ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расцвет русской философии(середина XIX – первая половина XX вв.) 5. 40 – 50 гг. Х1Х в. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин,) и западники (А. Н. Герцен, П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский). Славянофилы: – критика поверхностного подражательства Западу, основа самобытности русской культуры – православие; – упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме; – за укрепление солидарности славянских народов, стремление к целостности, преодолению всех форм разрозненности (учение о соборности, единении в любви и вере(А.С. Хомяков); – высшая истина дается не одному логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности; – за «эволюционный прогресс без хирургического вмешательства».
Храм Покрова на Нерли Западники: – русская самобытность – это отсталость, – реформы Петра – начало движения России во всемирную историю, – Россия идёт одинаковым историческим путем с Европой, нужно заимствовать её опыт, необходимо освобождение личности и государство, обеспечивающее свободу, – двигатель прогресса – «образованное меньшинство».
Сходство западников и славянофилов: – «страстное чувство к русскому народу» (А. И. Герцен); – вхождение в единый лагерь либерализма; – выступление против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение политических свобод, ограничение самодержавной власти; – против революции, за реформистский путь России.
Евразийство –исходящее из славянофильства, антиевропоцентричное учение,отводящее России как особому культурно-этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией; появилось в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг. (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский), приобрело популярность в конце XX – нач. XXI вв. (Л. Н. Гумилёв).
6. Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.) – представитель антропологического материализма, утопизма. Роман – «Что делать?». Основные идеи: – за «разумный эгоизм» (жить своими интересами, не противореча интересам других, отказ от меньшей выгоды и удовольствия для получения большей, самопожертвование для торжества выбранного идеала); – нравственное сознание формируют «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства», удовлетворение потребностей устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для чего нужно изменить сами условия жизни через революцию; – просвещение должно помочь становиться «новыми людьми» с идеалами служения народу, гуманизма, исторического оптимизма.
7. «Русский космизм» (К. Э. Циолковский, В. И Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. Ф. Фёдоров) – учение о поиске места человека в Космосе, соотношении микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности мира. Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) – основоположник отечественной космонавтики. Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.) – учение о биосфере (совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм), эволюционирующей к ноосфере («сфере разума»), когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964 гг.) – учение о влиянии циклов активности Солнца на социально-исторические процессы.
8. Анархизм (М. А. Бакунин (1814 – 1876 гг.), П. А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) – учение, выступающее за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. 9. Марксизм. Г. В. Плеханов (1856 – 1870 гг.) развивал идеи К. Маркса о том, что развитие капитализма ограничено странами Западной Европы; в России же реализовал себя иной коллективистский, общинный строй. Против курса на социалистическую революцию, в силу незрелости России, необходимо постепенное формирование условий для социализма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|