Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские основания и сущностные черты постнеклассической науки (вторая половина XX – начало XXI в.).




Философские основания постнеклассической науки

1) множество онтологических, гносеологических, методологических, логических, ценностных и социальных оснований постнеклассической науки (70-е годы XX в. — по наст. вр.).

Их формирование активно продолжается в наше время, и пока они представляют собой открытую систему. Основной тенденцией является дальнейшая релятивизация, либерализация и плюрализация философских оснований классической и неклассической науки, истолкование

науки как открытой, неравновесной, очень сложной, противоречивой и готовой к постоянным изменениям системы знания, имеющей человеческое измерение, практическую направленность и творческую природу. Среди специфических философских оснований постнеклассической науки выделяются следующие: научное знание как совокупность когнитивных решений научного сообщества; консенсуальность научного знания; недоопределенность значения и смысла любых научных понятий, суждений, теорий; индетерминизм и резонансные связи между объектами и их состояниями; все научные законы и теории являются схематизациями объективной реальности и суть лишь наиболее хорошо обоснованные гипотезы, научная истина не только доказывается, но и утверждается субъектами науки путем экспертных заключений и когнитивной воли; непосредственный предмет научного познания — сконструированная мышлением реальность; большинство научных теорий по своей лингвистической форме суть нарратив (повествование, рассказ о сущностях и их жизни); научное знание, хотя и детерминировано объектом, но в своей основе есть результат когнитивного творчества ученого; наука должна быть соразмерна не только социуму и его интересам, но и отдельному человеку и потребностям его существования и развития; антифундаментализм, толерантность и открытость к изменениям и улучшениям.

К состоянию кризиса и пересмотру позиции безоговорочной веры в науку привело использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы. Кроме того, с середины XX в. современная наука стала получать в свой адрес многочисленные критические замечания со стороны философов, культурологов, деятелей литературы и искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями. Техника: отнимает его у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель оправдывает средства, где промышленное производство превращает человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая все новых сил и все новых экономических и природных ресурсов, выбивает человека до колеи, разрывая его природную связь с Землей. Рушатся традиционные устои и ценности. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой.

К этой гуманистической критике науки вскоре присоединились более тревожные конкретные факты неблагоприятных последствий бесконтрольного использования достижений науки и техники. Опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное воздействие на животные и растительные организмы, вымирание видов и целых популяций, коренные нарушения в экосистеме планеты – все эти серьезные проблемы, вставшие перед человеком, заявляли о себе все громче и настойчивей.

По мнению большинства ученых-науковедов, будущая постнеклассическая наука будет обладать следующими чертами:

1. Прежде всего наука будет должна осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, что является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет собственные задачи, но имеет свои границы применимости, которые должно осознавать и которые не могут быть нарушены. Именно это должна сделать постнеклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

2. Модернистская наука ставила своей целью создание научной картины мира, что вытекало из представлений об интерсубъективности, общеобязательности и незыблемости научного знания. Постнеклассическая наука должна будет осознать невозможность построения полной непротиворечивой научной картины мира, поэтому она должна будет включить в эту картину мира человека, допустить элементы субъективности в объективно истинном знании. Очевидно, это станет завершением современной тенденции гуманизации науки.

3. Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность – стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, все более полная интеграция наук, которая также приведет к распространению методов естествознания в общественные и гуманитарные науки, и наоборот.

4. Познание в модернистской науке было монологическим – исследователь изучал объект и высказывался о нем. Сейчас и в будущем исследователь все больше будет осознавать себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующим с наблюдателем через систему обратных связей, что превращает познание в диалог.

5. Модернистская наука, декларируя необходимость своего развития во имя удовлетворения растущих человеческих потребностей, в основном все же была ориентирована на развитие производства. Но настало время осознать невозможность всеобщего материального изобилия, опасность безудержного развития промышленности. Поэтому наука будущего во главу угла должна поставить производство, воспроизводство и, может быть, изменение самого человека как субъекта исторического процесса, как личности, как индивидуальности. Это непременно приведет к изменению представлений модернистской науки о ценностно нейтральном характере человеческого знания. Этика науки, моральная ответственность ученых за сделанные открытия перестанут быть пустой фразой.

6. Сами научные исследования, очевидно, будут основываться на системном подходе и глобальном эволюционизме, на представлении Вселенной как иерархической соподчиненности нелинейных, саморазвивающихся и самоорганизующихся систем. Этот мир, развитие которого идет через точки бифуркации, вариативен и случаен. Он состоит не из кирпичиков – элементарных частиц, а из совокупности процессов – вихрей, волн, систем с обратной связью. Этот мир – уже не объект, а субъект, и мы – люди – его часть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных