Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Практические задания к семинарскому занятию




1. Познакомившись с основными школами древнекитайской философии, заполните таблицу, выделив основные положения философских воззрений

Школа Основные положения
Школа Инь-Ян Теория говорит о том, что в природе все предметы имеют две стороны Инь и Ян. Сторона Инь – теневая сторона предмета, ян – солнечная сторона. В чем же заключается противоположность этих понятий. Теория говорит о том, что инь и ян находятся в постоянном противодействии (борьбе) и таким образом постоянно контролируют друг друга.
Конфуцианство 1) Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. 2) Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». 3) Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»). 4) Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.
Моизм 1. Идея принадлежности народу верховной власти. 2. Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. 3. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. 4. В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.  
Школа имен несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.
Легизм 1. Управление должно опираться на законы и суровые наказания. 2. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». 3. Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.
Даосизм 1. Дао характеризуется как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны. 2. Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао. 3. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. 4. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.

 

2. Отразите двойственность Дао в таблице

     
Одинокое, отдельное от всего Всеохватывающее, всепроникающее (подобно воде)
Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое Изменяющееся вместе с миром, действующее
Недоступное восприятию и познанию Доступное для восприятия и познания
Недоступное словесному выражению, безымянное Выразимое в имени и символе
Бестелесное В его глубине скрыты тончайшие частицы, обладающие высшей действительностью и достоверностью
Мельчайшее Бесконечное
Пустое Неисчерпаемое
       

 

3. Графически отобразите виды познания в школе ньяя.

       
   
 

 


Достоверное

недостоверное

 

Восприятие вывод сравнение свидетельство память сравнение ошибка гипотетический аргрумент

 

 

4. Схематично отразите семь видов реальности школы вайшешика.

 

Виды реальности школы Вайшешика

 

 

положительные

 

отрицательные

Субстанция (дравья), представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны [пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство
Качество (гуна). Субстанция несёт в себе качество, которое не существует вне неё и не проявляет какой-либо активности; оно определяет природу вещей (Вайшешика выделяет 24 качества).
Действие (карма).Действие понимается Вайшешикой как физическое движение пяти видов — вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Некоторые действия не воспринимаются (напр., ума-манаса)
Всеобщность (саманья). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса (напр., «коровность» — то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров).
Особенность (вишеша). Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные сущности мира, дифференцирующая их.
Присущность (самавая). Под присущностью (или нераздельностью) Вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и субстанция, общее и особенное).

Небытие (абхава)

 

 

5. Характеристика философских воззрений джайнизма и чарваки.

Джайнизм — это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. и существующее в Индии до сих пор. Основоположником джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под именами Махавира и Джина.
Внутри джайнизма существуют два основных направления: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух», «обнаженные»). Они придерживаются одинаковых философских воззрений, а различия между ними связаны с расхождениями по некоторым вопросам религиозной практики. Джэйнисты не верят в существование бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и неразрушимые) начала или сущности: живое— дживы (души) и неживое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени, эфира.
Чарвака — это единственная материалистическая школа в философии Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локаята» (от «лока» — «этот мир»); возникло оно в середине I тыс. до н.э. Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получать от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими — те, которые ведут к страданию. Важным средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью. Некоторые представители школы Чарвака считали главными грубые чувственные удовольствия (еду, питье, секс, роскошь и т.п.), другие же были сторонниками благородных наслаждений, например получаемых от искусства.

 

 

II. Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Изучив основные положения концепции «благородного мужа», заполните следующую таблицу:

 

 

Иероглифы Основные качества Направленность деяний благородного мужа Направленность деяний низкого мужа
Жэнь (гуманность) совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми. Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Требователен к себе. Думает лишь о своей выгоде. Требователен к другим.Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними.
Сяо (сыновья почтительность) совокупность норм поведения между «младшими и старшими».при этом государство трактуется как «большая семья», где император — это «отец», а чиновники — «старшие братья». Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства. Боится: велений Неба великих людей слов мудрецов Кончает жизнь самоубийством в канаве. Не знает велений Неба и не боится его. Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых
Ли (этикет) нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь (гуманность), методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства). Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними.
И (долг, справедливость) совокупность того, что человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является ценность должного деяния состоит в самом действии, а не результате. Следует долгу. Требователен к себе. Нельзя доверить великие дела.
Мин (знание судьбы, или Воли Небес) в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача. Боится: велений Неба великих людей слов мудрецов. Не знает велений Неба и не боится его. Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых.

 

2. Основные положения природы человеческого «я» школы йоги (состояния ума-читты и средства просветления читты).

Человеческое «я» представляет собой чистое сознание. Но по незнанию это «я» отождествляет себя с умом-читтой, которое является первым продуктом пракрити (материи), состоящим (как и пракрити) из трех гун: саттва (источник удовольствия), раджас (источник действия и страдания) и тамас (источник пассивности и апатии).

Ум-читта (являясь продуктом пракрити) сам по себе лишен сознания, но, находясь рядом с «я», он с такой силой отражает «я», что начинает казаться разумным. Когда читта приходит в то или иное душевное состояние, «я» отражается в нем и склонно считать это состояние своим собственным, т.е. «я» кажется, что оно само переживает взросление и старение, сон и бодрствование, ощущения радости и страдания и т.п.

Человеческое «я» связано с физическим телом и тонким телом, состоящим из чувств, внутреннего ума (манаса), эмпирического «я» (с которым связаны переживания радости и страдания). Состояния физического и тонкого тела оказывают влияние на ум-читту, усиливая или ослабляя в нем влияние тех или иных гун.

Средства просветления: Карма-йога-Путь активного

Действия; Джняна-йога-Путь познания; Бхакти-йога - Путь любви к Богу.

 

3. Подготовка к тестированию на семинаре 5.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных