Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 11. ВООБРАЖЕНИЕ




 

Общая характеристика воображения и его значение для психической жизни человека. Воображение, как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений.

Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Галлюцинации.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация, как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

Индивидуальные различия в воображении. Развитие воображения. Основное различие воображения людей: по степени развития, по типу представлений, которыми оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.

Воображение и творчество.Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Г. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.

ТЕМА 12. МЫШЛЕНИЕ.

 

Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления: мышление как процесс обобщения, мышление как опосредованное познание мира; мышление как процесс решения мыслительной задачи. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Взаимосвязь мышления и речи. Процесс выражения мысли словами по Л.С. Выготскому. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие “интеллекта”. Интеллект и поведение человека. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии. Инсайты. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Проблема мышления в работах отечественных ученых А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Экспериментальные исследований А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорда-Бине. Тест Векслера. Концепция Дж. Гильфорда.

Сравнение. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии.

Анализ и синтез. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями.

Абстракция и конкретизация. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного.

Индукция и дедукция. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. Критическое и творческое мышление.

Развитие мышления. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория развития и формирования умственных операций П.Я. Гальперина. Исследования В.С. Выготского, Л.С. Сахорова проблемы формирования понятий. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Кларка и Уоллесса.

 

ТЕМА 13. РЕЧЬ.

 

Общая характеристика речи, ее происхождение и историческое развитие. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Историческое развитие речи: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

Физиологические основы речи. Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике, Брока.

Теоретические проблемы. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.

Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Развитие речи у ребенка. Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Развитие речи в процессе изучения языка.

 

ТЕМА 14. ВНИМАНИЕ

 

Понятие внимания. Внимание как психический феномен, его суть и понятие. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Закон индукции нервных процессов И.П. Павлова и внимание. Принцип доминанты А.А. Ухтомского. Классификация теорий внимания по Н.Н. Ланге. Теория внимания Т. Рибо. Концепция внимания П.Я. Гальперина. Концепция установки Д.Н. Узнадзе и внимание.

Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и его причины: характер внешнего раздражения, контраст между раздражителями, соотношение внешних раздражителей и внутреннего состояния, общая направленность личности, чувства, вызываемые воздействующим раздражителем. Особенности произвольного внимания. Социальные причины произвольного внимания. Послепроизвольное внимание

Основные характеристики свойств внимания. Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания. Психофизические особенности устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости внимания: таблицы Бурдона, таблицы Крепелина. Концентрация и распределения внимания. Методы изучения распределения внимания: красно-черные таблицы Шульте. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.

Развитие внимания. Основные этапы развития внимания ребенка. Факторы, определяющие развития внимания по Л.С. Выготскому.

 

ТЕМА 15. ВОЛЯ

 

Общая характеристика волевых действий. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепции “свободы воли” в эпоху “возрождения”. Экзистенциализм –“философия существования”. Подход И.П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Пирамидальный путь. Роль премоторных зон и префронтальных участков коры головного мозга в формировании волевых действий. Аппраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джеймсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения. Волевое усилие. Внутреннее волевое действие.

Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли:сила воли, выдержка и самообладание. Целеустремленность и настойчивость. Инициативность и самостоятельность. Негативизм и импульсивность. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

 

ТЕМА 16. ЭМОЦИИ.

 

Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий “эмоции” и “чувства”. Основные характеристики эмоций: субъективность, осознание потребности и содействие в их достижении. Основные виды эмоций: аффект, эмоции, чувства, настроение. Классификация эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение и др. Амбвивалентность эмоций. Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Основные характеристики настроений.

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Проблема эмоций в XVIII – XIX вв. Концепции И.Ф. Гербарта, В Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дравина и его книга “Выражение эмоций у человека и животных” (1872). Теория эмоций Джемса – Ланге. Теория эмоций Кеннона. Активационная теория Линдсея – Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П.В. Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.

Развитие эмоций и их значения в жизни человека. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Особенности проявления эмоций в раннем детском возрасте. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведением. Основные функции эмоций: отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная. Различия в эмоциональных проявлениях людей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных