ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вступительное слово учителя. Постоянная ссылка на слайд 3.Подготовка к ЕГЭ Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по отрывку из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Тип урока: урок применения и закрепления умений и навыков написания сочинения в формате ЕГЭ. Цели урока: Обучающие: продолжить обучать десятиклассников умению анализировать содержания исходного текста, подготовить к написанию сочинения. Развивающие цели: 1)Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся; 2) Уметь адекватно выражать своё отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы; 3) Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему. Воспитывающие цели: 1) Способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Оборудование урока. 1. Компьютер, проектор, интерактивная доска. 2. Электронная презентация, подготовленная учителем. 3. Электронная презентация «Проект о смысле жизни», разработанная учеником заранее. 4. Раздаточный материал: отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Ход урока. Вступительное слово учителя. Постоянная ссылка на слайд 3. Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого десятиклассника и одиннадцатиклассника. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать. А вы знаете, куда держите путь. Сократу принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько ёмкие, что комментарий излишен, тем более, что речь бывает как устной, так и письменной. Ваша цель - стать эрудированнее, научиться владеть письменно речью настолько, чтобы учитель, проверяющий вашу работу на экзамене, поставил вам наивысший балл. Итак, вспомним требования к сочинению-рассуждению: Слайд 4.
Учитель напоминает план сочинения. Слайд 5. Учитель: Что самое главное при написании сочинения? (Правильно определить проблему, а значит понять исходный текст) 2. Чтение исходного текста. (Ученик читает)
Работа с текстом. Обращаемся к памятке.
Работа по вопросам 1. Какому герою Лермонтова принадлежит этот монолог? Что стало причиной его размышлений? 2. Определяем основное содержание первого абзаца (Перед нами размышления человека накануне дуэли. Его состояние передаётся следующими словами «Не спится», «А! господин Грушницкий! Ваша мистификация вам не удастся…», «Если моя звезда, наконец, мне изменит»… Он выражает своё сомнение в том, что в жизни есть постоянство; его нежелание спать выдаёт беспокойство этого человека). 3. Во втором абзаце обращаем внимание на ключевые слова .(Ключевые слова: «умереть», «потеря», «скучно», «прощайте!) Мы видим, что герой не ценит свою жизнь, он жалуется на скуку, на то, что надоело жить. 4. В третьем абзаце определяем роль вопросительных предложений(Они показывают, что беспокоит героя) 5. В каких смысловых отношениях находятся понятия «приманками страстей пустых и неблагодарных» и «пыл благородных стремлений» (антитеза!) Как вы понимаете «пыл благородных стремлений»? 6. Почему автор называет «пыл благородных стремлений» лучшим светом жизни? (Потому что Благородство – это очень хорошее качество, включающее высокую нравственность, самоотверженность и честность). 7. Как объяснить смысл 14 и 15 предложений? (Человек перестал быть хозяином своей жизни, режиссёром своей судьбы он не знает, для чего живёт). 8. Как любит герой и можно ли утверждать, что автор того же мнения? 9. Какова микротема последнего абзаца? (Нельзя жить из любопытства) 10. С какой целью Лермонтов употребляет антонимы? (Чтобы показать противоречия в душе героя и показать, что выбор своей жизненной цели – это очень спорный вопрос). 11. Определяем проблему текста. (Смысл жизни). 12. Как эту же проблему можно выразит по-другому? (В форме вопроса) 13. Далее учитель напоминает, как можно найти проблему в сложном тексте. 14. К какой категории относится выбранная автором проблема? (Философская) Почему? Работа по вопросам 1. Какому герою Лермонтова принадлежит этот монолог? Назовите произведение. Что стало причиной этих размышлений? Работа с первым абзацем 2. Определяем основное содержание первого абзаца. Что беспокоит героя? 3. С какой целью Лермонтов употребляет вопросительные и восклицательные предложения? 4. Какую роль играет многоточие? 5. Прокомментируйте предложение 7 Работа со вторым абзацем 6. Во втором абзаце обращаем внимание на ключевые слова. О чём они свидетельствуют? 7. Прокомментируйте предложение 9. Работа со третьим абзацем 8. В третьем абзаце определяем роль вопросительных предложений. 9. Как понимает любовь Печорин? А автор? 10. В каких смысловых отношениях находятся понятия «приманками страстей пустых и неблагодарных» и «пыл благородных стремлений» Как вы понимаете «пыл благородных стремлений»? 11. Почему автор называет «пыл благородных стремлений» лучшим светом жизни 12. Как объяснить смысл 14 и 15 предложений? Работа с последним абзацем. 13. Какова микротема последнего абзаца? 14. С какой целью Лермонтов употребляет антонимы? 15. Определяем проблему текста. 16. Как эту же проблему можно выразит по-другому? 17. К какой категории относится выбранная автором проблема? Вопросы ко всему тексту О чём свидетельствуют предложения 9 и 17?
Учитель: Определив проблему текста, обратим внимание на комментарий. К какому стилю относится исходный текст? (Художественный) Вспоминаем требования к комментарию. (Работаем с презентацией)
↓
↓
↓
Учитель обращается к ученикам с вопросом: чего не должно быть в комментарии? Работаем с презентацией
Учитель даёт 3-4 минуты для написания комментария. (Во время работы звучит музыка). Далее два ученика зачитывают свои комментарии.
Этап Определяем позицию автора Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|