Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






При использовании метода «за или против» придерживайтесь нескольких правил.




Ø Старайтесь непредвзято рассматривать мнения отличные от ваших и понимать их логику и ход рассуждений.

Ø Старайтесь убедительно доказать верность какого-либо тезиса не при помощи «громких фраз», а веских аргументов.

Ø Свою точку зрения лучше высказать тогда, когда продемонстрированы все «за» и «против», и обязательно в заключении.

Качество текста реферата должно отвечать ряду требований.

Во-первых, при чтении реферата не должно возникать проблем с пониманием слов и выражений автора. В хорошем реферате легко следовать за мыслью автора, его доказательствами и выводами.

Во-вторых, необходимо уметь письменно выражать свои мысли. Часто «мудреные» фразы вставляются в работу, чтобы произвести впечатление на читающего, хотя обычно это производит обратный эффект. Неверное употребление каких-либо слов вызывает сомнение в компетентности автора:

- неизвестные слова лучше пояснять,

- научные термины употреблять только в крайних случаях,

- иностранные слова лучше всего приводить тогда, когда они действительно как-то по-новому раскрывают значение текста.

В-третьих, стиль реферата должен быть научно-публицистическим, то есть текст должен быть написан как научная статья, публикация.

В-четвёртых, изложение должно быть последовательным и логичным, то есть необходимо обратить особое внимание на то, чтобы все аргументы были четко и ясно сформулированы, а все доказательства были логичны и располагались в определенной последовательности.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли в реферате и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы:

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...

Кроме того, Наконец, Затем, Вновь

Далее, Более того, Вместе с тем

В добавление к вышесказанному

В уточнение к вышесказанному

Также, В то же время, Вместе с тем

Соответственно, Подобным образом

Следовательно, В сходной манере

Отсюда следует, Таким образом

Между тем, Тем не менее

Однако, С другой стороны

В целом, Подводя итоги

В заключение

Итак

Поэтому

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение.

 

Реферат желательно писать с расчетом на то чтобы он был готов за неделю или несколько дней до дня сдачи. В противном случае любой форс-мажор (кончившийся картридж в принтере, срочные дела) могут испортить вам нервы и оценку.

Вечером перед сдачей реферата надо пару раз перечитать его и разработать логичную тактику отстаивания точки зрения, изложенной в реферате, на случай вопросов преподавателя.

Содержание реферата студент докладывает на семинаре, кружке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 7-10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее познакомились с текстом реферата, и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения студенту выставляется соответствующая оценка.

 

При анализе реферата преподаватель оценивает:

1. Эрудированность в рассматриваемой области:

Ø актуальность заявленной проблемы;

Ø степень знакомства с современным состоянием проблемы;

Ø использование известных результатов и научных фактов в работе;

Ø полнота цитируемой литературы.

2. Собственные достижения автора:

Ø использование знаний вне учебной программы;

Ø степень новизны;

Ø научная значимость проблемы;

Ø владение научным и специальным аппаратом.

3. Характеристика работы:

Ø грамотность и логичность изложения материала;

Ø структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

Ø соответствие оформления реферата стандартам.

Технологическая карта унифицированных требований к оформлению реферата представлена в приложении Б.

 

Доклад

 

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Доклад – это

- вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее;

- сообщение, основанное на привлечении документальных данных;

- вид монологической речи, удобная форма изложения конкретной информации.

Доклад может служить средством выражения оценки той или иной ситуации, а также представления результатов качественного и/или количественного анализа данных в четкой и сжатой форме. В нём должна ясно прослеживаться цель его составления, а содержание – непосредственно посвящено исследуемому предмету.

Требования, предъявляемые к докладу:

1. Точность в части фактического материала и содержание обоснованных выводов;

2. Адресная направленность;

3. Посвящение проблемам, непосредственно относящимся к определенной теме;

4. Разделение на части, логично построенные;

5. Достаточная обширность, чтобы исчерпать заявленную тему доклада, но не настолько, чтобы утомлять адресата;

6. Интересно написан и легко читался (слушался);

7. Привлекательное оформление.

Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступления. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное выступление.

Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Обычный доклад должен быть рассчитан на 10-15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного-двух вопросов.

Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может содержать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.

Докладу необходимо придать нужную форму и оптимально расположить его составные части. Ясная структура поможет читателю легче воспринимать материал. Кроме того, план построения работы позволит автору самому организовать его в логической последовательности.

Стандартная схема построения доклада аналогична структуре реферата.

Подготовка доклада может преследовать две цели: первая – информирование, вторая – информирование и убеждение. Когда назначение доклада – информирование, материалы располагаются в простом порядке, позволяющем доводить информацию ясно и четко, с минимальной вероятностью того, что читающий/слушающий что-то перепутает. Беспорядочное перечисление фактов может привести к ошибке, поэтому очень важно, чтобы факты излагались в логической последовательности. Это может быть:

Ø хронологическая последовательность событий;

Ø географическая последовательность (разобраться с районом А, прежде чем переходить к району В);

Ø степень важности (более важные факты упоминаются перед менее важными или наоборот) и прочее.

Если цель автора доклада – убеждение, важно выбрать такой порядок, который естественно приведет читающего к выводам и рекомендациям, которые автор защищает. В докладах это обычно достигается при посредстве логики и рассуждений.

Для доклада можно использовать простую логическую конструкцию: описание событий в логической или хронологической последовательности; заключение; рекомендации (если требуются).

 

К структуре доклада обычно относится:

1. Точность и практическая осуществимость.

2. Учет точки зрения читателя. Доклад, предназначенный для общего пользования, должен быть так составлен, чтобы смысл его был доступен пониманию лиц средней квалификации.

3. Единство доклада. Единство – значит цельность построения доклада. Единство может быть нарушено:

Ø введением в доклад посторонних вопросов, как бы интересны они ни были сами по себе;

Ø внесением в текст деталей, нарушающих течение мысли.

4. Связность доклада. Доклад отличается связностью, если он:

Ø тщательно разделен на части;

Ø части расположены в логической последовательности.

5. Пропорциональность доклада. Пропорциональность требует, чтобы каждому элементу доклада придавалось должное значение, и была уделена соответственная доля внимания.

Краткость доклада – это безусловное преимущество, так как доклад, содержащий нужную информацию в краткой, ясной и сжатой форме, имеет больше шансов быть прочитанным и тем самым выполнить свое назначение.

Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как краеугольный камень будущего здания вашего доклада. Она позволит наиболее рациональным образом использовать имеющееся в вашем распоряжении время. Прежде всего, необходимо обратить внимание на ключевые моменты при подготовке выступления. Существует так называемый «список контрольных вопросов», на которые докладчику полезно ответить самому себе при подготовке выступления, заблаговременно:

- какова цель доклада?

- какова аудитория?

- каково содержание доклада? Оно актуальное? Оно новое?

- как форма подачи материала соответствует цели, аудитории, содержанию?

- что должно остаться на руках и в головах слушателей после доклада?

Приведенные контрольные вопросы позволят добросовестному докладчику повысить вероятность достижения поставленной им цели.

Чтобы облегчить вам работу над докладом, предлагаем разбить процесс на несколько последовательных этапов:

Ø Подбор материалов.

Ø Изучение основных источников по теме (при написании доклада рекомендуется использовать не менее 6-8 источников).

Ø Составление библиографии.

Ø Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Ø Разработка плана доклада.

Ø Работа над текстом.

Ø Оформление материала выступления.

Ø Подготовка к выступлению.

 

СОВЕТЫ

 

1. Определите источники необходимых вам данных (справочники и/или специальная литература);

2. Решите, какого характера данные по степени их уместности и достоверности вам подходят. Вы должны в полной мере понимать материал, которым оперируете;

3. Решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в каком порядке они будут появляться на страницах вашего доклада, образуя его четкую и логичную структуру:

4. Составьте список того, что вам предстоит сделать;

5. Расположите дела в порядке очередности их выполнения;

6. Составьте реальный график работы по каждому из пунктов, включая подготовку чернового варианта доклада.

Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада. Во вступлении необходимо ознакомить читателя с целью, которую автор перед собой ставит, а также со структурой подготовленного им доклада.

Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Каким образом следует излагать материал в основной части доклада? Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы представления материала.

От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение. Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными.

При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Он может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.

Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие – с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис – концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат.

Если в докладе намереваются не просто провести аргументы, но сделать это способом, заставляющим прийти к определенным выводам и рекомендациям, существует правило: начать с более слабых аргументов и постепенно переходить к более сильным.

В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.

Список литературы. В этом разделе перечисляются книги и другие источники, которыми пользовался автор в ходе своих исследований, и на которые ссылается в тексте доклада. Следует правильно указать авторов и название издания.

 

СОВЕТЫ

 

1. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Всегда помните, что цель вашей работы состоит в том, чтобы донести до других свою мысль, а не озадачить или пустить пыль в глаза.

2. Не растекайтесь мысью по древу, используйте четкую терминологию.

3. Избегайте жаргонных выражений.

4. Предложения должны быть короткими и простыми. В противном случае чтение затруднено, смысл ускользает, а утверждения звучат неубедительно. То же относится и к построению абзацев.

5. Пользуйтесь словарем, а если работаете на компьютере, то прогоняйте текст доклада через программу коррекции.

Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.

Техника подготовки краткого изложения состоит в следующем:

а) прочтите весь доклад;

б) сформулируйте его главную тему;

в) прочтите по отдельности каждый из разделов и вычлените их основные выводы или положения;

г) объедините пункты б) и в) в несколько логичных и взаимоувязанных формулировок. Помните, что задачей является подготовка краткого и ясного рассказа, который дал бы полное представление о характере вашего труда;

д) прочитайте подготовленное краткое изложение и убедитесь, что оно верно передает содержание текста и предстанет в глазах читателя самостоятельным информативным произведением.

Известно, что когда сложно учесть все контрольные вопросы, а цена одной минуты и даже одного предложения высока, тогда может применяться такой прием, как составление "карты доклада". Карта позволяет избежать двух распространенных ошибок:

не читать доклад с листа, а говорить его свободно;

избежать “отсебятины”, которая возникает при маленькой аудиторной практике выступающего.

 

Таблица 2.1 - Карта доклада

 

Часть доклада Примерный текст Время, мин.
Приветствие Уважаемые слушатели!.. Уважаемые коллеги!.. Доклад посвящен… 1-2
Постановка проблем Цель доклада… Из поставленной цели вытекают задачи (1, 2, …) Перед нами стояли следующие проблемы/задачи 2-3
Основная часть Рассказ подробный и с примерами, цитатами, цифрами  
Выводы Итак, в прозвучавшем докладе: Главное… Полезное… Новое… 3-4
Ответы на вопросы слушателей    

 

СОВЕТЫ

 

1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

2. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

3. Не бойтесь аудитории – ваши слушатели дружески настроены.

4. Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

5. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию и преподавателей.

6. Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

7. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

8. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

9. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д., поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

При соблюдении этих правил должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных