Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Системный подход к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.




 

В основе обеспечения национальной безопасности в любой ее сфере лежит процесс выявления угрозы заданному объекту безопасности, определения возможностей этой угрозы по нанесению ущерба объекту безопасности и, на основе этого, принятие решения по построению системы обеспечения безопасности объекта. Этот процесс представляет собой в основном познавательную деятельность. Поэтому руководящую роль здесь играют наиболее общие положения теории познания - учения о возможностях познания человеком окружающего его мира, о принципах, источниках, путях, методах и средствах познания, о формах, в которых осуществляется познавательный процесс. Вместе с тем выявление (и профилактика) угрозы безопасности включает в себя и некоторые элементы практической деятельности, форма и содержание которой определяются конкретными задачами, решаемыми в ходе данного этапа.

В содержательном плане задача (этап) выявления угроз состоит, в свою очередь, из следующих двух взаимосвязанных процессов:

процесса научного познания,

процесса практического познания.

На их содержательной характеристике остановимся подробнее.

Процесс научного познания. Чтобы осуществлять практические действия по обеспечению безопасности объекта необходимо предварительно ответить на следующие вопросы:

что представляет собой угроза;

каковы закономерности ее формирования;

что представляет собой механизм нанесения ущерба;

какие условия способствуют формированию угрозы и нанесению ущерба;

какие элементы объекта могут подвергнуться деструктивному воздействию;

на какие элементы объекта необходимо в первую очередь направить защитные воздействия;

каким образом необходимо осуществить защиту, чтобы в зависимости от этапа развития угрозы либо предупредить возникновение опасной ситуации, либо пресечь процесс нанесения ущерба, либо локализовать и компенсировать деструктивные последствия.

Иначе говоря, прежде чем осуществлять практические действия, необходимо провести определенную научно-исследовательскую работу.

Для успешного и эффективного решения задачи парирования угрозы (в процесс нейтрального или менее деструктивного характера) научное познание должно охватывать следующие направления исследований:

изучение как биологической (психофизиологической), так и социальной природы человека, реальных и потенциальных возможностей его организма, а также исследование природы и сущности общества и государства;

изучение закономерностей возникновения и развития различных природных и социальных явлений;

исследование процессов взаимодействия природных и социальных явлений с личностью, обществом и государством с целью установления тех из них, которые несут в себе возможность наступления деструктивных для объектов безопасности изменений, последствий;

изучение закономерностей, этапов, механизмов процесса нанесения ущерба личности, обществу и государству;

определение сил, средств, механизма решения основных и вспомогательных задач обеспечения безопасности;

разработка эффективных форм организации деятельности и взаимодействия субъектов обеспечения безопасности по решению задач обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В конечном счете, научное познание должно предоставить практике обеспечения безопасности научно разработанные модели:

формирования различных угроз в типичных ситуациях,

нанесения ущерба,

деятельности по решению основных задач обеспечения безопасности объектаии организации этого процесса в заранее заданных условиях.

Кроме того, практика должна получить от теории методику деятельности конкретных исполнителей в разных типичных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе решения задач обеспечения безопасности объекта.

Процесс практического познания. После определения типичных моделей механизма формирования угрозы и процесса непосредственного нанесения ущерба перед субъектом обеспечения безопасности встает новая задача. По признакам, выработанным в ходе научного исследования, выделить из совокупности существующих в конкретной обстановке природных и социальных явлений те, которые представляют реальную угрозу для личности, общества и государства. В отличие от научного познания практическое исследование направлено на познание конкретной угрозы. При этом закономерности, установленные в результате научно-теоретического исследования, дают практическим работникам общую ориентировку, общую методику. Иначе говоря, научные знания конкретизируются в практическом познании.

Конечной целью практического познания является формирование модели конкретного процесса нанесения ущерба личности, обществу и государству. Это предполагает осуществление ряда последовательных действий.

В ходе практического познания важно и необходимо, прежде всего, обнаружить реальный процесс формирования и реализации угрозы, войти в соприкосновение с ним. В этом вопросе неоценимую помощь оказывают выработанные в ходе научного исследования модели, так как они содержат основные, обобщенные признаки, по которым из реальной действительности выделяются конкретно существующие угрозы.

В результате целенаправленного, научно организованного сбора первичной, эмпирической, фактической информации по признакам моделей формирования и реализации угрозы, выработанным в ходе научно-исследовательской работы, субъект обеспечения безопасности получает отдельные, отрывочные сведения. Эти сведения свидетельствуют о возможном существовании потенциальной или реальной угрозы. В связи с этим они требуют, прежде всего, проверки на достоверность, а также первичной обработки, систематизации, анализа, сравнения с уже имеющейся информацией. Однако целостной картины процесса нанесения ущерба даже обработанные и проанализированные, но отрывочные сведения дать не могут. А без этого трудно строить и планировать всю дальнейшую работу по парированию реально существующей угрозы.

Для создания целостной картины процессов формирования и реализации угрозы в ситуации априорной неопределенности применяется такой научный метод, как аналогия с уже известными типичными моделями развития угрозы, которые в изобилии дает теория (наука). В результате применения аналогии отдельные реально существующие факты оказываются взаимосвязанными между собой, укладываются в некоторую систему. Иначе говоря, субъект обеспечения безопасности при отсутствии всех необходимых для принятия практического решения знаний стремится гипотетически устранить несоответствия и восполнить недостающие знания на основании существующих и ранее подтвердивших себя практикой моделей. Он выдвигает гипотезы.

В зависимости от качества и количества фактической информации в принципе может выдвигаться бесчисленное количество гипотез (версий) относительно процессов формирования и реализации угрозы, которые содержат как фактические (объективные) данные, так и допущения (приближенные, неточные данные), требующие наполнения конкретными фактами. В этот момент в сознании субъекта обеспечения безопасности строятся десятки и даже сотни моделей, частично отражающих реальный процесс, частично − построенных по аналогии с уже известными процессами и явлениями. На этом этапе перед практическим исследователем встает задача проверить выдвинутые гипотезы на практике. Причем сами допущения указывают на примерный район поиска новой фактической информации, позволяют вести целенаправленное исследование реальной действительности.

В результате научно организованного поиска происходит уточнение имеющейся и получение новой - эмпирической, объективной информации. На основании этого одни из гипотез отсеиваются, а другие корректируются и пополняются новыми фактическими данными. Однако не стоит забывать, что, даже будучи научно обоснованной, гипотеза может оказаться фикцией, плодом ошибочных представлений, поскольку весь ее познавательный механизм основан на допущении, что она верна. Поэтому в ходе проверки выдвинутых гипотез может случиться так, что все они окажутся ошибочными. В этом случае используются новые аналогии, проводимые на основе полученной и проверенной практикой фактической информации.

Проверка практикой выдвинутых гипотез вносит существенный вклад в повышение степени достоверности отражения субъектом обеспечения безопасности процесса нанесения ущерба. Но, как правило, так называемые «белые пятна» остаются. В этом случае приходится снова обращаться к идеальным моделям, которые обладают сходством с реально изучаемым процессом формирования и реализации угрозы, и по аналогии стремиться достроить, прояснить, улучшить гипотезу, сделать ее более правдоподобной.

Если проверка гипотезы не дала положительных результатов, практическому исследователю необходимо возвратиться на предыдущие этапы изучения - сбор, систематизация и анализ первичной информации, выдвижение гипотез. При этом возвращаются до тех пор, пока субъект обеспечения безопасности не посчитает, что полученных сведений вполне достаточно для проведения конкретных действий, направленных на парирование реально существующей угрозы. Идеальным условием достижения успеха в этом случае является получение наиболее адекватной модели процесса формирования и реализации угрозы, отражающей ее прошлое, настоящее и будущее развитие.

Таким образом, процесс практического познания угрозы включает следующие последовательные операции: (Слайд 2)

сбор первичной, эмпирической, фактической информации о реально существующих процессах формирования и реализации угрозы;

обработка полученной информации, ее обобщение и анализ;

выдвижение первичных гипотез (версий) в отношении конкретного процесса формирования и реализации угрозы, используя аналогии с моделями, которые были выработаны в ходе научно-исследовательской работы.

проверка гипотез (версий), выдвинутых на предыдущем этапе.

установление конкретной модели процесса формирования и реализации угрозы как основного условия принятия практического решения, направленного на парирование познанной угрозы.

После установления идеальной, наиболее точно отражающей реальность модели опасного процесса, описывающей его прошлое, настоящее и будущее развитие, субъекту обеспечения безопасности необходимо выработать комплекс последовательных, взаимосвязанных между собой по цели, времени и месту мер, направленных на изменение угрозы. То есть разработать идеальную модель ответной реакции, а именно − принять решение по парированию предварительно познанной угрозы. Для этого, прежде всего, требуется дать оценку реальному положению вещей по следующим основным направлениям: (Слайд 3)

оценить процесс возникновения и развития угрозы;

соотнести с ним собственные возможности, силы и средства;

учесть влияние социальной и природной среды.

Раскроем содержание указанных направлений деятельности подробнее.

В процессе оценки возникновения и развития угрозы в первую очередь необходимо установить следующее: (Слайд 4)

фактическую стадию развития опасной ситуации - угроза находится в стадии формирования, в стадии реализации или уже реализована;

степень вероятного ущерба;

ожидаемое время реализации угрозы (если ущерб еще не наступил);

источники опасности и ее носители;

элементы объекта, на которые направлено опасное воздействие;

прочие факторы, зависящие от уровня познания угрозы.

Следующим шагом должна быть оценка соотношения между возможностями, силами и средствами субъекта обеспечения безопасности и реально существующим процессом развития опасности с целью определения результатов ответной реакции. Здесь важно помнить совет Сунь Цзы, который говорил: «Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются...». Итогом такой оценки могут быть следующие три варианта: (Слайд 5)

первый вариант имеет место в том случае, когда возможности субъекта не позволяют приступить к активному воздействию (противодействию) на процесс развития угрозы и ему ничего не остается, как попытаться исключить сам факт возможного взаимодействия с опасным явлением. В этих случаях, как правило, либо ищут укрытия, либо бегут от самого взаимодействия, либо просто увеличивают расстояние, чтобы оттянуть момент взаимодействия, надеясь все-таки найти выход из безнадежной, казалось бы, ситуации;

второй вариант характеризуется тем, что силы и средства, находящиеся в распоряжении субъекта обеспечения безопасности, позволяют ему осуществлять целенаправленное воздействие (противодействие) на процесс нанесения ущерба. При этом, как правило, определяются элементы объекта предполагаемого негативного воздействия, ибо от их свойств и качеств зависит выбор сил, средств и методов реализации противодействия;

третий вариант имеет место в ситуации, когда возможностей для активного воздействия (противодействия) на процесс нанесения ущерба в силу различного рода обстоятельств нет, но в то же время имеется способность противостоять угрозе путем усиления собственных внутренних возможностей объекта.

На выбор конкретного варианта ответной реакции субъекта обеспечения безопасности на негативное воздействие существенное влияние оказывает состояние социальной и природной среды.

Итогом оценки сложившейся обстановки (и реализующейся в рамках и под ее воздействием угрозы) является существенное ограничение возможных вариантов ответных действий субъекта обеспечения безопасности в зависимости от собственных возможностей, а также состояния природной и социальной среды. Это особенно важно в связи с тем, что в момент соприкосновения с угрозой и на этапе ее дальнейшего познания в сознании субъекта, как правило, уже существуют сотни и тысячи различных моделей (различной степени адекватности) ответных действий, которые могут быть совершенно необдуманно реализованы в действительности. Именно адекватная, точная и полная оценка сложившейся обстановки позволяет исключить или свести к минимуму эмоциональный порыв, субъективную составляющую и способствует принятию наиболее взвешенного и эффективного решения.

После осуществления оценки угрозы безопасности и обстановки перед субъектом встают новые вопросы:

каким образом и с помощью каких средств осуществить взаимодействие и защиту объекта обеспечения безопасности;

какая форма организации наиболее подходит для этого.

Здесь вновь используется метод аналогии с уже известными из опыта или полученными в результате обучения моделями решения задачи парирования угрозы применительно к реальным объектам воздействия и защиты. В результате в сознании субъекта обеспечения безопасности возникает несколько реально осуществимых вариантов достижения поставленной цели. При этом следует иметь в виду, что выработка вариантов зависит от уровня подготовки и знаний субъекта этой деятельности.

Далее субъекту обеспечения безопасности необходимо сопоставить выработанные варианты решения с точки зрения эффективности реализации и адекватности, качества конечного результата. При этом один вариант предпочитается другому в случае, когда потери при одном меньше, чем при другом.

На основе проведенного таким образом анализа субъект обеспечения безопасности отдает предпочтение одному из возможных вариантов. Именно он и представляет собой идеальную модель предстоящей деятельности по изменению, парированию реально существующей угрозы. Как правило, подобная идеальная модель предупреждения, пресечения или локализации угрозы носит название плана. План может быть материализован письменно или графически на бумаге, или каким-либо другим способом. Дальнейшие действия будут представлять собой реализацию принятого решения.

Итак, процесс принятия решения по парированию угрозы безопасности включает следующие ключевые этапы: (Слайд 6)

1. Оценка угрозы и обстановки. На этом этапе осуществляется: определение стадии развития угрозы; установление объекта, которому грозит нанесение ущерба; определение степени вероятного ущерба; установление соотношения собственных возможностей с реально существующим процессом развития угрозы; определение влияния существующих природных и социальных условий на предполагаемые ответные действия в отношении угрозы.

2. Разработка конкретных вариантов парирования угрозы − процесса нанесения ущерба объекту в зависимости от стадии развития угрозы. На этом этапе осуществляется: конкретизация цели относительно выбранного объекта воздействия; определение задач, которые требуют своего решения в процессе достижения поставленной цели; определение круга необходимых сил и средств; выработка методов воздействия или защиты; определение форм организации предстоящей деятельности.

3. Анализ выработанных вариантов решения.

4. Принятие решения, точнее − выбор одного из выработанных вариантов и отражение его в плане предстоящих действий. Заметим, что план представляет собой не что иное, как модель будущей деятельности.

5. Подбор и подготовка требуемых для реализации решения сил и средств обеспечения безопасности.

6. Проведение конкретных действий, направленных на реализацию принятого решения по парированию угрозы.

7. Осуществление контроля и внесение необходимых корректив в процесс реализации решения, исходя из реального состояния и прогнозируемых изменений в обстановке.

8. Анализ совершенных действий и извлечение уроков на будущее (ретроспективный анализ обстановки).

Идеальным условием для принятия наиболее эффективного решения по парированию угрозы является знание конкретного процесса нанесения ущерба во всех его тонкостях. Однако следует признать, что добиться этого полностью никогда не удается. Более того, очень часто субъекту обеспечения безопасности приходится принимать решение в ситуации, характеризующейся высокой степенью априорной неопределенности, когда ни одна известная из опыта или выработанная наукой модель процесса развития опасности не позволяет использовать аналогию и строить гипотезы, восполняя пробелы в знании. В этих ситуациях на помощь субъекту принятия решения приходит интуиция.

Парирование угрозы предполагает осуществление субъектом обеспечения безопасности того или иного образа действий - способа обеспечения безопасности личности, общества и государства - с целью недопущения наступления ущерба или сведения его к минимуму.

При выделении способов обеспечения безопасности, прежде всего, необходимо учитывать, что процесс парировани угрозы может носить как активный, так и пассивный характер.

Активная форма обеспечения безопасности характеризуется тем, что субъект этой деятельности сам сознательно, целенаправленно идет на сближение с процессом (источником, угрозой) негативного воздействия для его преобразования в своих интересах.

Основным признаком пассивной формы обеспечения безопасности является то, что субъект такой деятельности находится в ожидании взаимодействия с опасным процессом, предпринимая меры (в отношении объекта обеспечения безопасности, но не в отношении угрозы), затрудняющие осуществление процесса нанесения ущерба и (или) исключающие наступление деструктивных последствий.

В военной науке активную и пассивную форму воздействия на процесс нанесения ущерба принято именовать соответственно «наступлением» и «обороной». В обыденной жизни пассивный характер деятельности государства, различных социальных субъектов по обеспечению безопасности часто называют «охраной» или «защитой».

В связи с выделением двух самостоятельных форм обеспечения безопасности - активной и пассивной - можно говорить и о двух соответствующих типах объектов, на которые направлены устремления субъектов обеспечения безопасности, а именно об объектах воздействия и объектах защиты. При этом объекты защиты целесообразно дополнительно подразделить на следующие виды:

непосредственные объекты защиты, в качестве которых выступают граждане, а в общем - все физические лица, находящиеся на территории и под юрисдикцией государства;

опосредованные объекты защиты, которые подвергаются охране по причине их особой важности для граждан государства (особо важные объекты государственного назначения, объекты жизнеобеспечения, государственная граница, здания высших органов государственной власти и управления, и т.п.) или их повышенной степени опасности для людей и окружающей среды (склады взрывчатых или химических веществ, боеприпасов, атомные станции, нефтеперерабатывающие или химические объекты и т.д.).

Активная форма парирования угрозы.Дадим краткую характеристику способам обеспечения безопасности активного характера.

При классификации активных способов парирования угрозы наиболее целесообразно исходить из характера процесса деструктивного воздействия. Можно выделить следующие четыре основных вида воздействия: (Слайд 7)

информационное воздействие осуществляется посредством информации, доводимой до источника деструктивного воздействия путем реализации законов психологии и коммуникации;

физическое воздействие осуществляется посредством материальных тел, сред, полей, частиц и т.п., приводимых в движение кинетической, потенциальной, акустической, электромагнитной, радиационной, тепловой и другими видами физической энергии;

химическое воздействие осуществляется посредством различного рода веществ и газов, приводимых в движение энергией химических преобразований;

биологическое воздействие осуществляется посредством различного рода биологических объектов, приводимых в движение энергией биологических превращений.

Следовательно, активные способы обеспечения безопасности личности, общества и государства будут подразделяться на следующие группы: способы информационного воздействия, способы физического воздействия, способы химического воздействия и способы биологического воздействия. Остановимся коротко на характеристике каждой из указанных групп.

Способы информационного воздействия

Объектом информационного воздействия, его первым необходимым элементом, может быть только сознание человека. Если индивид не обладает сознанием (утратил его вследствие болезни), то использование данного способа в ходе обеспечения безопасности становится невозможным. Вторым необходимым элементом информационного воздействия является субъект обеспечения безопасности, который также может выступать только в форме сознательного индивида, ибо коммуникация существует только там, где происходит взаимодействие двух сознаний.

Сущность информационного воздействия состоит в процессе целенаправленной передачи информации посредством слов, жестов, письменных или графических знаков и других символов. Обязательным условием этого процесса является адекватное усвоение передаваемой информации в сознании адресата. Поэтому бесполезно воздействовать на сознание глухого посредством слов, на сознание иностранца с помощью употребления неизвестного ему языка, на сознание любого человека, если он не понимает, о чем идет речь и т.п.

При передаче информации в рамках воздействия обычно преследуются следующие две цели:

приращение информации в сознании адресата, иначе − обучающее информационное воздействие;

изменение дальнейшего поведения адресата, иначе − управляющее информационное воздействие.

Указанное обусловливает выделение следующих двух самостоятельных способов информационного воздействия: обучение и управление. При этом следует учитывать, что изменения в сознании адресата, как при обучении, так и при управлении могут наступить и сразу, и в далеком будущем благодаря способности человеческого мозга сохранять полученную информацию.

В деятельности по обеспечению безопасности особое значение приобретает такой способ информационного воздействия, как управление. Роль обучения сводится, по сути, к информированию о существующих способах нанесения ущерба, о процессах формирования опасных явлений, о процессах возникновения опасных ситуаций и т.п. в ходе воспитания и получения человеком образования, а также к информированию населения, общественных организаций, должностных лиц, государственных органов о событиях, которые так или иначе могут нарушить их нормальную жизнедеятельность. Это обстоятельство, прежде всего, необходимо учитывать при составлении программ обучения для дошкольных, общеобразовательных учреждений, вузов, а также в деятельности средств массовой информации.

При оказании управляющего воздействия субъекту обеспечения безопасности необходимо учитывать влияние следующих факторов:

во-первых, необходимо исходить из того, что реакцией на управление может быть действие, не только выгодное субъекту воздействия, но и приводящее к обратному эффекту. Поэтому важно досконально «просчитать» ответную реакцию объекта управления с точки зрения пользы для субъекта обеспечения безопасности;

во-вторых, следует учитывать тип символической системы, которой пользуется объект управления, и не выходить за рамки доступного, понятного для адресата;

в-третьих, любое действие порождает огромное количество производных действий и процессов, поэтому субъекту обеспечения безопасности необходимо учитывать не только ближайшие последствия своего управляющего воздействия, но и возможные изменения в будущем (мыслить стратегически);

в-четвертых, огромную роль в процессе управления приобретают средства передачи информации и каналы ее поступления, ибо от них во многом зависит степень доверия адресата к получаемой информации.

Основными методами оказания управляющего воздействия являются убеждение и принуждение. Для убеждения характерно то, что объект воздействия самостоятельно и добровольно на основании целенаправленно доводимой до него информации принимает решение в отношении своего ближайшего или отдаленного действия. В отличие от убеждения, где объект воздействия самостоятельно принимает решение на основании полученной им информации, принуждение характеризуется тем, что в результате оценки целенаправленно доведенных до объекта информационного воздействия сведений он принимает решение против своей воли, возможно вопреки своей выгоде.

Принуждение используется в тех случаях, когда заранее с большой степенью достоверности известно, что объект предполагаемого воздействия не совершит требуемых действий. В качестве «нажима», принуждающего стимула используется психологическое воздействие, содержащее в себе возможность наступления негативных последствий личного, имущественного или организационного характера. Поэтому при использовании метода принуждения в целях обеспечения безопасности необходимо учитывать следующее.

Во-первых, вариант психологического воздействия, используемый по отношению к объекту информационного воздействия, должен быть ему понятен. То есть после доведения сообщения в сознании объекта обязательно должно возникнуть устойчивое, отчетливое представление о неотвратимой возможности наступления для него негативных последствий. Без этого необходимого условия метод принуждения не функционирует.

Во-вторых, доводимое до объекта информационного воздействия требование относительно его дальнейшего поведения должно быть понято им точно. Ибо никакими средствами нельзя заставить человека выполнить то, о чем он не имеет отчетливого представления. Точность понимания непосредственно зависит от ясности представления информационного воздействия.

В-третьих, предъявляемые требования должны быть реально осуществимы, так как нельзя заставить сделать человека то, что не в его власти, не в его силах. Поэтому важное значение имеет предварительное изучение возможностей объекта предполагаемого информационного воздействия.

В-четвертых, декларируемые негативные последствия за неисполнение предписаний должны превосходить степень вероятного ущерба объекта психологического воздействия от реализации им требований субъекта воздействия.

В-пятых, вариант психологического воздействия должен исключать возможность нанесение ущерба самому субъекту обеспечения безопасности в случае его реализации. Осознание этого обстоятельства, например, привело политиков ведущих ядерных держав к выводу о невозможности использования новейших средств массового уничтожения для достижения политических целей.

В-шестых, принуждение, используемое в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства, должно приносить не индивидуальную или корпоративную выгоду, а выгоду для всех граждан, всеобщее благо.

Среди частных методов принуждения, используемых при обеспечении безопасности, можно назвать оказание управляющего воздействия на другое государство с помощью угрозы применения вооруженной силы, экономических санкций, угрозы разрыва дипломатических отношений и т.д.

В случае если принуждение в форме психологического воздействия не имело успеха, содержащаяся в нем угроза может быть частично реализована. При этом управляющий характер принуждения сохраняется, так как у объекта информационного воздействия сохраняется выбор между дальнейшей реализацией угрозы и выполнением требований воздействующей стороны. Однако если угроза приведена в исполнение, а ожидаемых действий не последовало, то следует констатировать, что выбор метода принуждения в качестве способа обеспечения безопасности был ошибочным. Причины ошибки необходимо искать на стадии принятия решения по парированию угрозы.

Оказание управляющего воздействия в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства может носить как разовый, так и многоразовый характер. В первом случае посредством управления достигается одна конкретная цель — изменение поведения человека (группы лиц) в сложившейся ситуации, утрачивающая свое значение после достижения результата (независимо от его адекватности поставленной цели). Например, оказание управляющего воздействия с целью изменения поведения главы иностранного государства в ходе дипломатических переговоров. Во втором случае управление распространяется не только на конкретную ситуацию, но и на все последующие подобные, типичные ситуации. Примером может служить закон или любой другой нормативный акт, принятый на международном или государственном уровне. Не случайно Т. Гоббс, Д. Локк, И. Кант и другие философы отмечали, что право является одним из важнейших средств обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Если информационное воздействие не дало положительных результатов, субъект обеспечения безопасности вынужден прибегать к использованию других способов воздействия.

Способы физического воздействия характеризуются, прежде всего, использованием в качестве средств обеспечения безопасности материальных предметов, сред, полей, элементарных частиц и т.п., приводимых в движение посредством кинетической, акустической, электромагнитной, радиоэлектронной, волновой, тепловой и других видов физической энергии. Субъект при этом остается неизменным - сознательный индивид. Объектом воздействия может выступать все то, что подвластно действию физических законов (тело человека, если он является источником или носителем опасности; средства, используемые для нанесения ущерба личности, обществу и государству и т.п.). Примерами физического воздействия могут служить выстрел из огнестрельного оружия, задержание подозрительного субъекта и т.п.

Классификация способов физического воздействия, используемых в процессе обеспечения безопасности, может быть проведена в соответствии с видами физической энергии, посредством которой совершается данное воздействие. Поэтому можно говорить о способах механического, акустического, электромагнитного, радиоэлектронного, радиационного и т.д. воздействия, применяемых в целях обеспечения безопасности.

Так, способы химического воздействия предполагают использование в качестве средств парирования угрозы различного рода веществ, действие которых подчинено законам химии. В качестве таковых могут выступать кислоты, щелочи, взрывчатые вещества, яды, различного рода отравляющие вещества, газы и пр. Субъект химического воздействия по-прежнему остается неизменным - сознательный индивид, а в качестве объекта может выступать любой органический или неорганический предмет, изменение которого может быть достигнуто посредством каких-либо химических превращений. При этом вновь оговоримся, что неважно, каким образом химические вещества достигли объекта своего воздействия; важно, что цель обеспечения безопасности была достигнута именно этим путем.

Способы биологического воздействия характеризуются тем, что цель обеспечения безопасности достигается путем использования биологических возможностей живого организма. Субъектом в таком случае выступает сознательный индивид или объединение таких индивидов, а в качестве объекта может быть человек в его биологической ипостаси, животные, растения, вирусы, прочие живые существа, а также неорганические вещества, если они поддаются разрушению вследствие биологического воздействия. В качестве средства биологического воздействия может выступать тело самого субъекта обеспечения безопасности, различного рода животные (использование собак), паразиты и вирусы (бактериологическое оружие).

Как показывает анализ, активный характер обеспечения безопасности предполагает осуществление одного из выделенных выше способов воздействия либо их комбинацию, в которой один из них остается основным, решающим, приоритетным. Выбор способа активного воздействия зависит от задачи, решаемой в конкретный момент, свойств и качеств выбранного объекта воздействия, собственных возможностей субъекта обеспечения безопасности, влияния социальной и природной среды. Все эти вопросы учитываются в ходе принятия решения по парированию угрозы.

Пассивная форма парирования угрозы.Пассивная форма парирования угрозы (обеспечения безопасности) носит, прежде всего, предупредительный характер. Уже само знание субъектом нанесения ущерба, что в случае реализации посягательства ему придется преодолевать специально созданные заграждения и трудности, оказывает управляющее воздействие на его мотивацию при принятии окончательного решения. Однако внешнее проявление пассивной формы обеспечения безопасности наблюдается, как правило, лишь в процессе пресечения угрозы (задержание нарушителя при попытке проникновения на охраняемый объект и т.п.) и локализации уже нанесенного ущерба (недопущение распространения пожара на охраняемом объекте, оказание первой помощи охраняемому при совершении насильственного посягательства на его жизнь и т.п.).

При пассивном характере парирования угрозы цели обеспечения безопасности достигаются следующими двумя способами: (Слайд 8)

преобразованием объекта обеспечения безопасности в направлении усиления его возможностей противостоять, противодействовать угрозе;

созданием трудностей на путях реализации угрозы.

Преобразование объекта обеспечения безопасности. Основным способом преобразования объекта обеспечения безопасности в целях противостояния негативному воздействию является усиление его защитных свойств, иначе - создание различного рода барьеров, препятствий, заграждений на путях реализации угрозы. Сюда можно отнести создание инженерных заграждений, технических заграждений, биологических заграждений и антропогенных заграждений (в обыденной жизни используется термин «физическая охрана»).

Создание трудностей на путях реализации угрозы. Создание трудностей на путях реализации угрозы достигается путем установления административно-правовых и организационно-технических режимов.

Административно-правовые режимы. В целях обеспечения безопасности субъекты этой деятельности нуждаются в действенных инструментах контроля и воздействия на негативные процессы, несущие угрозу интересам личности, общества и государства. Особое место среди таких инструментов занимают административно-правовые режимы. Административный режим есть, прежде всего, особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности. Такое определение носит общий характер и нуждается в уточнении.

Проясняя сущность и содержание административно-правового режима, отметим: «Административно-правовой режим представляет собой юридическую конструкцию, образованную совокупностью нормативно-правового материала, согласованного по основным направлениям воздействия на регулируемые правоотношения. Эта конструкция посредством правовых методов объединяет в себе режимные правила, юридические, организационные, материально-технические гарантии функционирования режима, устанавливает административно-правовые статусы субъектов регулируемых правоотношений».

Административно-правовые режимы в аспекте обеспечения безопасности личности, общества и государства призваны решить две основные задачи:

недопущение деструктивных для личности, общества и государства последствий, обусловленных негативными процессами природного, социального и техногенного характера;

в случае возникновения негативных для личности, общества и государства последствий воздействия угроз природного, социального и техногенного характера обеспечить их преодоление, минимизацию ущерба, помощь пострадавшим.

К административно-правовым режимам относятся: военное положение, чрезвычайное положение, режим контртеррористической операции, режим въезда на территорию государства и выезда с нее, режим пребывания иностранных граждан, паспортная и разрешительная системы, правила оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и наркотических веществ, режим охраны сведений, составляющих государственную тайну, и т.п.

Организационно-технические режимы. Организационно-технический режим представляет собой систему взаимосвязанных организационных мер, технических устройств, регламентов, направленных на недопущение (затруднение) реализации угрозы безопасности. К организационно-техническим режимам можно отнести использование кодовых замков; паролей для доступа к информации, находящейся в компьютере; скрытых и открытых запирающихся устройств; технических средств, ограничивающих доступ людей в режимные помещения или к охраняемым объектам и сведениям.

Таким образом, системный подход к процессу обеспечения национальной безопасности предполагает всестороннее рассмотрение и анализ как объекта безопасности, так и угрозы объекту безопасности.

 

 

При подготовке материалов использовалась следующая литература:

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности». М., 2010.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. М., 2009.

Общая теория национальной безопасности: учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2005.

Карпов, В. И. Теоретические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства : учеб. пособие; изд. 2-е доп. и перераб. /В. И. Карпов, О. Н. Новокшанов, Д. Б. Павлов. М.: Юридический институт МИИТа, 2010.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных