Тип ОСУ
| Функции, сущность
| Достоинства
| Недостатки
| Область применения
|
Строго
линейная
| Отдача приказов и
их исполнение
| Лаконичность,
доступность
понимания,
достаточно
одного
управляющего
| Необходимость
выполнения разных
функций управления требует привлечения универсалов
| В небольших организациях
с элементарными
функциями
|
Линейно-штабная:
| Строго линейные + штабные
организационные
элементы
| Полное использование
фирмой опыта и знаний штабного
персонала
| Возрастание числа и сложности
деловых связей,
опасность подрыва
авторитета
линейного персонала
| В фирмах, где требуется СА производства, его
прогноз, решение
правовых вопросов и т.д.
|
А.
Генеральный тип штата (общий,
координационный
| Координация
и контроль работы всей фирмы в различных сферах
|
Б. Специальный (технический)
тип штаба
| Большая
специализация,
более глубокие знания в немногих
сферах НТД
|
Наиболее полная
функциональная
| Предоставление штабному
персоналу
расширенных
управленческих полномочий
| Расширение
возможностей
для специализации, ускорение ППР
из-за отсутствия согласований
| Нарушение
принципа прямого подчинения, возможность возникновения
конфликтов с линейными управляющими
| Для выполнения особо важных видов работ
(в высоких эшелонах
руководства ВПО)
|
Линейно-
функциональная
| За цели и ресурсы ответственны
линейные
руководители
| Универсальность,
разнообразие
организационных форм
для управления
любой сложности
| Жесткие требования к квалификации
руководителей
| В относительно простых
организациях
|
Дивизионная
(дивизиональная)
| Модификация ЛФС в связи с увеличением
номенклатурного и
функционального разнообразия
(диверсификация)
| Универсальность
| Сложность
отношений и связей по управлению НТД
| На уровне руководства
отраслью — ВПО, внутри отрасли — ПО, внутри ПО — транспортные,
ремонтные, проектные
и прочие отделения
|
Линейно-программные (централизованные)
| Становление
самостоятельных ОУ, целевые программы,
межотраслевые комплексы; полное подчинение всех
единому органу
линейного
руководства
| Высокий уровень организованности,
четко распределение
ответственности; высокая эффективность
управленческого механизма
| Неэкономность
при большом числе
программ
(дубль функций,
организационных служб)
| Для выполнения сложных, дорогих и долговременных программ
(в авиационной
и ракетной технике)
|
Координационная
| Перераспределение
функций
управления между сложившимися
звеньями в целях его
совершенствования; согласовывание
межотраслевых взаимоотношений
исполнителей программ по горизонтали
| Простота
организационного механизма,
высокая
адаптивность
| Незначительная разгрузка высшего руководства от
оперативного
управления
программами; слабое влияние
на предотвращение нарушений в ходе
выполнения
| Для программ
со слабой производственной
кооперацией и
где достаточно координировать планы исполнителей и распределять ресурсы
между ними
|
Матричная
| Эффективное
сочетание управления
по программам
с управлением
линейными
подразделениями; переход
от руководителя программы
непосредственного
контроля специалистов к
содержанию их деятельности: что и когда должно быть сделано. Линейные руководители
решают: кто и как будет выполнять ту или иную работу?
| Связь линейной ответственности по вертикали с
ответственностью по горизонтали, т.е. обеспечение
управления
по функциям и программам;
установление
рационального потока информации;
наибольшая
универсальность
и гибкость
| Вследствие
двойного
подчинения —
увеличение
конфликтов и
дезорганизация
в работе
| Особенно в условиях
высокой степени
кооперации
|
Примечание. Практическая реализация: формирование комплексных творческих бригад — научных сотрудников, конструкторов-технологов, эксплуататоров
|