, оживляющая, оздоровляющая, гармонизирующая; в античную эпоху он составлял кушанье жрецов во время мистерий. Образ меда указывает на духовные силы солнечного, пробуждающего мышление вида. Молоко: Молоко образуется в живом существе в связи с продолжением рода под влиянием сил Луны. В этом отношении оно не является непосредственной земной пищей, оно происходит из сферы органического, оживленного. Это космическая пища. Но молоко делает человека сильным для жизни на земле. В качестве образа оно указывает на космические силы. Хлеб: Подобно тому как хлеб есть всеобъемлющая, важнейшая пища для нашего тела, так духовное познание, обозначаемое в сказках как «хлеб», является пищей для нашей душевно-духовной сущности. Яйцо: Оно содержит зародыш нового живого существа, является символом беспрерывно зарождающейся жизненной силы, также образ всегда обновляющегося ростка. Я в человеке.
ПРЕДМЕТЫ Инструменты для прядения. Веретено и прялка используются в прядении. Они указывают па мыслительный процесс и символизируют прядение нити мысли, логической нити. Образные выражения. «Кто-то прядет»[1], он «потерял нить мысли», он «снова обрел нить». Катушка служит для наматывания, собирания спряденной нити. Катушка и клубок указывают, таким образом, на более или менее закопченные мыслительные процессы. Если они наматываются беспорядочно, то это указывает на «запутывание», если они разматываются, распутываются, то это означает раз-«витие». Мотовило: Служит для того, чтобы собирать нити в пучок. Оно является образом способности соединять логические нити мысли в одно целое, в идею. Печь (плита и т.п.): Источник тепла в доме становится символом источника тепла в доме тела — сердце. Физические и душевные сердечные переживания отражаются в том, что человек видит во сне, например, горящую печь. Ср. также образные выражения, такие, как «горячая любовь», «пламенная любовь», «охладевшая дружба». Сосуд и эквивалентные слова, такие, как кадка, бочка: Эти слова встречаются в сказках в значении маленького, насколько возможно, пристанища на минимальном пространстве. Ср. образные выражения: «загнать в тупик», «стать ниже травы, тише воды». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|