Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В первом случае воздействию подвергается сам объект.




Так, изучая различия между наречием и кратким прилагатель­ным в современном русском языке, исследователь может по­мещать словоформу в тот или иной контекст, характерный для употребления наречия и краткого прилагательного. Ср.: мелко писать — сочетание с глаголом; следовательно, мелко в данном употреблении — словоформа наречия; озеро мелко — сочетание с существительным; следовательно, второе мелко — словоформа прилагательного. Основа же подобного вывода кроется в знании принципа сочетаемости наречия и краткого прилагательного.

В приведенном случае воздействие заключается в том, что одно и то же слово перемещается в разные словосочетания.

Во втором случае видоизменяется модель объекта. Мыс­ленный эксперимент часто проводится в литературоведении, когда, истолковывая те или иные психологические коллизии, сложные отношения между героями произведения, исследова­тель ставит их в возможные ситуации, «проигрывает» несколько им созданных вариантов, с тем чтобы доказать правомерность авторского решения (либо опровергнуть его!). Примером мыс­ленного эксперимента служит поиск исследователем ответа на вопрос: А что изменилось бы в романе «Евгений Онегин» А. Пуш­кина, если бы Ленский не был убит на дуэли? В подобных случаях реальный эксперимент, по понятным причинам, невозможен.

Эксперимент имеет дело с фактами, найденными в ходе на­блюдения, рассматривает изучаемый объект в динамике: при из­менении самого объекта, его модели (наш второй пример) или условий его существования (первый пример). Исследователь получает знания о жизни объекта, в чем состоит познаватель­ная ценность метода эксперимента в филологии.

Иногда к эксперименту относят и анкетирование как спо­соб получения информации от носителей языка, читателей, спе­циалистов путем воздействия на них через вопросник анкеты.

Анкетирование распространено, например, при изучении чи­тательского спроса, уровня эстетического развития учащихся, в психолингвистике, социолингвистике, при установлении степени владения языком в условиях дву- или многоязычия и др. К ан­кетированию часто прибегают составители рекламных текстов, чтобы понять, какой из текстов обладает большей степенью воз­действия на потенциального потребителя услуг и товаров.

Приведем пример. Для установления степени действенности текста, рекламирующего некий предмет (шкатулку для хране­ния украшений), проведено анкетирование, задачами которого было получить от аудитории потенциальных покупателей ин­формацию о видении ими рекламируемого товара, о словесной и несловесной (рисунок шкатулки) составляющих рекламного текста, о рекламном тексте как целом. В описываемом здесь при­мере информация первого рода была получена на основе анкеты. Она содержала ряд вопросов, в том числе:

1. Каково Ваше первое впечатление от шкатулки?

2. Какие ассоциации она вызывает у Вас?

3. Что Вам понравилось в ней?

4. Что не понравилось?

5. Завершите предложение:

— Когда я беру в руки эту вещь...

— Самое важное в ювелирных изделиях...

— Человек, который имеет эту шкатулку...

6. Составьте короткий рассказ (из 3—5 предложений) об этом изделии.

7. Придумайте как можно больше названий для этой шкатул-

8. С чем можете сравнить этот предмет?

14. О себе: пол: м/ж, возраст: до 20—20—25—30.

Спасибо!

(Приведенная совокупность вопросов составлена студентом- филологом. Эти вопросы дали возможность узнать, что видит потенциальный покупатель в этом предмете и, самое главное, каким должен быть рекламной текст4.)

Перейдем к рассмотрению методов теоретического исследо­вания.

Классификация (лат. с1а$$1с — разряд и фасете — делать) — ме­тод исследования, выражающийся в преднамеренном и целена­правленном обобщении и систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа (основания классифика­ции) и путем установления связей между возникшими типами. Примеры классификаций: родо-видовая классификация про­изведений художественной литературы; классификация рече­вых жанров; деление звуков речи на гласные и согласные и др. В основе классификации лежит логическая операция деления множества на подмножества (классы).

В филологических исследованиях важны два вида класси­фикации: описательный, объяснительный.

1) Систематизация материала по уже известным в науке основаниям. Например: среди способов передачи чужой речи выделяется несобственно-прямая речь. Ее задача состоит в том, чтобы фрагментом текста, формально принадлежащим пове­ствователю, передать суждения, размышления персонажа, на­блюдаемую им картину. Иначе говоря, текст устроен так, что при формальной принадлежности его повествователю содержатель­но он принадлежит и персонажу.

См. текст из романа Л. Толстого «Анна Каренина»: Она хоте­ла упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона.

Не выделенная полужирным шрифтом часть текста — это слова повествователя: он видит происходящее. Последнее же, выделенное, предложение, не отличаясь в формальном отноше­нии от слов повествователя, передает ощущение необходимости сделать то-то и то-то, возникающее у персонажа (здесь: у Анны Карениной): надо — таково решение именно персонажа (не по­вествователя). Несобственно-прямая речь может использоваться для передачи высказывания персонажа или его внутренней речи.

Если, обращаясь к новому, еще не изученному тексту, ис­следователь подводит обнаруженные им факты несобственно- прямой речи под уже выделенные и зафиксированные в науке классы, то в этом случае он применяет классификацию первого вида. Эта классификация является описательной.

2) Систематизация материала на основе принципов, проце­дур, оснований, которые науке еще не известны и разрабатыва­ются в данном исследовании одновременно с изучением матери­ала. Так, изучение песенного творчества В. Высоцкого поставило перед исследователями задачу «прописать» его песни в системе литературных жанров. Песни Высоцкого не «помещались» в традиционную систему жанров, в которой жанр рассматрива­ется как типическая форма целого произведения, тип словесно- художественных структур, тип литературного произведения и др. Т.В. Сафарова5, изучавшая песенное творчество В. Высоц­кого, нашла иное основание для выделения класса авторской песни: доминирующая авторская установка как первоэлемент жанра и принцип его образования. Материал песенного твор­чества В. Высоцкого позволил выделить, например, авторские установки, ориентированные на поучение, обличение, восхва­ление; утверждение или отрицание всякого рода ценностей; на определенный тип общения автора с потенциальным читателем, и др. Таким образом, найдено то основание, которое и объеди­няет авторские песни Высоцкого в один класс, и в то же время служит объяснению их разнообразия (основания деления мате­риала на втором, более низком уровне). Классификация данного типа является объяснительной.

В филологии востребованы классификации обоих типов. Одна из них позволяет доказать факт стабильности изучаемого объекта; вторая демонстрирует момент его динамики (развития, функционирования).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных