Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расцвет русской философии




(середина XIX – первая половина XX вв.)

5. 40 – 50 гг. Х1Х в. Славянофилы (А. С. Хомяков,

К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин,) и западники

(А. Н. Герцен, П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский).

Славянофилы:

– критика поверхностного подражательства Западу, основа самобытности русской культуры – православие;

– упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме;

– за укрепление солидарности славянских народов, стремление к целостности, преодолению всех форм разрозненности (учение о соборности, единении в любви и вере(А.С. Хомяков);

высшая истина дается не одному логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности;

– за «эволюционный прогресс без хирургического вмешательства».

Храм Покрова на Нерли

Западники:

– русская самобытность – это отсталость,

– реформы Петра начало движения России во всемирную историю,

– Россия идёт одинаковым историческим путем с Европой, нужно заимствовать её опыт, необходимо освобождение личности и государство, обеспечивающее свободу,

– двигатель прогресса – «образованное меньшинство».

 

 


А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский

Сходство западников и славянофилов:

– «страстное чувство к русскому народу» (А. И. Герцен);

– вхождение в единый лагерь либерализма;

– выступление против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение политических свобод, ограничение самодержавной власти;

– против революции, за реформистский путь России.

 

Евразийство –исходящее из славянофильства, антиевропоцентричное учение,отводящее России как особому культурно-этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией; появилось в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг. (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский), приобрело популярность в конце XX – нач. XXI вв. (Л. Н. Гумилёв).

 

6. Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.) – представитель антропологического материализма, утопизма. Роман «Что делать?».

Основные идеи:

– за «разумный эгоизм» (жить своими интересами, не противореча интересам других, отказ от меньшей выгоды и удовольствия для получения большей, самопожертвование для торжества выбранного идеала);

– нравственное сознание формируют «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства», удовлетворение потребностей устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для чего нужно изменить сами условия жизни через революцию;

– просвещение должно помочь становиться «новыми людьми» с идеалами служения народу, гуманизма, исторического оптимизма.

 

7. «Русский космизм» (К. Э. Циолковский, В. И Вернадский,

А. Л. Чижевский, Н. Ф. Фёдоров) – учение о поиске места человека в Космосе, соотношении микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности мира.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) – основоположник отечественной космонавтики. Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.) – учение о биосфере (совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм), эволюционирующей к ноосфере («сфере разума»), когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964 гг.) учение о влиянии циклов активности Солнца на социально-исторические процессы.

 

8. Анархизм (М. А. Бакунин (1814 – 1876 гг.), П. А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) – учение, выступающее за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

9. Марксизм. Г. В. Плеханов (1856 – 1870 гг.) развивал идеи К. Маркса о том, что развитие капитализма ограничено странами Западной Европы; в России же реализовал себя иной коллективистский, общинный строй. Против курса на социалистическую революцию, в силу незрелости России, необходимо постепенное формирование условий для социализма.
В. И. Ленин (1870 – 1924 гг.) (книги «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция») развивал идею классовой борьбы и осуществления диктатуры пролетариата, под руководством «партии нового типа»; вступления России на путь капитализма, необходимости буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую; перехода капитализма в последнюю стадию развития империализм, его созревания для мировой социалистической революции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных