Общая
характеристика
отрасли
| Стратегическое
значение
| Характеристика отрасли для крупных предприятий
| Характеристика отрасли для малых предприятий
|
1. Требования к капиталу
| Чем выше требования, тем выше барьеры для входа и выхода
| Требования к капиталу невысокие на входе (строят не на свои деньги, высокие на выходе – нельзя объект законсервировать: большие потери
| Требования к капиталу невысокие на входе и на выходе
|
2. Барьеры входа/выхода
| Высокие барьеры (выхода) защищают позиции и прибыли существующих фирм, а низкие – привлекают для новых участников
| Низкие барьеры входа привлекают новых конкурентов, высокие барьеры выхода защищают крупные компании и их прибыли
| Низкие барьеры входа и выхода привлекают новых конкурентов
|
3. Прибыльность в отрасли
| Высокоприбыльные отрасли привлекают новых участников входы, а низкоприбыльные - поощряют выход
| Отрасль высокоприбыльная, поэтому привлекает новых конкурентов
| Отрасль высокоприбыльная, поэтому привлекает новых конкурентов
|
4. Размеры рынка
| Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших или новых конкурентов. Большие – наоборот привлекают интересы корпораций
| Рынок большой, поэтому привлекает крупные фирмы
| Рынок большой, поэтому привлекает крупные фирмы, которые могут подавлять малые фирмы
|
5. Рост размеров рынка
| Быстрый рост вызывает новые вступления, а замедленный - отсекает слабых конкурентов
| Рост рынка замедленный, поэтому слабые конкуренты отсекаются
| Рост рынка ускоренный, поэтому появляются новые конкуренты
|
6. Экономия на масштабе
| Возможность такой экономии увеличивает объем и размеры рынка
| Есть возможность такой экономии
| Есть возможность такой экономии
|
7. Избыток или дефицит производственных мощностей
| Избыток мощностей повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток – наоборот.
| Здесь пусть сами напишут, как у них есть
| Здесь пусть сами напишут, как у них есть
|
8. Быстрые изменения технологии
| Инвестиции в технологию могут не окупиться из-за устаревания оборудования
| Инвестиции в технологию не окупаются из-за устаревания оборудования
| Инвестиции в технологию не окупаются из-за устаревания оборудования
|
9. Быстрое обновление товара
| Возможность сокращения жизненного цикла товара
| Нет такой возможности
| Есть такая возможность – например, искусственное устаревание стройматериалов
|
10. Товар дорог для покупателей
| Если товар дорог для покупателей, то покупатели будут искать самую низкую цену
| Товар дорог для покупателей, поэтому принятие решения о покупке зависит от их финансов
| Товар не дорог для покупателей, поэтому принятие решения о покупке зависит от их вкуса, потребностей и прочее
|
11. Вертикальная интеграция
| Растет дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции
| Рост дифференциация стоимости для покупателя между фирмами не наблюдается
| Наблюдается рост дифференциация стоимости для покупателя между фирмами из-за качества товара
|
12. Стандартизованные товары
| Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу, если условия договора не усложняют этот переход
| Покупатели не могут легко переключаться от продавца к продавцу, т.к. условия договора сложные
| Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу, т.к. товара одлнотипные
|
13. ………….
|
|
|
|
| | | | | |
В соответствии с таблицами-матрицами №2 и №3 уточните производственные КФУ и определите ведущий типа производства вашей организации с учетом миссии и видения вашей организации (выделите показатели серым фоном) и сделайте соответствующий вывод, используя дополнительно справочный материал.
Тип производства
| Вид производ-ства
| Основная характеристика
| Достоин-ства
| Недостатки
| Другие показатели
| |
Проект
| Стройка
| Отсутствуют потоки материалов, клиентов, информации
| Гибкость
| Высокая удельная стоимость выходной продукции
|
| |
Индивидуальное производство
| |
Завод
| Ресурсы собираются вместе в нескольких местах
| Быстрая перестраеваемость
| Сложные маршруты перемещения материалов; необходимость минимизировать расстояния
|
| |
Мелкосерийное производство
| |
Групповая структура
| Комбинированная
| Высокая пропускная способность, гибкость
| Низкая загрузка оборудования; необходимо определять состав товара /услуги, которые будут производиться в каждой группе; требуется разработка подробной схемы размещения оборудования внутри группы
|
| |
Крупносерийное производство
| |
Конвейер
| Преобразуемые ресурсы перемещаются от одного участка к другому
| Минимизация потоков
| Невысокая гибкость; чувствительность к поломкам; необходимость согласования производительности всех участков
|
| |
Непрерывное производство
| |
Фактор
| Единичное производство
| Серийное производство
| Массовое
производство
|
Номенклатура
| Неограниченная
| Ограничена сериями
| Одно или несколько изделий
|
Повторяемость выпуска
| Не повторяется
| Периодически повторяется
| Постоянно повторяется
|
Применяемое оборудование
| Универсальное
| Универсальное, частично специальное
| В основном специальное
|
Расположение оборудования
| Групповое
| Групповое и цепное
| Цепное
|
Разработка технологического процесса
| Укрупненный метод (на изделие, на узел)
| Подетальная
| Подетально-пооперационная
|
Применяемый инструмент
| Универсальный, в незначительной степени специальный
| Универсальный и специальный
| Преимущественно специальный
|
Закрепление деталей и операций за станками
| Специально не закреплены
| Определенные детали и операции закреплены за станками
| На каждом станке выполняется одна и та же операция над одной деталью
|
Квалификация рабочих
| Высокая
| Средняя
| В основном невысокая, но имеются рабочие высокой квалификации (наладчики, инструментальщики)
|
Взаимозаменяемость
| Пригонка
| Неполная
| Полная
|
Себестоимость единицы продукции
| Высокая
| Средняя
| Низкая
|
Впишите в таблицу №4 результаты влияния факторов мезосреды (не менее двух вариантов проявления фактора с соответствующими результатами влияния фактора на организацию) и возможные варианты стратегического выбора, ориентируясь на таблицу № 5 и №6 в справочном материале.