ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория культурно-исторических типов Н.Я. ДанилевскогоКрупным событием в развитии отечественной теории цивилизаций стала публикация книги Н.Я. Данилевского (1822-1885) «Россия и Европа» (1869 ). (Слайд 6) В книге содержатся ряд положений, которые позволили продвинуть вперед теорию локальных цивилизаций, а также помогают осмыслить процесс возникновения опасностей и угроз для национальной безопасности. Именно Данилевский впервые в мире научно разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет самобытный характер. До него господствовало представление, что человеческое общество развивается во всех странах одинаково, как бы линейно вверх, от низших форм к высшим. Сначала были Индия и Китай, потом высшие формы развития перешли в Грецию и Рим, а затем получили окончательную завершенность в Западной Европе. Эти представления были рождены на Западе и являлись западной разновидностью концепции «Третьего Рима», то есть Запад как бы принимал эстафету мирового развития, объявляя себя высшим выражением мировой цивилизации. Все многообразие культурно-исторических типов рассматривалось в рамках единой цивилизации. Н.Я. Данилевский убедительно показал, что развитие идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов, каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным пространством, и оценивать его можно по его внутренним, присущим только ему критериям. В чем вкратце суть теории Данилевского для оценки возможности возникновения опасностей и угроз национальной безопасности? I. Он выделил в историческом прошлом и современном ему настоящем крупные общности - культурно-исторические типы, играющие важнейшую роль в истории народов и континентов: «Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, следующие (13): египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикейский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский». (Слайд 7) К ним он также добавил находящийся в стадии становления славянский и в стадии зарождения - североамериканский типы. Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные. Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно. Т.е. каждый тип имеет периоды роста и упадка. Данилевский сформулировал закономерности развития культурно-исторических типов и выделил период цивилизации как сравнительно короткого времени расцвета духовной деятельности каждого из них, который быстро истощает их силы. II. Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения (Слайд 8): 1. Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества. 2. Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью. 3. Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя. 4. Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов. 5. Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу». III. В ответ на попытки некоторых деятелей того времени выдать западноевропейскую цивилизацию за образец цивилизации общечеловеческой, к которому рано или поздно придут все культурно-исторические миры Данилевский отрицал существование всеобщей цивилизации: «Всечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал, или, лучше сказать, идеал, достижимый последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов, своеобразной деятельностью которых проявляется историческая жизнь человечества в настоящем, прошедшем и будущем». Данилевский выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций (Слайд 9): пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств (предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами); прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа; удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ. IV. Данилевский также затронул геополитическую сферу. (Слайд 10) Так, в частности история России была рассмотрена им в неразрывной связи со странами Европы. Он считал, что любые социальные преобразования будут безуспешными, более того – разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам. Историческая ретроспектива отношений Европы и России позволила ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические закономерности. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств. Таким образом, закон культурно-исторического типа гласит – период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию. Прогресс неоднозначен и не может быть одним для всех. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться, что достигла той или иной точки развития в сравнении с другими. Цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование культурно-исторического типа. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|