Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДГОТОВЬТЕСЬ К КОНТРОЛЬНОМУ ТЕСТУ ПО ИМЕННЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ




(Тест №1)

 

Практическое занятие № 4

Глагол как часть речи.

Вид как несловоизменительная категория глагола.

Видовая корреляция. Одновидовые глаголы и двувидовые глаголы.

Залог.

Глагол как часть речи. Частеречная семантика глагола: представление категориальной семантики действия, состояния как процесса.

Инфинитив как особая глагольная форма. Его глагольные показатели. Использование инфинитива в предложении.

Грамматические категории глагола. Спряжение глагола. Основы глагола (настоящего времени и инфинитива) и формообразование. Понятие класса, продуктивные и непродуктивные классы, динамика в этой области.

Вид как несловоизменительная категория глагола. Отображение «внутреннего времени» глагольного слова. Обобщенная семантика глаголов несовершенного вида и глаголов совершенного вида. Средства видообразования глаголов. Видовая пара.

Категория залога как выражение взаимоотношений субъекта и объекта действия в значениях действительного и страдательного залога, которые реализуются и синтаксически, и морфологически. Значение действительного залога. Значение страдательного залога.

 

  1. Изучите тему по учебной литературе.
  2. Вопросы для подготовки:

1) Семантические, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи. Вопрос о парадигме глагола.

2) Как определить класс глагола? Составьте алгоритм спряжения глагола.

3) Переходные – непереходные, возвратные – невозвратные глаголы. Бинарная категория залога. Общая характеристика.

4) Современное понимание категории вида.

5) Признаки видовой пары. Одновидовые глаголы. Как их отличить от парных? Явление двувидовости в русском языке.

6) Понятие о способах глагольного действия. Их разновидности (сравните СД в РГ-80 и учебнике Шанского, Тихонова).

7) Продуктивные и непродуктивные способы видообразования. Средства выражения видовых значений.

  1. Продолжайте составление словаря лингвистических терминов: глагол, парадигма глагола, инфинитив, словоизменительные классы глагола, спряжение глагола, грамматическая категория вида глагола, видовая пара, одновидовые глаголы, двувидовые глаголы, имперфективация, перфективация, непродуктивные / продуктивные способы видообразования, переходные глаголы, грамматическая категория залога.

 

  1. Укажите, к каким лексико-семантическим группам относятся выделенные глаголы:

1) конкретного действия, направленного на объект,

2) состояния человека,

3) движения, перемещения,

4) появления и изменения признака,

5) восприятия,

6) отношения,

7) говорения.

 

1) Временем и дурак правду скажет.

2) Для дураков не за море ездить, и дома есть.

3) Сосед спать не дает: хорошо живёт.

4) Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.

5) Ни с кем не лаялся, а заставляют мириться.

6) Всякая работа мастера хвалит.

7) Дурака учить – только портить.

8) Дурака учить – решетом воду носить.

9) Поменьше говори – побольше услышишь.

10) Глядит в книгу, а видит фигу.

11) Новую одёжу кроят – к старой примеряют.

12) Кроить – не шить: после не распорешь.

13) Много знай, да мало бай.

14) Чужое сено катает – своё гноит.


 

5. Определите синтаксическую роль выделенных инфинитивов:


1) обстоятельство,

2) определение,

3) дополнение,

4) подлежащее,

5) сказуемое.

 

1) Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.

2) Зови гостей поглодать костей.

3) Тарас есть пряники горазд.

4) Нужда научит Богу молиться.

5) Убого убить – добычи не добыть.

6) Наука побеждать.

7) Нищего ограбить – сумою пахнет.

8) С сумой ходить – не хороводы водить.

9) Жить вкрасне хорошо и во сне.

10) Плакать не смею, тужить не велят.

11) Тебя звали обедать, а ты пришёл объедать.

12) Ежовая голица – учить мастерица.


6. Определите способ образования глагольных видовых пар:


1) суффиксальный,

2) префиксальный,

3) супплетивный.

 

1) Что было, видели деды, что будет, увидят внуки.

2) Трудно рано вставать, да хорошо встать.

3) Кошка-пустомойка гостей замывала, да не замыла.

4) Не умел держать за крылышки, за пёрышки не удержишь.

5) Не говори при холопьей онуче: онуча онуче скажет.

6) Убогий мужик и хлеба не ест, богатый – и мужика съест.

7) Худое видели – хорошее увидим.

8) Над кем что не сбывалось, так сбудется.

9) Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.

10) Коли люди врут, так и я соврал.

11) Кто нас помнит, того мы помянем.

12) Бабушка говорила, на двое сказала.

 

 


 

7. Определите, какие из выделенных глаголов:


1) имеют видовую пару,

2) двувидовые глаголы,

3) одновидовые глаголы совершенного вида,

4) одновидовые глаголы несовершенного вида.

 

1) Корова пала – стойло опростала.

2) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

3) Что красен? – Жениться хочу. – Что бледен? – Женился.

4) На смерть детей не нарожаешься.

5) Всё минется, одна правда останется.

6) Пока травка подрастёт, воды много утечёт.

7) Бывает, и глуп молвит слово в лад.

8) Вам Бог дал, а нам посулил.

9) Хотелось пировать, а пришлось горевать.

10) С чем нагрянул, с тем и отпрянул.

11) Хоть волком выть.

12) Над этой бедой уснуть можно.

 


 

8. Определите, к какой группе относятся выделенные глаголы:


1) переходные глаголы,

2) непереходные глаголы,

3) переходные глаголы в значении непереходных,

4) непереходные глаголы в значении переходных.

1) Всякое семя знает своё время.

2) Старые умники вымерли, а молодые не нарождаются.

3) Всякая старина свою плешь хвалит.

4) От хозяйского глаза и конь добреет.

5) Посмотрим, а впредь загадывать нечего.

6) Доехали молодца.

7) На лечёной кобыле не долго наездишь.

8) Завтраками не кормят.

9) Ни плачем заплакать, ни смехом засмеять (горя).

10) Вода прошла, и беда прошла.

11) Чужое горе полусилою горевать.

12) Кто кого сможет, тот того и гложет.

 


 

9. Определите, какие глаголы не выражают залоговых отношений (по трехзалоговой теории):


1) непереходные глаголы без частицы –ся,

2) глаголы с частицей –ся в роли словообразовательного суффикса, который вместе с приставкой образует новое слово,

3) глаголы, которые без частицы –ся не употребляются.

 

1) На воре шапка горит.

2) Два медведя в одной берлоге не уживутся.

3) Дело мастера боится.

4) Не ошибается тот, кто ничего не делает.

5) Домашние семена вырождаются.

6) Напросился, так и напляшись.

7) Мал язык, да всем телом владеет.

8) Жили старые дураки, поживут и молодые.

9) Хвали заморье, а сиди дома.

10) Голодной лисице виноград снится.

11) Поддайся одной боли да сляг – и другую наживёшь.

12) Мир сутки стоял, небо подкоптил, да и разошёлся.


10. Выделите в тексте глаголы, укажите их залог.

Идешь по лесной тропинке, собираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий, чекочущий громкий звук. Это играют, резвятся на дереве проворные белки. Можно долго любоваться, как гоняются они друг за дружкой, носясь по сучьям и по стволу дерева, иногда вниз головою.

Осенью и весной белки линяют. На лето они одеваются в легкую рыжую шубку, поздней весной эта рыжая шубка становится серой, густой и теплой. Белки строят уютные, теплые и прочные гнезда, похожие на сплетенные из тонких ветвей закрытые домики. Домики эти обычно строятся в развалинах густых и высоких хвойных деревьев, с земли их трудно увидеть (Соколов-Микитов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных