Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития духовной культуры Кыргызстана во второй половине 19-начале 20 вв




В этот период кыргызский народ сохранял и развивал традиционные формы материальной и духовной культуры. Вместе с тем под воздействием новых социально-экономических отношений и усилившихся контактов с европейскими переселенцами в нее проникали новые элементы других культур.

Главные компоненты материальной культуры – жилище, одежда, пища, по-прежнему изготовлялись из продуктов животноводства и природных ресурсов. Господствующим видом жилища у кыргызов оставалась юрта.

В начале ХХ века в зажиточных семьях стали появляться заводско-фабричные посуды повседневного обихода, керосиновые лампы, деревянные столы и кровати.

В последней четверти XIX века в связи с переселением русского, украинского, немецкого, дунганского населения появились новые типы селений. Планировка улиц и домов напоминали русско-украинские переселенческие селения. Отдельные кыргызские манапы строили капитальные дома с большими усадьбами и множеством хозяйственных построек.

В результате усиления связей с другими народами, развития обмена и торговли некоторые изменения произошли и в традиционной одежде кыргызов. Так вышли из употребления сапоги на высоком каблуке, исчезли нагрудное украшение женских рубах, реже носили кожаные штаны, становились иными по покрою рубахи обеих полов, появилась однобортная, приталенная верхняя одежда.

В этот период богатая и самобытная духовная культура кыргызского народа получила новый импульс для дальнейшего развития. Этому способствовали многие факторы: хозяйственно-культурные сдвиги в крае, распространение литературы и периодической печати, открытие светских учебных заведений, появление талантливых творческих личностей.

По прежнему популярными и любимыми были героические эпосы, во главе с монументальной трилогией «Манас». В сохранении и развитии эпических жанров большую роль играли сказители: Тыныбек (1863-1902), Чоюке Омуров (1886-1965), Шапак Рысмендеев (1863-1956), Тоголок Молдо (1860-1942), Сагымбай Орозбаков (1867-1930).

Известным акыном-письменником был Молдо Нияз.

Просветитель и историк Осмоналы Садыков (1875-1940) подготовил и в 1913 году в Уфе выпустил свой труд «Мухтасар тарых Кыргызия». Историей тюркоязычных народов занимался и Белек Солтоноев (1878-1937).

Наиболее ярким акыном и композитором демократического направления в кыргызской устной поэзии был Токтогул Сатылганов.

Во второй половине XIX и начале XX века получило дальнейшее развитие традиционное образование. В противовес мусульманским школам царское правительство стало открывать русско-туземные школы, сочетавшие систему обучения русских училищ и местных мектебов.

После присоединения Кыргызстана к России, в городах и приграничных районах появились первые медицинские учреждения - военные лазареты при воинских частях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных