Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОСТЮМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Европе, в районе Средиземного моря, возникли такие рабовладельческие государства, как Греция и Римская империя.

Благодаря труду рабов этим государствам удалось достичь высокой ступени развития культуры. Древняя Греция даже в ранний период своей истории по своему государственному и экономическому устройству во многом отличалась от Египта. В период же классический, когда греческая культура достигла наивысшего расцвета, Греция состояла из обособленных рабовладельческих городов – государств-полисов и примыкавших к ним сельских окрестностей.

Значительная часть свободного населения имела рабов. Правами гражданства обладали только свободные греки. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в частных междоусобных стычках, возникавших между отдельными полисами, и от внешних врагов Греции.

Греки придавали особенное значение «доблести» человека, проявляющейся в его облике и в прекрасных поступках. Идеалом был доблестный и прекрасный человек – «каллосагатос», как говорили греки. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично развитое тело являлось одним из необходимых признаков красоты. Греки более всего ценили здоровье, красоту и только на третьем место ставили богатство.

Однако гармония предусматривала лишь физическое совершенство.

Понятие о гармонически развитой свободной человеческой личности, сложившееся в Древней Греции, во многом определило характер и пути развития греческой культуры. Глубоко влияло это и на становление типа древнегреческого костюма.

Костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков, и под влиянием их эстетических представлений. Благоприятные климатические условия, с одной стороны, и эстетическое отношение к человеческому телу, с другой, предопределили легкость и гармоничность форм античного греческого костюма.

Греческий костюм прошел в своем развитии сложный путь изменений, связанных со сложностью исторического развития Греции. Однако наиболее типичными были костюмы периода классики. В классический период греческая одежда достигла законченной, наиболее художественно выразительной формы. Поэтому и для нас костюм этого времени является наиболее интересным и ценным.

Основным типом греческой одежды была одежда драпированная. Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, которая отнимала много времени, эту работу обычно выполняли слуги. Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны античных храмов. Строгость и простота ценились более всего. Греки любили «прекрасное без суеты и красоту без изнеженности». Ткани, идущие на изготовление одежды: шерсть, шелк, лен, хлопчатобумажные ткани.

Греческая одежда разделялась на нижнюю и верхнюю. Нижней мужской одеждой являлся хитон. Взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах (в театре, на площади и т.д.). Хитон представлял собой четырехугольный кусок шерстяной или льняной ткани, сложенный по вертикали пополам, на плечах скреплявшийся двумя пряжками-фибулами. Иногда хитон мог иметь небольшие рукава, сделанные из того же куска ткани. Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. Длина хитона зависела также и от возраста – пожилые люди носили более длинный хитон, а молодежь – более короткий. Укороченный хитон – экзомий, доходивший до середины бедер, носили воины, ремесленники, рабы. Такой хитон обычно скалывался только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений.

В качестве верхней одежды употреблялись плащи: гиматий и хламида. Гиматий был основной «классической» одеждой, представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани (размером 1,7*4 м), драпировавшийся вокруг фигуры различными способами(различия в способе драпировки были связаны с характером занятий). Кусок ткани набрасывался таким образом, что спускался от шеи вниз своей широкой стороной. Сначала перебрасывался один его конец через левое плечо и придерживался левой рукой, затем остальная часть его обвивалась от левой стороны к правой вокруг спины, правой руки и груди, конец ее перебрасывался назад через левое плечо. Это называлось «одеваться направо». Таким образом, все тело было закрыто, только правая рука оставалась отчасти свободной, иногда же и она закрывалась.

Часто греки перебрасывали гиматий от левого плеча не через правое, а под мышку правой руки, оставляя ее непокрытой и свободной, этот способ одевания считался более изящным и встречается на изображениях. Гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек. Чтобы плащ не спадал с плеч и чтобы складкиего красиво ложились, к концам его пришивались кисточки с небольшими свинцовыми щариками.

Небольшой плащ овальной или прямоугольной формы – хламида – употреблялся обыкновенно в дороге и на войне, служил верхней одеждой юношей. Хламиду накидывали на спину и на оба плеча, скалывая на груди пряжкой-фибулой. Иногда ее скалывали на правом плече, оставляя, таким образом, свободную правую руку.

Голову греки обычно не покрывали. Только отправляясь в путешествие или во время непогоды, они надевали очень простые по форме головные уборы, изготовленные из войлока, соломы, тканей.

Обувью служили сандалии различных типов и мягкие кожаные полусапоги.

В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, недлинной бороды и усов. Юноши лицо брили.

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако они были более закрытыми и более длинными. Нижней одеждой был хитон. Хитон был домашней одеждой и выходить в нем на улицу считалось неприличным. Причем можно выделить два основных видов хитонов: хитон с отворотом (дорийский) или без отворота и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек (ионийский).

Хитон с отворотом представляет собой прямоугольный кусок ткани длиной больше человеческого роста на 60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60 см, затем скрепляли пряжками на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск. Часто напуск сверху скрепляли еще одним поясом.

Хитон часто украшался вышитыми или расписными орнаментами. Орнамент нашивали по нижнему краю хитона, а также по краю отворота. Иногда даже покрывали им всю ткань. Для того, чтобы одежда изящнее сидела на фигуре, греческие женщины часто пеленали под хитоном грудь специальным бинтом.

Хитон ионийский выполнялся из мягких, довольно тонких тканей, которые подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и делали напуск. Рукава этого хитона доходили до кисти рук или до локтя.

В качестве верхней одежды употребляли пеплос. По форме и способу драпировки он напоминал хитон, но в отличие от него был длиннее и с большим количеством складок. Ткань для пеплоса была примерно 1,5 м в ширину и 3-4 м в длину. Красота пеплоса заключалась в изяществе драпировки складок. Чтобы складки хитона и пеплоса были более объемными, в подол одежды вшивались небольшие кусочки свинца.

Поверх хитона и пеплоса (а иногда и просто сверх хитона) женщины накидывали плащ гиматий. Однако женские плащи были меньшего размера, но всегда богаче орнаментированы.

В непогоду край плаща набрасывали на голову, так как специальных головных уборов женщин не носили. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани.

Женщины из среды ремесленников, торговцев не носили двойных одежд (хитон и пеплос), гофрированных широких хитонов и гиматиев, отделанных богатой каймой. Их костюм был прост – скромный хитон из шерстяной ткани или полотна и такой же гиматий, который служил покрывалом для головы при выходе на улицу. Меньшая по объему, без двойных напусков, одежда эта имела традиционные, но менее обильные драпировки. Рабыни чаще всего носили костюм своей родины.

Обувью служили сандалии, а также мягкие туфли и даже полусапожки.

Прическа и украшения дополняли облик греческих женщин. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадемы). Греция знала несколько типов причесок, но «классической» прической можно считать так называемый «греческий узел».

Греческие женщины пользовались косметическими средствами: они румянились, подкрашивали губы, подводили брови, оттеняли веки, красили ресницы, душились. Костюм дополнялся ювелирными украшениями: серьги, подвески, диадемы, кольца, браслеты, бусы.

Много раз человечество обращалось к греческой одежде как к образцам для подражания, но родившийся в своеобразных условиях древней рабовладельческой Греции, созданный на почве греческой культуры, древнегреческий костюм при всей пластической красоте мог существовать только в условиях своего времени. Однако основные художественные элементы античного костюма – общая пластическая форма, пропорции, ритм драпировок – сделались достоянием европейской культуры и оказали влияние на развитие европейского костюма последующих эпох.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вероятность безотказной работы в соответствии с экспоненциальным законом надежности | Технология профилирования грунтовых дорог


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных