Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ




Социально-психологический тренинг — это психологичес­кое воздействие, основанное на активных методах группо­вой работы. Это форма специально организованного обще­ния, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания пси­хологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (Прутченков А.С., 1996).

Во время занятий у подростков происходит смена внут­ренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.

Ь97

Во время тренинговых занятий каждый подросток окру­жается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на по­мощь других. Поэтому он способен активно пробовать раз­личные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится до­верять людям. Эти занятия готовят к более активной и пол­ноценной жизни в социуме. Задача группы социально-пси­хологического тренинга — помочь каждому участнику вы­разить себя индивидуальными средствами. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти ос­новным направлениям:

1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с други­ми членами группы.

2. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. исполь­зование информации, передаваемой окружающими на ос­нове обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окру­жающих о себе через их слова, чувства, поведенческие ре­акции.

3. Восприятие себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек. Этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных состо­яний, которое дает понимание своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через оценку внешнего облика. Участ­ники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности.

Общие цели социально-психологического тренинга, спо­собствующие развитию личности: а) повышение социаль­но-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающи­ми; б) формирование активной социальной позиции под­ростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры.

Общие цели тренинга реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров;

овладение индивидуализированными приемами межлично­стного взаимодействия.

Среди принципов тренинговой работы основными явля­ются:

1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное пол­ноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников.

2. Постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получе­ние участником информации от других членов группы, ана­лизирующих результаты его действий.

3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию уча­стников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем.

4. Оптимизация развития. Констатация определенного пси­хологического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития.

5. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер — сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний.

6. Добровольное участие в тренинге и его отдельных за­нятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтере­сованность подростка.

7. Постоянный состав группы, способствующий группо­вой динамике и самораскрытию подростков.

8. Погружение, требующее организации работы крупны­ми временными блоками.

9. Изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий.

10. Свободное пространство, создающее возможность сво­бодного передвижения, работы в микрогруппах.

Примерное содержание занятий тренинга коммуникативных умений

1-е занятие. Знакомство с принципами и правилами работы в

группе

1. Представление.

2. Правило группы.

3. Мой благородный поступок.

4. Список личных претензий.

5. Диагностика общительности.

6. Домашнее задание «Мой стиль общения*.

7. Анализ итогов «откровенно говоря».

2-е занятие. Самоанализ качеств, важных для межличностно­го общения

I комплимент.

2. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения».

3. Список качеств, важных для общения.

4. Угадывание мыслей и чувств «Экстрасенс»..5. Принимаю решение по изменению...

6. Анализ итогов.

3-е занятие. Развитие умений самоанализа и преодоления пси­хологических барьеров

1. Нетрадиционное «невербальное» приветствие.

2. Домашнее задание «Мой лучший друг».

3. Грани нашего сходства.

4. Игра «На воздушном шаре».

5. Оценка группы по коммуникативным качествам.

6. Я в тебе уверен.

7. Анализ итогов.

4-е занятие. Способы самоанализа и самокоррекции

1. Волшебные слова.

2. Анализ дневников «Мой тип общения».

3. Контакты с новыми людьми.

4. Эксперимент «Дилемма узника».

5. Анализ событий в группе.

6. Анализ итогов.

5-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее.

1. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты...».

2. Анализ дневников «Мое общение».

3. Повторная диагностика общительности.

4. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?»

5. Самоанализ «Больше всего мне нравится, когда партнер по общению...».

6. Подведение итогов тренинга.

Для массовой работы с подростками в условиях школы-интерната, детского дома эффективно применение психо­терапевтических методик типа «Арена» А.Б. Добровича и психодраматическое разыгрывание жизненных историй А.Ф. Шадуры.

В первом случае с отдельным подростком или группой, желающими разрешить свои проблемы, работает психотера­певт. В малом круге, «на арене», разворачивается психокор-рекционное действо, а большая группа подростков в зале создает эффект присутствия, сопереживает «актерам», иден­тифицируется с ними, многократно усиливая психотера­певтический эффект. Во втором случае психотерапевт или

психолог выступает в роли режиссера, который готовит пси­ходраматическую группу (5—6 человек), способную на сце­не «оживить» любую проблему, представить ситуацию, про­демонстрировать состояние, переживания человека и пока­зать их реальную сущность и значимость. Драматизация осуществляется на основе пантомимы и предъявляет к «ак­терам» высокие требования. Визуализация проблемных си­туаций с привнесением в них нового рационально-эмоцио­нального уровня способствует осознанию и отреагированию проблем, десенсибилизирует подростков с аффективным поведением.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных