ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История семейных отношений и брака (эпоха Античности, Средневековье).В Древней Греции и Риме патриархальная и моногамная семья являлась единственной формой семейных отношений. Греки считали, что вводить в дом много жён - варварский обычай, это не достойно благородного эллина. Рождение детей для древних греков и римлян было выполнением долга перед государством, так как пополнялись ряды защитников, полезных граждан и воинов. Кроме того, это был важный долг перед родом и семьёй, потому что дети сохраняли и поддерживали семейные традиции, воздавали должные почести предкам. Наличие детей обеспечивало также и личную цель - сохранение семейного имущества путём наследования и обретение опоры и поддержки в старости. Люди женатые и имеющие детей пользовались в Греко -римских обществах большим уважением и почётом, чем холостые и бездетные. С развитием греческой государственности семья стала выполнять и другие значимые функции: обеспечивала передачу традиций, нравственных ценностей, гражданских идеалов, всего того, что давало статус полноправного гражданина. Отсутствие семьи и детей у мужчины в репродуктивном возрасте всячески порицалось и общественным мнением, и государством. На этот счёт были даже специальные законы. В древней Спарте, например, безбрачие означало личной и гражданской чести. Существовали особые штрафы за безбрачие и позорные ритуалы. Взрослые спартанцы, не состоящие в браке, по распоряжению властей должны были в холодное время года раздетыми проходить по рыночной площади, распевая песню, в которой говорилось о том, что они не признавали законы и наказаны по заслугам. Брачные обычаи отличались в разных культурах и даже местностях, но основным было то, что мужа для дочери выбирал отец или старший мужчина в семье. В 7 -6 вв. до н.э. существовал обычай в состоятельных семьях приглашать погостить одновременно нескольких претендентов в мужья в дом невесты. Для них устраивались различные состязания и испытания, они соперничали в силе, ловкости, богатстве, привозили дары отцу невесты и ей самой. Отец наблюдал за ними и оценивал их характер, манеру держаться, другие достоинства, и потом выбирал жениха. Чем богаче и знатнее была невеста, тем более длительными и пышными были эти отборы и затем свадебные обряды. Отвергнутым женихам предлагались отступные дары, чтобы они не чувствовали себя униженными. В то время браки очень редко заключались по любви. Решающими были социально -экономические, политические, родовые и иерархические мотивы. Дочери правителей использовались для заключения в выгодных династических браков. Жена должна быть здорова, физически хорошо развита, чтобы произвести на свет крепкое потомство. Семья невесты должна быть достаточно обеспеченной, чтобы дать приданое. Такое положение дел свидетельствовало о более низкой «ценности» женщины по сравнению с мужчиной - именно семье женщины приходилось платить за то, чтобы её взяли в жены. Фактически женщина при заключении брака переходила из -под власти отца во власть супруга и не имела практически никаких прав. Роль женщины в семье и общественно -политической жизни, её свобода - ограничивалась. Женщины обитали исключительно на женской половине дома, не могли без сопровождения появляться на улице, посещать общественные мероприятия, получать образование в государственных школах, участвовать в спортивных состязаниях. В Древнем Риме женщины обладали несколько большей светской свободой. Римские жены могли ходить в гости и принимать гостей, появляться в обществе, бывать на торжественных приёмах. Но, несмотря на уважение, проявляемое к женщинам в доме, в обществе, в целом сохранялась безраздельная власть и главенство отца и мужа. Постепенно, особенно в эпоху Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщины получали больше прав, в том числе возможность разводиться и иметь мужей, иметь личную собственность и распоряжаться ею, получать образование. Осуждались супружеские измены, при этом женщины наказывались строже, чем мужчины. Муж имел право убить любовника жены. В Древнем Риме почти двенадцать веков поддерживался и сохранялся культ домашних божеств, духов - покровителей, связанных с почитанием предков. Центром этого культа являлся домашний очаг. К нему возлагали ежедневное жертвоприношение в виде пищи, трижды в месяц - цветы и плоды. Эти ритуалы посвящались духам предков, их мифическим воплощениям - пенатам и ларам, а также духу - «двойнику» каждого домочадца - его доброму охраняющему гению. Лары и пенаты покровительствовали семье, её быту и благосостоянию. Важнейшие семейные события - рождение ребёнка, бракосочетание или смерть члена семьи - требовали специальных обрядов, которыми незримо руководили духи и младшие божества. Бездетность в браке могла служить основанием для принудительного развода. Брачным возрастом у мужчин считался период с 25 до 35 лет. У женщин он был значительно ниже - девушка могла быть невестой уже с 12 -15 лет. Оптимальным для брака у женщины считался возраст 18 -20 лет. Несмотря на стремление сохранить чистоту рода, из-за недостаточного количества женщин были распространены полиэтнические браки. Молодые мужчины - солдаты отправлялись в завоевательные походы и экспедиции в новые земли и зачастую там оставались, выбирая в жёны местных уроженок. Часто это были пленные или украденные с целью брака женщины. Несмотря на государственное поощрение многодетности семьи старались не заводить более двух или трёх детей, чтобы не дробить наследство. Таким образом, дети могли быть более обеспечены. В связи с этим в греческих полисах и Риме со временем началась убыль населения, наблюдалось снижение численности жителей городов в отсутствие войн и болезней. Семья была не только ячейкой общества, она являлась и своеобразной основой любого производства. В период Античности, затем Средневековья и вплоть до 19 в. Семейные компании в основном связаны были совместной собственностью на земельные угодья, законами кровного родства. И хотя постепенно, по мере развития экономики и промышленности, на первое место в организации семейных отношений вышли профессиональные интересы, вложенный в производственно -торговые или банковские предприятия капитал, семья и родственные связи долгое время являлись важным фактором организации хозяйственной, общественной и политической жизни общества. Многие профессии стали семейными. Дело и капитал, мастерство и клиентура передавались от отца к сыну. Отношения в семье регулировались религиозными установками и скрепляются брачным контрактом, приобретающим вид торговой сделки, и невесте без приданого довольно трудно было выйти замуж. Бесприданница обречена на несчастную судьбу. Поэтому копить приданое начинали уже с рождения дочери.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|