Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Части речи, принципы их классификации в русском языке.




Практическое занятие № 1

Предмет и объект морфологии.

Основные понятия и единицы морфологии.

Части речи, принципы их классификации в русском языке.

 

Предмет морфологии. Лексическое и грамматическое в слове. Обязательность, регулярность и оппозитивность как отличительные свойства грамматических явлений. Грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ) и грамматическая / морфологическая категория (ГК/МК). Лексико-грамматический разряд (семантико-грамматический) (Л-ГР). Средства и способы выражения ГЗ в русском языке.

Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

 

1. Изучите тему по учебной литературе:

1) Русская грамматика, Т.1. 1980 г.(РГ-80)

2) Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. (любое издание)

3) Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2: Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой (любое издание)

4) Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2, §36-41.

 

2. Начните составление словаря лингвистических терминов (терминологический диктант в конце семестра на зачете): грамматика, грамматическая (морфологическая) категория, лексико-грамматический разряд, грамматическая (морфологическая) парадигма, грамматическое значение, грамматическая форма, средства и способы выражения грамматического значения, словоизменение, словообразование, часть речи; семантические, морфологические и синтаксические признаки части речи.

 

3. Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений (в каждой из пяти групп должно оказаться пять пар). Назовите эти средства. Какое значение ими выражено:

Баран – овца, бéрега – берéга, высокий – самый высокий, двéри – дверú, говорить – сказать, делать – буду делать, добрый – предобрый, избегать – избежать, казáчка – казачкá, махать – махнуть, мужúчки – мужичкú, назвать – называть, написал – написал бы, новый – наиновейший, он – ему, острый – более острый, писать – написать, пожать – пожимать, решать – решить, сжать – сжимать, споем – давай споем, лéса – лесá, умолкать – умолчать, хорошо – лучше, человек – люди.

 

4. Определите, в каких предложениях можно найти названные части речи:


1) имена существительные,

2) имена прилагательные, союз,

3) имена существительные, предлоги,

4) имена существительные, предлоги, союз,

5) глаголы, имена существительные,

6) наречие, слова категории состояния, союз.

 

 

1) Простота – половина спасенья.

2) Коровки с поля – пастуху воля.

3) Беден, да честен.

4) Без хозяина деньги черепки.

5) Хлеба до обеда, а щей до ужина.

6) Неволя волю одолевает.

7) Маленький, да удаленький.

8) Небо в тумане, земля в обмане.

9) Нужда научит кузнеца сапоги тачать.

10) Богатство с деньгами, а голь с весельем.

11) Где холодно, тут и голодно.

12) Где наго, там и босо.


 

5. Отметьте предложения, в которых можно найти:


1) деепричастие,

2) причастие,

3) местоимение,

4) частицу,

5) имя числительное,

6) междометие.

 

 

1) Собрались думу думать кулики, на болоте сидючи.

2) Дожили до того, что не осталось ничего.

3) Не от добра дерево листья роняет.

4) Свели домок в один уголок.

5) Дай справиться, и нам будут кланяться.

6) Не быв звонарём, не быть и пономарём.

7) Это всё ничего, а вот поглядим, что-то вперёд будет.

8) До трёх раз прощай.

9) дураки да бешены, знать, не все перевешаны.

10) Ах, да руками мах.

11) Старость – эхма! А молодость – ой-ой!

12) Дорог подарочек не выпрошенный.


 

6. Определите выделенные части речи:


1) предлог,

2) союз,

3) модальное слово,

4) междометие,

5) частица.

 

1) Смеяться, право, не смешно над тем, что кажется смешно (Н. Карамзин).

2) Переобуть из сапог в лапти.

3) Речи, что мёд, а дела, что полынь.

4) Спереди бы любил, а сзади бы убил.

5) Эх, друг, согнуло тебя в крюк.

6) Высоко летает, да где- то сядет.

7) Кулик не велик, а все- таки птица.

8) надулся, как индюк.

9) Как на лес взглянет, та и лес вянет.

10) Родной ты отец, да только не своим деткам.

11) Ах, ах, а пособить нечем.

12) Кажется, и не плачу, гляжу – слёзы льются.


 

 

7. Определите, к каким частям речи относятся слова из текста и почему (приведите доказательства). Выделите слова, которые могут быть отнесены к разным частям речи. Определите средства и способы выражения грамматического значения.

 

Всякий раз, когда что-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. (Л. Толстой)

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, и осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы (К. Паустовский).

8. Объясните следующие процессы, происходящие в русском языке, подкрепив объяснение примерами:

а) субстантивация (или субстантивирование)

б) адъективация

в) номинализация

г) адвербиализация

д) прономинализация

е) нумерализация

ж) вербализация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных