ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Источники права феодальной Франции.Для средневекового права Франции были характерны множественность и партикуляризм, что нашло отражение, прежде всего в источниках. Причина - отсутствие единой национальной правовой системы, которая являлась, по сути, конгломератом правовых систем, причем их действие распространялось как на круг лиц, так и на территории. По этому поводу метко выразился Вольтер: "Во Франции, меняя почтовых лошадей, меняют право". Важнейший источник права - обычай. Вначале действовали варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу, а после Х в. на смену им пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Особенно кутюмы были распространены в Северной Франции, которую называли "страной обычного права" или "страной неписаного права", так как обычаи существовали в устной форме. Для их признания в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", то есть, по крайней мере, 40 лет. С XII в. начинается запись обычаев, и появляются сборники кутюмов (Большой кутюм Нормандии, Древний кутюм Бретани и т. п.), которые применяются в судебной практике. Особым авторитетом пользовался Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. Обычно в отношении кутюмов применялась следующая процедура: если кутюм вызывал сомнение у судьи, то проводилось специальное расследование с допросом 10 местных знатоков обычного права, которые должны были дать единогласный ответ о существовании кутюма и его содержании. Споры по поводу этой процедуры заставили Карла VII в 1454 г. издать специальный ордонанс: свести кутюмы в сборники и для обобщения в передать в Парижский парламент. Благодаря этому к XVI в. появилось 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 "малых". Следствием этого оказалась консервация права, но, тем не менее, создавалось большее удобство, и появилась возможность доктринального изложения. Это способствовало осознанию идеи создания единого общефранцузского права. На Юге Франции было распространено римское право и деятельность глоссаторов. С XIII в. римское право преподается в университетах, и создаются юридические факультеты. Королевская власть в конечном итоге признала римское право как своего рода вид "писаного обычая". С XIV в. юг Франции стал называться "страной писаного права". В XIV-XV вв. римское право распространяется по всей стране. Важным источником права, действовавшим по всей территории Франции, было каноническое право. Городское право рассматривалось как разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. С XII в. в отношениях между купцами начинают применяться нормы международного морского и торгового права, которые извлекаются из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах. Со временем такие же сборники появляются и во Франции. По мере укрепления королевской власти большое значение в качестве источника права приобретают законодательные акты королей: ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. их становится так много, что Генеральные штаты поставили вопрос о кодификации. В результате юрист Бриссон составил обширную компиляцию - Кодекс Генриха III (1587 г.) как частное произведение, но оно пользовалось большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII - XVIII в. была издана целая серия королевских законов (большие ордонансы), которые, по сути, кодифицировали правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права и т. д. Однако эти ордонансы затронули лишь часть норм права и не могли внести в него системность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|