Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение и последствия принятия прииссыкульскими, чуйскими, Таласскими и тяньшанскими кыргызами российского подданства. Боромбай, Шабдан баатыр, Уметалы бий, Байтик баатыр




1844 году от имени ыссык-кульских кыргызов к западносибирским властям с прошением о желании принять российское подданство обращается бугинский манап Боромбай Бекмуратов. Но Николай I отклонил просьбу из-за удаленности кочевьев кыргызов от России. 17 января 1855 года присяга от имени ыссык-кульцев была принесена. Это событие положило начало процессу вхождения всей территории Кыргызстана в состав России.

Боромбай Бекмурат уулу (1789-1790 - 1858) – манап из рода белек племени бугу на побережье Иссык-Куля. В 1843 году он построил крепость в местности Кызылункур («Красная пещера») на берегу реки Жуку. В 1844 году от имени своего племени он отправляет к генерал-губернатору Западной Сибири своих послов с обращением о принятии российского подданства. Его послы 17 января 1855 года в г. Омске дали клятву о присоединении к России. Боромбай получил чин полковника русской армии.

Во время войны племен бугу и сарыбагыш его народ перекочевал в сторону Текеса, откуда обратился за помощью к китайским правителям Восточного Туркестана, но ответа не последовало. Большую помощь в прекращении межплеменной войны оказало прибытие русского воинского отряда.

1867 году манап Уметалы Ормонов со своим родом принял российское подданство.

Ормон Ниязбек уулу (Ормон-хан, 1791-1854) – манап племени сарыбагыш, действия которого были устремлены к объединению Северного Кыргызстана и созданию самостоятельного ханства. Ормон-хан жил в сложной исторической ситуации XIX века: межплеменные споры и конфликты, притеснения Кокандского ханства, китайского богдыхана подталкивали его к созданию независимого государства.

Ормон-хан с 17 лет начал принимать участие в боях. В возрасте 30 лет активно включился в управление народом. Его природный ум, дар к управлению были оценены многими племенами, слава о нем распространилась за пределы кыргызских земель. Кокандский хан одарил его ценными подарками, присвоил Ормон-хану звание «парваначы». В 40-х годах XIX века Ормон-хан управлял племенами саяк и бугу, потратил много сил на объединение племен солто, черик, чонбагыш, кушчу, саруу и других северных кыргызских племен. Для этой цели в начале 40-х годов XIX века в Балыкчы он созывает Курултай, на который прибыли правители племен Боромбай, Балбай-баатыр, Муратаалы, Жантай, Калпак, Жангарач, Алыбек, а также послы Кокандского ханства. На Курултае Ормон был провозглашен ханом, по традиции его подняли на белой кошме. Несмотря на все усилия Ормон-хан не добился полного политического объединения кыргызских племен.

В одном из межплеменных конфликтов бугу и сарыбагышей Ормон-хан получил тяжелые ранения и скончался. Русский историк Бернштам назвал Ормон-хана «Малым Грозным».

Шабдан Жантай уулу (1839-1912) – сын Жантай-хана, манап из рода тынай племени сарыбагыш, политический и общественный деятель. Принимал участие в сражениях с русской армией близ Узунагача. За оборону Ташкента Худояр-хан назначил его беком г. Туркестана, но Шабдан-баатыр не стал служить кокандскому хану и под влиянием отца перешел на службу к России и до конца жизни служил русскому царю. В 1876-1877 годах оказал содействие генералу Скобелеву по присоединению алайских кыргызов к России.

За заслуги в службе царской России был приглашен на коронацию Александра III, получил звание воинского старшины, награжден золотыми часами. В 1884 году ему была выделена ежегодная пенсия в размере 300 рублей.

Байтик Канай уулу (1817-1886) - правитель племени солто, пытался расширить свою власть на все кыргызские племена в Северном Кыргызстане, но безуспешно.

В 1862 году Байтик-баатыр руководил восстанием кыргызов племени солто в Чуйской долине против Кокандского ханства. Поводом к восстанию явилось грубое оскорбление сына Байтика Байсала комендантом кокандской крепости Пишпек.

Байтик-баатыр, осадив Пишпек, известил других кыргызских манапов, в частности, сарыбагышей, главный манап которых Джантай со своими джигитами окружил другую кокандскую крепость Токмака. Однако взять эти две крепости повстанцы не могли. Поэтому восставшие во главе с Байтиком решили обратиться за помощью к начальнику Алатауского округа в Верном Колпаковскому. К нему послали брата Байтика Сатылгана с просьбой прислать отряд и артиллерию. Вскоре вечером 13 октября 1862 года отряд Колпаковского окружил Пишпекскую крепость и начал осадные работы.

За заслуги во взятии крепости Пишпек Байтик был награжден золотой медалью на Анненской ленте. Взятие Пишпека и Токмака имело большое значение: кокандское господство над кыргызскими племенами Чуйской долины было уничтожено, а жители приняли подданство России.

Байтик-баатыр принял также участие во взятии царскими войсками кокандских крепостей Мерке, Аулие-Ата, Чымкента. Его заслуги были достойно оценены царским правительством. Ему присвоили чин капитана и удостоили наград: Большой золотой медали на Анненской ленте, ордена Станислава III степени. В 1867 году в числе представителей среднеазиатских народов Байтик съездил в Санкт-Петербург на представление Александру III. Он имел значительное влияние среди кыргызского населения Чуйской долины и царской администрации Пишпекского уезда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных