ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОДГОТОВЬТЕСЬ К КОНТРОЛЬНОМУ ТЕСТУ ПО ИМЕННЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ(Тест №1)
Практическое занятие № 4 Глагол как часть речи. Вид как несловоизменительная категория глагола. Видовая корреляция. Одновидовые глаголы и двувидовые глаголы. Залог. Глагол как часть речи. Частеречная семантика глагола: представление категориальной семантики действия, состояния как процесса. Инфинитив как особая глагольная форма. Его глагольные показатели. Использование инфинитива в предложении. Грамматические категории глагола. Спряжение глагола. Основы глагола (настоящего времени и инфинитива) и формообразование. Понятие класса, продуктивные и непродуктивные классы, динамика в этой области. Вид как несловоизменительная категория глагола. Отображение «внутреннего времени» глагольного слова. Обобщенная семантика глаголов несовершенного вида и глаголов совершенного вида. Средства видообразования глаголов. Видовая пара. Категория залога как выражение взаимоотношений субъекта и объекта действия в значениях действительного и страдательного залога, которые реализуются и синтаксически, и морфологически. Значение действительного залога. Значение страдательного залога.
1) Семантические, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи. Вопрос о парадигме глагола. 2) Как определить класс глагола? Составьте алгоритм спряжения глагола. 3) Переходные – непереходные, возвратные – невозвратные глаголы. Бинарная категория залога. Общая характеристика. 4) Современное понимание категории вида. 5) Признаки видовой пары. Одновидовые глаголы. Как их отличить от парных? Явление двувидовости в русском языке. 6) Понятие о способах глагольного действия. Их разновидности (сравните СД в РГ-80 и учебнике Шанского, Тихонова). 7) Продуктивные и непродуктивные способы видообразования. Средства выражения видовых значений.
1) конкретного действия, направленного на объект, 2) состояния человека, 3) движения, перемещения, 4) появления и изменения признака, 5) восприятия, 6) отношения, 7) говорения.
1) Временем и дурак правду скажет. 2) Для дураков не за море ездить, и дома есть. 3) Сосед спать не дает: хорошо живёт. 4) Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит. 5) Ни с кем не лаялся, а заставляют мириться. 6) Всякая работа мастера хвалит. 7) Дурака учить – только портить. 8) Дурака учить – решетом воду носить. 9) Поменьше говори – побольше услышишь. 10) Глядит в книгу, а видит фигу. 11) Новую одёжу кроят – к старой примеряют. 12) Кроить – не шить: после не распорешь. 13) Много знай, да мало бай. 14) Чужое сено катает – своё гноит.
5. Определите синтаксическую роль выделенных инфинитивов: 1) обстоятельство, 2) определение, 3) дополнение, 4) подлежащее, 5) сказуемое.
1) Худо жить тому, у кого ничего нет в дому. 2) Зови гостей поглодать костей. 3) Тарас есть пряники горазд. 4) Нужда научит Богу молиться. 5) Убого убить – добычи не добыть. 6) Наука побеждать. 7) Нищего ограбить – сумою пахнет. 8) С сумой ходить – не хороводы водить. 9) Жить вкрасне хорошо и во сне. 10) Плакать не смею, тужить не велят. 11) Тебя звали обедать, а ты пришёл объедать. 12) Ежовая голица – учить мастерица. 6. Определите способ образования глагольных видовых пар: 1) суффиксальный, 2) префиксальный, 3) супплетивный.
1) Что было, видели деды, что будет, увидят внуки. 2) Трудно рано вставать, да хорошо встать. 3) Кошка-пустомойка гостей замывала, да не замыла. 4) Не умел держать за крылышки, за пёрышки не удержишь. 5) Не говори при холопьей онуче: онуча онуче скажет. 6) Убогий мужик и хлеба не ест, богатый – и мужика съест. 7) Худое видели – хорошее увидим. 8) Над кем что не сбывалось, так сбудется. 9) Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили. 10) Коли люди врут, так и я соврал. 11) Кто нас помнит, того мы помянем. 12) Бабушка говорила, на двое сказала.
7. Определите, какие из выделенных глаголов: 1) имеют видовую пару, 2) двувидовые глаголы, 3) одновидовые глаголы совершенного вида, 4) одновидовые глаголы несовершенного вида.
1) Корова пала – стойло опростала. 2) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. 3) Что красен? – Жениться хочу. – Что бледен? – Женился. 4) На смерть детей не нарожаешься. 5) Всё минется, одна правда останется. 6) Пока травка подрастёт, воды много утечёт. 7) Бывает, и глуп молвит слово в лад. 8) Вам Бог дал, а нам посулил. 9) Хотелось пировать, а пришлось горевать. 10) С чем нагрянул, с тем и отпрянул. 11) Хоть волком выть. 12) Над этой бедой уснуть можно.
8. Определите, к какой группе относятся выделенные глаголы: 1) переходные глаголы, 2) непереходные глаголы, 3) переходные глаголы в значении непереходных, 4) непереходные глаголы в значении переходных. 1) Всякое семя знает своё время. 2) Старые умники вымерли, а молодые не нарождаются. 3) Всякая старина свою плешь хвалит. 4) От хозяйского глаза и конь добреет. 5) Посмотрим, а впредь загадывать нечего. 6) Доехали молодца. 7) На лечёной кобыле не долго наездишь. 8) Завтраками не кормят. 9) Ни плачем заплакать, ни смехом засмеять (горя). 10) Вода прошла, и беда прошла. 11) Чужое горе полусилою горевать. 12) Кто кого сможет, тот того и гложет.
9. Определите, какие глаголы не выражают залоговых отношений (по трехзалоговой теории): 1) непереходные глаголы без частицы –ся, 2) глаголы с частицей –ся в роли словообразовательного суффикса, который вместе с приставкой образует новое слово, 3) глаголы, которые без частицы –ся не употребляются.
1) На воре шапка горит. 2) Два медведя в одной берлоге не уживутся. 3) Дело мастера боится. 4) Не ошибается тот, кто ничего не делает. 5) Домашние семена вырождаются. 6) Напросился, так и напляшись. 7) Мал язык, да всем телом владеет. 8) Жили старые дураки, поживут и молодые. 9) Хвали заморье, а сиди дома. 10) Голодной лисице виноград снится. 11) Поддайся одной боли да сляг – и другую наживёшь. 12) Мир сутки стоял, небо подкоптил, да и разошёлся. 10. Выделите в тексте глаголы, укажите их залог. Идешь по лесной тропинке, собираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий, чекочущий громкий звук. Это играют, резвятся на дереве проворные белки. Можно долго любоваться, как гоняются они друг за дружкой, носясь по сучьям и по стволу дерева, иногда вниз головою. Осенью и весной белки линяют. На лето они одеваются в легкую рыжую шубку, поздней весной эта рыжая шубка становится серой, густой и теплой. Белки строят уютные, теплые и прочные гнезда, похожие на сплетенные из тонких ветвей закрытые домики. Домики эти обычно строятся в развалинах густых и высоких хвойных деревьев, с земли их трудно увидеть (Соколов-Микитов). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|