Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука как социальный институт, особый вид деятель-ности и система знаний. Понятие и роль научного этоса и научного сообщества в современной науке.




Сегодня под «этосом» часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры, принятую в ней иерархию ценностей; и в этом смысле этос выходит за пределы морали.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельно-сти, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.

Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформ-лением связаны и другие формы общественного сознания: рели-гия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институ-том, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профес-сией церковника и законника. В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детер-минирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двояко-го рода зависимость: как социокультурный феномен наука воз-никла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.

Наука выступает как фактор социальной регуляции обще-ственных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обосно-вания. Проявление социокультурной регуляции науки осуществ-ляется через сложившуюся в данном обществе систему воспита-ния, обучения и подключения членов общества к исследователь-ской деятельности и этосу науки.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным досто-янием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интел-лектуальной и социальной ответственности, морального и нрав-ственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и кол-лективе.

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не бо-лее 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную дея-тельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невоз-можно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Современ-ную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. чел. Н. вкл. около 15 тыс. дисци-плин и несколько сот тысяч научных журналов. Новые источники энергии и ИТ - перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изуч-ю приступают не только науковедение, фило-софия Н., но и социология, психология, история.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных