Что такое СА?
| В широком смысле:
|
• это область исследований, где нет общепринятой терминологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
|
• это область исследований, где нет общепринятой терминологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
|
• это очень широкая область с большим разнообразием постановок задач, а следовательно, методов их решения; она лежит на стыке ряда отраслей науки и сфер человеческой деятельности;
|
• это методология уяснения (понимания) или упорядочения (структуризации) проблемы, которая может быть решена без ЭВМ и математики.
|
• это ограничение применения аналитических процедур; синтез должен стать господствующим, а анализ — соподчиненным;
|
Суть
упорядочения
| Упорядочение — расположение элементов в определенной последовательности в зависимости от некоторых их
признаков
|
Суть структуризации
| Структура — частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо одному признаку. Структуризация направлена на:
|
• выяснение реальных целей системы;
|
• выяснение альтернативных путей достижения этих целей;
|
• достижение взаимосвязей между элементами;
|
• понимание внешних условий, в которых возникла проблема; отсюда ограничения и последствия того или иного курса действий.
|
Средство первичного упорядочивания
| Это метод сценариев. Сценарий — преимущественно
качественное описание возможных вариантов развития ОИ при различных сочетаниях определенных условий.
|
Метод
Дельфи
| В отличие от метода сценариев, он предполагает
предварительное ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели.
|
Дерево целей
| Это основная форма модели в СА. ДЦ — связной граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между целями.
|
Проблемы СА
по степени структуризации
| Проблемы различают по признакам:
|
• ясность, осознанность постановки;
|
• степень детализации элементов и их взаимосвязей;
|
• соотношение количественных и качественных
факторов, отмечаемых в постановке.
|
Таким образом, выделяют три класса проблем:
|
• хорошо структуризованные, или количественно сформулированные;
|
• неструктуризованные, или качественно выраженные;
|
• слабо структуризованные, или смешанные, содержащие качественные и количественны элементы.
|
Структура системы
| В СА наблюдатель фиксирует только видимые структуры и путем преобразования системы выявляет скрытые структуры, за которым скрывается новое качество, которое нужно выявить для решения задач. Структура системы — это дальнейшая абстракция, это способ связи.
|
Структура коллектива
| Она будет различной в зависимости от того, по какому признаку «ранжируются» члены коллектива: по профессии, квалификации, стажу, заработку, должности и т.д.
|
Структура
ТС
| ТС различают по составу, назначению (функциям), принципу действия, качеству (надежности), экономичности, габаритным размерам и массе, компоновке, степени дублирования, эффективности, сложности, связям, организации...
|
Основные задачи СА
| • Правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему, перевести ее из неструктуризованного класса в слабо структуризованный;
|
• собрать информацию по проблеме для разработки мероприятий ее исследования;
|
• выявить назначение системы, решающей проблему, с тем чтобы определить ее состав, методы взаимодействия с другими системами;
|
• разработать несколько вариантов развития ТС при различных условиях;
|
• выбрать единственный наилучший курс развития системы;
|
• выявить основные цели развития системы;
|
• выявить критерии эффективности деятельности системы;
|
• установить взаимосвязь целей данной ТС со средствами их достижения;
|
• разработать программу развития системы;
|
• проверить эффективность взаимодействия подсистем, выявить узкие места и устранить их;
|
• выявить эффективность организации управления, функции и структуру органов управления;
|
• разработать конкретные показатели управления
(прогнозирования);
|
• сформулировать цели создания системы и т. д. и т. п.
|
Особенность
СА
| Как уже отмечалось, использование математического аппарата
и ЭВМ не обязательно может быть необходимым. Иногда может быть достаточно серьезного размышления над проблемой. Но в любом СА присутствуют пять обязательных элементов:
|
• цель или ряд целей;
|
• альтернативные средства, с помощью которых может быть достигнута цель;
|
• затраты ресурсов, требуемых для каждой системы;
|
•логическая и математическая модели, т. е. система связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и требованиями на ресурсы;
|
• критерий выбора предпочтительных альтернатив; с его помощью сопоставляются цели и затраты и пр.
|
Главное в
СА
| Как сложное превратить в простое, как труднопонимаемую проблему превратить в серию задач, имеющих метод решения; поиск эффективных средств исследования и управления сложными объектами.
|
Самое
ценное в СА
| Правильная постановка целей и составление программы их достижения — это важнейший ресурс государства, залог неуклонного повышения эффективности обществ и частного производства.
|
Область
применения СА
| Для решения крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными затратами.
|
Человеческую деятельность можно условно разделить на две области;
|
• область рутинной деятельности, т. е. регулярных, повседневно решаемых задач;
|
• область решения новых, впервые возникающих задач.
|
В первой из них способы решения задач обычно хорошо отработаны и почвы для СА не представляется, хотя само наличие рутины в некоторых случаях составляют проблему (например, тенденция к постоянному увеличению работников аппарата управления). Во второй области (перспективном планировании, науке) методы СА применимы почти повсеместно.
|
В каких ситуациях
возникает
потребность
в СА?
| • При решении новых проблем, когда с помощью СА формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;
|
• если решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения;
|
• если проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства, и ПР по ним требует учета полных эффективности и затрат;
|
• при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
|
• во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;
|
• в случаях, когда осуществляется улучшение производства или экономических отношений;
|
• во всех проблемах, связанных с автоматизацией производства, созданием АСУ, АСТПП;
|
• если принимаемые на будущее решения должны учитывать факторы неопределенности и риска;
|
• когда выработка ответственных решений принимается на определенную перспективу (15―20 лет);
|
• везде, где требуется выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы.
|