ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типология семейного воспитания.«Кумир семьи». Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг… и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим непросто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения… Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»… Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша — закон. Во всех его поступках мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно родители открывают в нем новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая ничего отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир семьи» нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда начнется трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически неадаптируем к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания родители сами культивировали это. «Гиперопека». Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса 3-х лет. Ему нет смысла «бунтовать», отстаивая «Я-систему». Ведь то, чем он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю его жизнь до мельчайших подробностей и «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений, диктуют ребенку каждый шаг и контролируют его во всем, наверно, даже в мыслях. Под их «пресс-контролем» малыш — индивидуальность, напоминающая заводного робота. Он твердо знает: это надо сделать так, а это — так… Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком. но и «готовят» вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И, чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду — большая ценность. Всем можно босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети кушают мороженое— а он не может, оно холодное, и вдруг… ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется… Он в самом деле неповторим… и, веря в это, малыш возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный «климат» своей семьи: гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников: им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста. «Гипоопека». Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен, хоть за капельку внимания, на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда, как надо, по сезону, может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности, преследует его потом всю жизнь. «Безнадзорность». Пожалуй, безнадзорность — это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадет ему под руку, ходить в лохмотьях. Такому малышу грозит задержка в его развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным. «Воспитание по типу «Золушки»». Наверно, в целом мире нет людей, которые б не знали сказку «Золушка», поэтому нетрудно догадаться, что значит воспитание по типу «Золушки». В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей гораздо лучшим, детям. Ребенок делает все, от него зависящее, чтоб походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает все их желания, но, кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе, не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести. Он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы решаются как в сказке, исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше, довольно часто, неожиданно наталкиваясь на своеобразный выход из создавшегося положения. Мир иллюзорный, наслоившийся на повседневность, немного притупляет ее жестокость и, уводя ребенка от действительности, временами помогает «выстоять», «спастись». Такие дети, вырастая, часто «мстят» родителям за далеко не «золотое» свое украденное детство. «Ежовые рукавицы». Когда ребенка держат в «ежовых рукавицах», он подневольное, бесправное и обычно безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности». Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи малыша родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои неопределившиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно тяжким, бременем ложится на плечи малыша и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов. «Воспитание «в культе болезни»». Такой тип воспитания встречается обычно, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех, сочувствия и сострадания. И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом способны приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув жертвовать ничем, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей. «Воспитание по типу «кронпринца»». Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Вся их жизнь расписана буквально по минутам. Им трудно выкроить время, чтобы немного поиграть с малышом, узнать о том, что его беспокоит или чего ему хочется. И недостаток своих чувств они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — задаривая малыша. Ребенок окружен ценнейшими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив. Малыш имеет даже «птичье молоко», но так обычно думают родители, а дети чаще всего — по-иному. Им ненужны ценнейшие подарки или вещи — им нужен нежный взгляд, любящая улыбка и ласковое слово. И если даже кажется, что дети гордятся как-то положением своих родителей, то это не всегда бывает так. Наверное, при первой же возможности многие из них отдали бы все краски мира за серую, обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и с обычным папой. Чтоб им, как всем, было возможно делиться радостями и печалями с родителями, чтобы они, как все, могли бы в воскресенье с мамой или папой пойти в гости, в парк, а может быть, на речку, чтобы они, как все… Но их родители не могут быть, как все. И потому не в силах отыскать причину недовольства своего ребенка, ведь перед ним открыты все дороги. И разве смысл родительства не в этом? Поэтому, когда «кронпринцы», повзрослев, своей безвольностью и нерешительностью «губят» все, что приготовлено для них, или способны вдруг «протестовать» против проторенного, чтобы «идти своей тропой», им непонятно, почему ребенок их — «бесцветный», не оправдал надежд, хотя они всю свою жизнь потратили на то, чтобы он их надежды оправдал. «Противоречивое воспитание». Об этом типе воспитания мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами воспитания, противоречащими по обыкновению друг другу, и, словно «лебедь», «рак» и «щука», тянут малыша одновременно в разные стороны, чтобы, в конце концов, перетянуть. В такой семье малыш не в состоянии усвоить, что можно ему делать, чего нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно это рано или поздно способствует развитию невроза. «Смена образцов воспитания». Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появление новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не в состоянии отвыкнуть оттого, к чему привык, никак не адаптируется к перемене и в результате начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций. Роли, которые ребенок выполняет в семье. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» — это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|