Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХАДИСОВ




ИЗБРАННЫЕ ХАДИСЫ

 

 

Перевод, примечания и указатели:

канд. философских наук

Владимир (Абдулла) Нирша

 

 


 

Пророк, , сказал:

] نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا حَدِيثًا فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَهُ ، فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ ، وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ [

«Да порадует [1] Аллах человека, который услышит от нас нечто и запомнит это, чтобы передать другому, ведь может статься, что он передаст знание тому, кто усвоит (это) лучше него, и может статься, что носитель знания пониманием не обладает». [2]

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаху! Мы восхваляем Его, молим о помощи и прощении, приносим Ему свое покаяние и прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел. Никому не сбить с пути тех, кого Аллах вывел на правильный путь, а тем, кого Он сбивает с пути, никто его не укажет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, .

Сколь велика ответственность человека, направляющего людей к благу и указывающего им прямой путь, и сколь великую милость оказывает Аллах Своему рабу, присоединяющемуся к праведным рабам Аллаха, которые действуют согласно Его шариату и следуют примеру Его пророка Мухаммада, ! Говоря это, мы подчеркиваем, что каждый, кто занимается исламским призывом и обучением людей шариатским наукам, должен придерживаться искренних намерений по отношению к Аллаху Всевышнему. Преподавателю следует стремиться выполнять свою работу так, чтобы это позволило ему осуществить задачи, намеченные программой. Ученику же необходимо помнить, что благодаря изучению этих наук он сможет посеять в своей душе добрые семена, которые принесут благо, свет и руководство, а это значит, что он должен учиться с желанием и усердием, стремиться узнать больше и заниматься поисками знания.

При разработке этой программы мы стремились решить неотложные задачи, соответствующие данному этапу обучения. Поскольку этот этап рассчитан только на один год, мы старались охватить основы шариатских знаний, включить в программу все, что обязан знать мусульманин, и излагать материалы доступным языком с использованием ясных указаний, что позволит достичь поставленной цели и даст ученику возможность сосредоточиться.

При подготовке программы по изучению хадисов мы ограничились использованием надежных сообщений о пророке, , точнее говоря, тех из них, смысл которых нам полностью ясен. Такой подход должен способствовать лучшему усвоению и более глубокому понимаю материала, а также охвату всех пунктов программы, разъяснению рассматриваемых вопросов и подтверждению их связи с реальной жизнью людей.

Успеха добьется тот преподаватель, который с помощью выполнения учебных программ сумеет оказать влияние на формирование умов своих учеников, побудить их стремиться к большему и должным образом познавать суть различных вопросов, благодаря чему они поспешат применять полученные знания на практике. Все это лишний раз указывает на важность задачи обучения, возложенной на преподавателей и тех, кто занимается исламским призывом. Решить эту задачу можно только совместными усилиями учителя и ученика, не говоря уже о необходимости наличия условий, способствующих усвоению программ, средств обучения и тому подобных факторов.

Просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он помог преподавателям и ученикам справиться с благородной задачей по распространению шариатского знания и разъяснению истины людям.

Да осуществляется это ради Аллаха и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада.

 


ЦЕЛИ И УКАЗАНИЯ

а) Цели данной программы

1. Учащийся должен ознакомиться с истинной сунной пророка, , знать место сунны в шариате, отличать сунну от Корана, знать о том, как сунна дошла до нас и какие усилия приложили для этого улемы мусульманской общины.

2. Учащийся должен запомнить ряд хадисов пророка, , после того, как он научится хорошо читать и понимать их.

3. Тексты хадисов подбирались таким образом, чтобы учащийся мог приучаться читать их так, как читал пророк, .

4. Учащийся должен постигать смысл этих хадисов и действовать сообразно их указаниям относительно взаимоотношений раба Аллаха с его Господом, с посланником Аллаха, , с родственниками и братьями по вере.

5. Учащийся должен познакомиться с передатчиками хадисов из числа сподвижников. С этой целью приводятся имена таких передатчиков, сведения об их происхождении и наиболее характерных особенностях, а также даты кончины.

6. Учащийся должен научиться быть терпимым и мягким по отношению к своим братьям и проявлять скромность на словах и на деле.

7. Учащийся должен выражать благодарность Аллаху за Его благодеяния.

8. Учащийся должен уделять внимание молитве и принимать участие в совместных молитвах.

9. Программа направлена на то, чтобы выработать чувство гордости за ислам и ненависть по отношению к неверию, идолам и последователям шайтана.

10. Учащемуся следует стараться следовать примеру пророка, , в таких вещах, как манера есть, пить, одеваться и вести себя в быту.

б) Указания

1. Изучение хадисов дает преподавателю прекрасную возможность воспитывать в своих учениках чувство гордости за ислам и внушать им мысль о необходимости неуклонно придерживаться этой религии.

2. Следование примеру преподавателя позволит учащемуся усвоить теоретический урок на практике и побудит его поддерживать связь с сунной пророка, , олицетворением которой будет являться личность преподавателя.

3. Неуклонное выполнение программы преподавателем позволит достичь желаемых результатов и осуществить намеченные цели, а поэтому делать больше намеченного программой ему не следует, как не следует делать и меньше, поскольку в этом случае он не справится с задачей обучения тех, кого ему доверили обучать.

4. Преподаватель должен приводить примеры из реальной жизни, которые в каждом конкретном случае будут отличаться друг от друга.

5. Преподаватель должен хорошо владеть родным языком ученика, не испытывая никаких затруднений в процессе постоянного использования литературной речи.

6. При разъяснении тех или иных вещей преподаватель должен ссылаться на примеры из жизни пророка, , и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, используя методы воспитания, применявшиеся пророком.

7. Преподаватель должен знакомить учеников с трудами наших праведных предшественников и источниками хадисов, давая им краткие сведения об авторах этих трудов и составителях сводов хадисов после цитирования того или иного текста.

8. Побуждая учеников к пониманию и запоминанию материала урока, преподаватель должен стараться заинтересовать их в этом.

Молим Аллаха оказать нам содействие, указать верный путь и сделать правильными наши намерения.

 


ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХАДИСОВ

Аллах направил к людям Своего пророка Мухаммада, , с Кораном и сунной и уберег Свое Писание от всевозможных искажений, добавлений или сокращений. Аллах Всевышний сказал:

â žw Ïm‹Ï?ù'tƒ ã@ÏÜ»t7ø9$#.`ÏB Èû÷üt/ Ïm÷ƒy‰tƒ Ÿwur ô`ÏB ¾ÏmÏÿù=yz (×@ƒÍ”\s? ô`ÏiB AOŠÅ3ym 7‰ŠÏHxq á

«Не подступиться к нему [3] лжи ни спереди, ни сзади, (ведь это -) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!»[4] Аллах Всевышний также сказал:

$¯RÎ) â ß`øtwU $uZø9¨“tR tø.Ïe%!$# $¯RÎ)ur ¼çms9 tbqÝàÏÿ»ptm: á

«Поистине, Мы ниспослали напоминание и, поистине, Мы будем его оберегать».[5] Посланник Аллаха, , разъяснял Коран своими словами и делами, и поэтому сунна в целом представляет собой пояснение к священному Корану. Ознакомившись с этим введением, учащийся может узнать о том, что собой представляют хадисы, в чем заключается разница между хадисами и Кораном, а также о том, как они были сохранены и дошли до нас.

Сунна и хадисы

Улемы[6] определяли хадисы как сообщения о высказываниях, поступках, невысказанном одобрении, внешнем облике или нравственных качествах и достоинствах посланника Аллаха, .

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КОРАНОМ И СВЯЩЕННЫМ ХАДИСОМ (хадис кудси) [7]

1. Коран ниспослан Аллахом Всевышним, что касается как его формы, так и смысла, и чтение Корана является одним из видов поклонения Аллаху. Человек не в силах создать ничего подобного даже наименьшей суре Корана, достоверность которого подтверждается многочисленностью путей его передачи, каждый из которых, несомненно, является достоверным. Читать Коран и прикасаться к нему запрещается тому, кто утратил состояние ритуальной чистоты, а также женщинам, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение. Кроме того, нельзя передавать айаты Корана по смыслу.

2. Как по форме, так и по смыслу “хадис кудси” исходит от Аллаха, но чтение его как таковое не является поклонением. Такой хадис не является неподражаемым; ни читать его, ни прикасаться к нему не запрещается тому, кто находится в состоянии ритуального осквернения, равно как и женщинам, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение. Среди “хадисов кудси” есть достоверные, слабые и подложные. Передавать их можно по смыслу, примером чего служит хадис, в котором со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, передавая слова своего Всемогущего и Великого Господа, пророк, , сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»[8]

3. Что касается обычных хадисов пророка, то слова их принадлежат посланнику Аллаха, . Чтение таких хадисов не является поклонением. Такой хадис не является неподражаемым. Среди хадисов пророка есть достоверные, слабые и подложные. Ни читать такой хадис, ни прикасаться к нему не запрещается тому, кто находится в состоянии ритуального осквернения, равно как и женщинам, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение. Разрешается передавать такой хадис по смыслу.

Хадисы как довод религии

Подобно Корану, хадисы являются аргументом, подтверждающим истинность этой религии, поскольку Коран и сунна относятся к числу источников шариата, но при этом хадисы служат разъяснением Корана. Аллах Всевышний сказал:

â!$uZø9t“Rr&ur y7ø‹s9Î) tò2Ïe%!$# tûÎiüt7çFÏ9 Ĩ$¨Z=Ï9 $tB tAÌh“çR öNÍköŽs9Î) öNßg¯=yès9ur šcr㍩3xÿtGtƒ á

«Мы ниспослали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, а они призадумались бы...»[9] Что же касается указаний сунны, то об этом пророк, , сказал так:

]فعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الْمَهْدِيِّينَ الرَّاشِدِينَ تَمَسَّكُوا بِهَا وَعَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ[

«...вам следует неуклонно придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этого...»[10]

Письменная фиксация сунны

В первые годы существования ислама посланник Аллаха, , запрещал записывать на одних и тех же листах его слова и айаты Корана, опасаясь, что люди станут принимать одно за другое. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

]لَا تَكْتُبُوا عَنِّي وَمَنْ كَتَبَ عَنِّي غَيْرَ الْقُرْآنِ فَلْيَمْحُهُ [

«(Ничего) не записывайте за мной, а кто записал что-либо, за исключением Корана, пусть сотрет это».[11] Ан-Навави сказал: «Этот запрет действовал в то время, когда существовали опасения, что слова пророка, , будут смешиваться с айатами Корана, но после того как такая опасность миновала, он разрешил вести записи. Говорят, что записывать айаты Корана вместе со словами пророка, , запрещалось только для того, чтобы они не смешивались друг с другом и читатель не принимал одно за другое, а Аллах знает об этом лучше».[12]

Итак, пророк, , разрешил сподвижникам записывать его слова после того, как опасность их смешения с айатами Корана миновала, и он велел делать это Абу Шаху в день овладения Меккой. ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, был одним из тех, кто записывал то, что он слышал от посланника Аллаха, , и к числу таких людей относились ‘Али и ‘Амр бин Хазм, да будет доволен Аллах ими обоими, который записал то, что было сказано пророком, , относительно долей наследства, религиозных обычаев[13] и выкупов за убитых. Кроме того, здесь можно указать на запись хадиса о закяте и минимальном размере имущества, с которого взимается закят. Абу Бакр вручил эту запись Анасу, да будет доволен Аллах ими обоими, которого он направил в Бахрейн для сбора закята.

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в том числе и четыре праведных халифа, уделяли большое внимание записи хадисов. Впоследствии знание получило распространение, а сподвижники, да будет доволен ими Аллах, разъехались по разным странам. Когда халифом стал ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван[14], да помилует их Аллах, он разослал своим наместникам приказ, в котором было сказано: «Ищите и собирайте хадисы посланника Аллаха, ».[15] Кроме того, он написал жителям Медины: «Ищите хадисы посланника Аллаха, , и записывайте их, ибо, поистине, боюсь я, что исчезнет знание и уйдут знающие».[16] Период правления ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза, да помилует его Аллах, считается периодом официальной письменной фиксации хадисов со слов знающих людей, что же касается их записи вообще, то сподвижники, да будет доволен ими Аллах, занимались этим и раньше. Одним из тех, кто записывал хадисы и классифицировал их по тематическому признаку, был имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах. Он считается одним из первых, кто стал заниматься классификацией хадисов, а его труд “ Аль-Муватта ” был составлен согласно различным разделам фикха. Он умер в 173 г. х. Первым же, кто стал классифицировать хадисы по именам их передатчиков или же по иснадам, был Абу Дауд бин Сулейман бин аль-Джаруд ат-Тайалиси, умерший в 204 г. х. Впоследствии были составлены разные виды огромных сводов хадисов. Ниже упоминаются некоторые из них.

1. Своды хадисов под общим названием “Джами‘”, например, “Аль-Джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари, да помилует его Аллах, умершего в 256 г. х. В этом труде им были собраны хадисы по разным отраслям шариатского знания, в том числе по вероучению, установлениям шариата, этике и толкованию Корана.

2. Своды хадисов под общим названием “ Муснад ”, например, “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля (ум. в 241 г. х.). В этом труде им были собраны хадисы, классифицировавшиеся по именам отдельных самых ранних их передатчиков.

3. Своды хадисов под общим названием “Му‘джам”, например, “Аль-Му‘джам аль-кабир”, “Аль-Му‘джам аль-аусат” и “Аль-Му‘джам ас-сагир ” ат-Табарани, да помилует его Аллах. Словом “му‘джам” обозначаются книги, в которых их составители классифицируют хадисы по именам своих шейхов, располагая в большинстве случаев в алфавитном порядке как, например, в вышеупомянутых “Ма‘аджим” ат-Табарани.

