ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБ ЭТИКЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 4 страницаСообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды люди) спросили: «О посланник Аллаха, чей ислам является наилучшим?» Он ответил: «(Ислам) того, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками».[135] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 7. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе указывается на достоинство умения следить за своим языком, поскольку нет никаких сомнений в том, что мусульманин ни при каких обстоятельствах не должен наносить обид своему брату в исламе. Здесь язык упоминается ввиду того, что он является выразителем тайных помыслов человека. В этом хадисе указывается также на достоинство умения не давать воли рукам, поскольку большинство действий совершается ими. Упоминание о руке является тонким указанием на присвоение того, что по праву принадлежит другому человеку. в) Указания 1. Не следует попирать права других людей да-же в малом. 2. Не следует оскорблять никого из людей. 3. Говорить о людях то, что не понравилось бы им, значит наносить им обиду. 4. Не следует передавать людям такие слова, которые могут привести к вражде и разобщению друзей. 5. Брать то, что принадлежит другим, например, ручку или линейку, можно только с их разрешения. г) Вопросы 1. Что вам известно о сподвижнике по имени Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах? 2. Кого можно назвать лучшим мусульманином? 3. Расскажите о братстве в исламе с учетом содержания этого хадиса.
51-й хадис ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СТРЕМЛЕНИЯ К ЗНАНИЮ Tقال: قال رسول اللهr:]طَلَبُ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ[. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поиск знания - обязанность каждого мусульманина».[136] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 2. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе указывается на необходимость поисков знания, что относится к числу первейших обязанностей мусульманина. Полезное знание внушает человеку смирение и страх перед Аллахом и приносит ему пользу при жизни и после смерти, а Аллах Всевышний сказал: â$yJ¯RÎ) Óy´øs ©!$# ô`ÏB ÍnÏ$t6Ïã (#às¯»yJn=ãèø9$# á «Боятся Аллаха из рабов Его только знающие».[137] Наиболее совершенным видом поисков знания является стремление овладеть знанием, оставшимся в наследство от пророка, , понять, в чем состоял смысл его велений, запретов и указаний, следовать его наставлениям и отдавать этому предпочтение перед всеми прочими вещами. в) Указания 1. Одним из подтверждений величия ислама является то, что эта религия называет знание причиной успеха в обоих мирах. 2. Исламу принадлежит пальма первенства в деле призыва к приобретению знания. 3. Поиск знания является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки. 4. Знающему[138] в исламе отдается предпочтение перед поклоняющимся[139]. 5. Искреннее стремление к приобретению знания ради Аллаха сделает учебу, исследования и изобретения поклонением, которое будет принято, если захочет Аллах. г) Вопросы 1. Приведите два из числа указаний этого хадиса. 2. Дополните следующие предложения: * Поиск знания является обязанностью каждого.... * Знающему в исламе отдается предпочтение перед.....
52-й хадис СЛЕДУЕТ ВОЗДАВАТЬ ДОЛЖНОЕ ДОРОГЕ عنْ أبي سعيد الخدري t قال: قال رسول الله r: ] إِيّاكُمْ والجُلُوسَ فِي الطُّرُقاتِ [. قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، مَا لَنَا مِنْ مَجَالِسِنَا بُدٌّ نَتَحَدَّثُ فِيهَا، فَقَالَ رسُولُ اللهِ r: ] فَإِذا أَبَيْتُمُ إِلاَّ الْجُلُوسَ ، فَأَعْطُوا الطَّرِيقَ حَقَّهُ [ ، قَالُوا: وَما حَقُّ الطَّرِيقِ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: ] غَضُّ البَصَرِ، وَكَفُّ الأَذَى، وَرَدُّ السَّلامِ، والأَمْرُ بِالمَعْروفِ، والنَّهْيُ عَنِ المُنْكَرِ [. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «Но мы обязательно должны (делать это), ведь только там мы (можем) собраться и побеседовать (друг с другом)!» Тогда пророк, , сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!» (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого».[140] а) Передатчик этого хадиса Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник Абу Са‘ид Са‘д бин Малик бин Синан аль-Худри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Он участвовал во всех сражениях мусульман после битвы при Ухуде и передал много хадисов. Абу Са‘ид аль-Худри умер в Медине в 53 г. х. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе мусульманину запрещается сидеть на дороге. Причиной этого запрета является то, что человек, который сидит на дороге или на улице, подвергается различным искушениям. Так, например, он может увидеть то, что введет его в искушение[141], или лишит его возможности неуклонно соблюдать права Аллаха и мусульман, тогда как если бы он оставался дома, то не видел бы всего этого, и ему не надо было бы делать того, что необходимо делать в иных обстоятельствах. в) Указания 1. Находиться с друзьями дома лучше, чем стоять на улице. 2. Следует воздерживаться от игр на улице. 3. Необходимо отворачиваться от того, на что запретил смотреть Аллах. 4. Если избежать пребывания на улице невозможно, необходимо воздерживаться от нанесения мусульманам любых обид. 5. Человек, который сидит на улице, должен отвечать на приветствия, указывать людям на благое и предостерегать их от дурного. г) Вопросы 1. Перечислите три из числа обязанностей того, кто сидит на улице. 2. Дополните следующие предложения: * Находиться с друзьями... лучше, чем... на улице. * Человек, который сидит на улице, должен отвечать..., указывать людям на.... и предостерегать их от.... 3. Дополните: - Пророк, , сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть...» 53-й хадис ИСЛАМ ВЕЛИТ БЫТЬ СИЛЬНЫМ عنْ أبي هريرة t قال: قال رسول الله r: ] المُؤْمِنُ القَوِيُّ خَيْرٌ وأَحَبُّ إِلى اللهِ مِنَ المُؤْمِنِ الضَّعيفِ وفِي كُلٍّ خَيْرٌ. احْرَصْ عَلى مَا يَنْفعُكَ واستَعٍنْ باللهِ ولا تَعْجَزْ، وإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ فَلاَ تَقُلْ: لَوْ أَنِّي فَعَلْتُ كَذَا وَكَذا كَانَ كَذَا وَكَذا وَلَكِنْ قُلْ: قَدَّرَ اللهُ وَمَا شَاءَ فَعَلَ فإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشّيْطَانِ [. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: - Сильный верующий [142] лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдет тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-либо [143], не говори: «Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то», но говори: «(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», ибо, поистине, (эти) “если” открывают шайтану (путь к) делам его.[144] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 5. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе указывается на то, что верующий, решимость которого заниматься религиозными делами тверда, лучше, чем слабый верующий. Объясняется это тем, что человек, решимость которого сильна, чаще порицает достойное порицания, более стойко переносит связанные с этим обиды, проявляет больше терпения на пути Аллаха и лучше выполняет свои обязанности, касающиеся совершения молитв, соблюдения поста и т. д. Этого нельзя сказать о слабом верующем, однако и он не лишен блага, поскольку обладает верой. Пророк, , велит стремиться проявлять повиновение Аллаху, стараться заслужить Его награду и обращаться к Нему за помощью во всем, поскольку обращение за помощью к другим не принесет пользы рабу Аллаха. в) Указания 1. Сильный верующий лучше слабого, поскольку сильный верующий делает больше в стремлении к благу. 2. Мусульманин должен использовать свою силу для повиновения Аллаху и оказания помощи другим людям. 3. Мусульманин должен проявлять силу в своих делах, учебе и т. д. 4. Благо присуще верующему, даже если он слаб. 5. Ислам призывает к правильному физическому развитию. 6. Мусульманин должен стремиться к тому, что принесет ему пользу, и обращаться за помощью к Аллаху. 7. В беде необходимо проявлять терпение и хранить веру в предопределенность всего. 8. Запретно говорить “если бы”, сожалея об упущенных возможностях, поскольку эти слова открывают дорогу наущениям шайтана. г) Вопросы 1. Что подразумевается под силой? 2. Дополните следующие предложения: * Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем..., (хотя) в каждом.... * Сильный верующий.... использует свою силу для повиновения Аллаху..., чем слабый. 3. Чем сильный верующий лучше слабого?
54-й хадис ИСЛАМ О ПРАВИЛАХ ИСПРАШИВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ عنْ أبي موسى الأشعري t قال: قال رسول الله r: ] الاسْتئْذانُ ثَلاَثٌ ، فَإِنْ أُذِنَ لَكَ وَإِلاَّ فَارْجِعْ [. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Разрешения войти (следует спрашивать) трижды, и если тебе будет позволено (войти, то входи), в противном же случае возвращайся обратно».[145] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 7. б) Общий смысл этого хадиса Этот хадис служит указанием на то, что если приветствие сочетается с испрашиванием разрешения войти в дом, то его также следует повторять. Кроме того, повторить приветствие несколько раз может быть необходимо и в том случае, когда человек встречается с несколькими людьми, если некоторые из них могут сразу не услышать его слова. В подобном случае произносить слова приветствия можно повторять до трех раз. Прося разрешения войти, нужно сказать: «Мир вам, можно ли мне войти?» После этого человек может назвать себя, но может ограничиться только приветствием. в) Указания 1. Просить разрешения войти следует трижды. Если разрешение будет получено, человек может войти, в противном же случае ему следует покинуть этот дом. 2. Если человек убедится, что хозяева не слышат его, можно просить разрешения войти и более трех раз. 3. Запрещается заглядывать внутрь дома через дыры и щели. 4. Нежелательно слишком долго нажимать на звонок или стучать в дверь. 5. Прося разрешения войти, нужно стоять не прямо перед дверью, а справа или слева от нее. 6. Не следует беспокоить людей, привлекая внимание хозяев с помощью клаксона автомобиля или звонка велосипеда. 7. Мусульманин может войти в личную комнату кого-либо, только попросив позволения. 8. Воспитанный ученик входит в класс только с разрешения преподавателя. г) Вопросы 1. Сколько раз по шариату следует просить разрешения войти? 2. В каком случае можно просить разрешения более трех раз? 3. Дополните следующие предложения: * Мусульманин входит в личную комнату кого-либо,... *... нужно стоять не прямо перед дверью, а... *... слишком долго нажимать на звонок или стучать в дверь.
55-й хадис СЛАДОСТЬ ВЕРЫ عنْ أنس t عن النبي r قال: ] ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ بِهِنَّ حَلاَوَةَ الإِيمانِ: أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَأَنْ يُحِبَّ المَرْءَ لاَ يُحِبُّهُ إِلاَّ لِلّه، وأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الكُفْرِ بَعْدَ أَنْ أَنْقَذَهُ اللهُ مِنْهُ، كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ [. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».[146] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 3. б) Общий смысл этого хадиса В этом великом хадисе посланник Аллаха, , указывает нам на определенные качества и говорит, что человек, которому они присущи, ощутит сладость веры, поскольку обретет спокойствие в обоих мирах. Эти качества присущи такому человеку, сердце которого любит Аллаха и Его посланника, , больше всего прочего, даже если речь идет о его отце, сыне или о нем самом. Признаком такой любви являются выполнение велений Книги Аллаха и сунны Его посланника, , защита религии и т. д. Суть второго качества заключается в том, что мусульманину следует строить свои взаимоотношения с другими людьми на основе любви ради Аллаха, а не ради мирских благ или личных интересов. Суть третьего качества состоит в том, что мусульманин должен ненавидеть неверие так же, как ненавидит он пылающий огонь, и не желать возвращаться к неверию так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь. Признаком этого является повиновение Аллаху, отказ от совершения грехов и стремление к искреннему покаянию. в) Указания 1. Обязательно любить Аллаха и Его пос-ланника больше, чем все остальное. 2. Не следует подчиняться людям, которые велят поступать вопреки велениям Аллаха и Его посланника. 3. Любовь мусульманина к его брату ради Всемогущего и Великого Аллаха является признаком совершенства веры. 4. Мусульманин должен не желать возвращаться к неверию так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь. 5. Человек, которому присущи вышеупомянутые качества, будет спокоен душой и сердцем. г) Вопросы 1. Какие три качества должны быть присущи мусульманину? 2. Что приобретет тот, кому присущи три вышеупомянутых качества? 3. Чего требует любовь к Аллаху и любовь к Его посланнику, ? 4. Дополните: - Пророк, , сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами)...»
56-й хадис ПРОЯВЛЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ К ЛЮДЯМ عنْ جرير بن عبدالله t قال: قال رسول الله r: ] مَنْ لاَ يَرْحَمِ النَّاسَ لاَ يرْحَمْهُ اللهُ [. Передают со слов Джарира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах не помилует того, кто сам не проявляет милосердия к людям».[147] а) Передатчик этого хадиса Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник Джарир бин ‘Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах. Он принял ислам за сорок дней до кончины пророка, , и передал несколько хадисов. Джарир бин ‘Абдуллах, сыгравший важную роль в войнах, которые вели мусульмане, умер в 51 г. х. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе говорится о необходимости проявления милосердия по отношению к людям, однако ислам призывает проявлять милосердие не только к людям, но и ко всему живому вообще. Так, например, это касается домашних животных, по отношению к которым милосердие должно выражаться в своевременном кормлении и поении, облегчении нагрузок и отказа от нанесения им побоев. Аллах не проявит милосердия к тому, кто не жалеет самого себя, не выполняя Его веления, поскольку на таких людей обещания Аллаха не распространяются. Таким образом, в первом случае имеется в виду милосердие, выражающееся в совершении благих дел, а во втором - в воздаянии. в) Указания 1. Милосердие мусульманина по отношению к людям станет причиной того, что Всемогущий и Великий Аллах помилует его. 2. Милосердие по отношению к мусульманам является одним из качеств верующих, а суровость по отношению к ним - одним из качеств неверных. 3. Проявлять милосердие к людям значит уважать их и оказывать им помощь и благодеяния. 4. Необходимо не обижать младших, а ока-зывать им помощь и жалеть их. 5. Шариат поощряет оказание помощи нуждающимся. 6. Необходимо проявлять милосердие по отно-шению к слабым и не обижать их. г) Вопросы 1. Приведите три из числа указаний этого хадиса. 2. Как шариат предписывает относиться к нуждающимся, например, к слепым? 3. Исправьте ошибки в следующих предложениях: * Причинение обид людям послужит причиной оказания милости Аллаха. * Милосердие свойственно неверным, а суровость - верующим.
57-й хадис МУСУЛЬМАНИН ОБЯЗАН ЛЮБИТЬ СВОЕГО БРАТА В ИСЛАМЕ عنْ أنس t قال: قال رسول الله r: ] لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ [. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Не уверует [148] никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе».[149] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 2. б) Общий смысл этого хадиса Ислам придает большое значение укреплению уз любви между мусульманами. Совершенной верой обладает тот мусульманин, который любит своего брата в исламе, желает ему блага и считает его равным себе, стремясь к согласию сердец и единодушию, поскольку эгоизм приводит к ненависти и разобщению. Ислам связывает любовь мусульманина к его брату с самой основой его веры, чтобы он берег эту любовь, что позволит его вере стать совершенной. Однако прийти к такой любви можно только через отказ от зависти, обмана, ненависти и злобы, что достойно порицания. в) Указания 1. Признаком совершенства веры мусульманина является то, что он желает своему брату того же, чего желает себе, и не желает ему того, чего не желает себе. 2. Зависть и злоба приводят к уменьшению веры. 3. Если мусульманин направляет своего брата ко всему благому и удерживает его от всего дурного, это указывает на то, что он любит его. 4. Следует остерегаться эгоизма, то есть желания заполучить все для себя, когда человек забывает о других. 5. Ислам стремится привести людей к тому, что очистит их сердца и послужит основой для установления между ними братских отношений. г) Вопросы 1. Что такое эгоизм? Относится ли эгоизм к числу качеств верующего человека? 2. Дополните следующие предложения: * Признаком совершенства веры мусульманина является то, что он......... своим братьям того же, чего желает себе, и не желает им......... не желает себе. *......... ко всему......... от всего......., это указывает на то, что он любит его. 3. Что вам известно о сподвижнике по имени Анас, да будет доволен им Аллах?
Содержание Предисловие........................................................................................................... 4 Цели и указания............................................................................................ 6 Введение к программе по изучению хадисов............................ 8 Сунна и хадисы................................................................................................ 8 Различия между Кораном и священным хадисом........ 8 Хадисы как довод религии......................................................................... 9 Письменная фиксация сунны........................................................... 10 Общеизвестные своды хадисов............................................................... 12 Иснад и матн................................................................................................ 13 Категории хадисов с точки зрения их приемлемости или неприемлемости..................................................................... 14 1-й хадис: Проявление искренности в делах........................................... 16 2-й хадис: Обязательность поддержания родствен- ных связей........................................................................................................ 18 3-й хадис: Страх перед Аллахом и добрый нрав................................... 20 4-й хадис: Побуждение готовиться к вопросам и отчету................... 23 5-й хадис: Ислам велит проявлять сострадание по отношению к животным......................................................................... 25 6-й хадис: Ислам о правилах приема пищи и питья.............................. 27 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|