4. Своды хадисов под общим названием “‘Иляль”, например, “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни и Абу Хатима. В таких сводах собраны хадисы, имеющие различные дефекты.

5. Своды хадисов под общим названием “Атраф”, например, “Тухфат аль-ашраф би-ма‘рифат аль-атраф” Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази, да помилует его Аллах. Так именуются своды, в которых сначала приводятся те части отдельных хадисов, которые служат указанием на все остальное, и приводятся их иснады.

6. Своды хадисов под общим названием “Мустадрак”, например, “Мустадрак” альХакима. В этом своде он собрал достоверные хадисы, который служат дополнением к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима и отвечают их условиям достоверности.

Общеизвестные своды хадисов

1. “ Сахих ” имама аль-Бухари (ум. в 256 г. х.), да помилует его Аллах.

2. “ Сахих ” имама Муслима (ум. в 261 г. х.), да помилует его Аллах.

3. “ Сунан ” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 303 г. х.).

4. “ Сунан ” Абу Дауда Сулеймана бин аль-Аш‘аса (ум. в 375 г. х.).

5. “ Сунан ” Абу ‘Исы Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 267 г. х.).

6. “ Сунан ” Мухаммада бин Йазида Ибн Маджи (ум. в 275 г. х.).

Если сообщается, что хадис приводится в целом ряде источников, это значит, что он приводится в “ Сахихах ” аль-Бухари и Муслима и четырех вышеупомянутых сводах под общим названием “ Сунан ”.

Если сообщается, что хадис приводится в семи источниках, это значит, что он приводится в шести вышеупомянутых сводах, а также в “ Муснаде ” Ахмада бин Ханбаля.

Если сообщается, что хадис приводится в пяти источниках, это значит, что он приводится в четырех вышеупомянутых сводах под общим названием “ Сунан ”, а также в “ Муснаде ” Ахмада бин Ханбаля.

Если сообщается, что хадис приводится в трех источниках, значит, что он приводится в вышеупомянутых сводах под общим названием “ Сунан ”, за исключением “ Сунан ” Ибн Маджи.

Иснад и матн

Иснадом [17] называется цепь передатчиков данного хадиса, на которую опирается его текст (матн). Примером может служить хадис № 57 настоящей программы, приводимый в “ Сахихе ” аль-Бухари. Аль-Бухари передает, что Сулейман бин Харб сообщил ему, что Шу‘ба сообщил ему, что Катада сообщил ему, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

Здесь иснад начинается со слов аль-Бухари и завершается словами “пророк, , сказал”, матн же начинается словами “Сладость веры ощутит тот” и завершается последними словами хадиса.

Уделяя внимание сохранению сунны, улемы составили множество огромных словарей, в которых приводятся имена передатчиков, и уделяли большое внимание иснадам и матнам хадисов. Ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах, сказал: «Иснад - от религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что пожелал».[18]

Таким образом, предметом науки о хадисах является изучение иснадов и матнов, благодаря чему можно отличить приемлемый хадис, в соответствии с которым следует поступать, от отвергаемого, которым руководствоваться не следует.

Категории хадисов с точки зрения их приемлемости или неприемлемости

1. Достоверный (сахих) хадис

Достоверным знатоки называют хадис с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).

Непрерывным является иснад такого хадиса, каждый из передатчиков этого от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

Беспристрастным считается каждый разумный мусульманин, который не являлся нечестивцем.

Под точностью передатчика подразумевается точность запоминания или записи хадисов.

Под отклонениями подразумевается такие случаи, когда достойный доверия передатчик передает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного лицом, достойным доверия в еще большей степени.

Недостатком (‘ илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.

2. Хороший (хасан) хадис

Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого от первого до последнего отличались беспристрастностью. Такой хадис является лишь немного менее точным, чем подобные ему хадисы, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘ илля).

3. Слабый (да‘иф) хадис

В качестве термина слово “слабый” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию.

Смысл суждения о практическом применении указаний подобных хадисов сводится к тому, что действовать сообразно таким указаниям желательно лишь в том случае, если они касаются добровольного совершения достойных дел. При этом должны быть соблюдены три нижеперечисленных условия:

а) Хадис должен быть не очень слабым;

б) хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии;

в) человек должен действовать в соответствии с указаниями такого хадиса из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности.

4. Подложный (мауду‘) хадис

В качестве термина слово “мауду‘” используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха, , или того, что ему безосновательно приписывается.

По единодушному мнению всех улемов, любому человеку, знающему о том, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثٍ يُرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الْكَاذِبِينَ[

«(Человек,) передавший с моих слов сообщение, которое есть основание считать ложным, станет одним из двух лжецов[19]».[20]

 


1-й хадис






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных