ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
Экскурсии и игровые занятия для дошкольников построены с учетом возрастных особенностей детей и отвечают потребностям воспитательной работы в детских образовательных учреждениях. Они направлены на приобщение детей к традиционной культуре и способствуют накоплению их знаний об окружающем мире. Особое внимание в программах для данной возрастной категории уделяется знакомству с традиционной русской культурой.
Экскурсии:
· «У зайчика была избушка лубяная...» В ходе экскурсии дети узнают о разных типах традиционного жилища народов России: доме, сделанном из дерева, войлочной юрте степных кочевников, жилище сибирских народов – чуме, покрытом шкурами оленей. Использование различных жанров устного народного творчества (сказок, пословиц, поговорок, загадок) даст возможность познакомиться с традициями строительства и украшения жилища, с обычаями и правилами поведения в нем.
· «Теремок» В ходе экскурсии дети узнают о русском крестьянском доме-избе, обычаях, связанных со строительством, с внешним и внутреннем убранством, правилах поведения в доме и т.д. В основе экскурсии сюжет русской народной сказки «Теремок».
· «Как рубашка в поле выросла» Экскурсия по мотивам одноименного рассказа Д. К. Ушинского рассказывает о культуре льна в народной традиции, русском народном костюме и подробно о рубахе, как его основе. Игровые занятия: · «Ой, вы гости – господа...» Знакомство с убранством горницы, служившей в крестьянском доме для приема гостей. Юные посетители рассмотрят посуду, в которой к праздничному столу подавали еду и напитки, узнают об особенностях повседневной и праздничной пищи, о традициях русского гостеприимства. Дети получат возможность прикоснуться к старинному чугунку, ухвату, масленке и «приготовить кашу из топора».
· «Все по лавочкам сидят, кашу маслену едят » Занятие рассказывает об особенностях трудового воспитания детей в традиционной культуре, как распределялись в семье обязанности и какими они были у мальчиков и девочек. На занятии можно будет узнать об участии и помощи детей в нелегком крестьянском труде. На игровой площадке, стилизованной под русскую избу, юные посетители познакомятся с особенностями ведения домашнего хозяйства. · «Нитка тянется, клубок катится…» На занятии можно узнать о том, как сеяли, собирали и обрабатывали лен. Дети знакомятся с традиционными видами женского рукоделия (прядением, плетением, ткачеством), по желанию могут поработать на мялке, спрясть нитку, покрутить веретено.
· «По одежке встречают, по уму провожают» Рассказ пойдет о традиционном русском костюме, об особенностях мужской, женской, девичьей и детской одежды. Дети узнают, для чего девушки собирали приданое и что в него входило. На игровой площадке музея можно будет попробовать самостоятельно собрать «приданое» в кукольный сундучок. Самым активным участникам представится возможность примерить русский костюм.
· «Русская народная игрушка» На занятии дети узнают о материалах, использовавшихся для изготовления детских игрушек-самоделок. Можно будет рассмотреть игрушки, изготовленные в центрах «потешного промысла» (Богородское, Каргополье, Сергиев Посад, Филимоново и др.), послушать удивительные истории, связанные с их созданием. · «Уродилась Коляда накануне Рождества» Занятие о традициях празднования Рождества в русских деревнях: о пении колядок, одаривании пряниками, вертепных представления и др. На игровой площадке музея можно будет почувствовать себя настоящими колядовщиками, поиграть в народные игры.
· «Едет Маслена по льду, везет блинцы на меду» На занятии дети узнают о традиции празднования русской Масленицы, особенностях каждого дня масленичной недели, о детских масленичных играх и забавах. Попробуют закликать весну и проводить Масленицу веселыми песнями. · «Жаворонки-жаворонки, прилетите к нам…» Занятие знакомит с народными традициями встречи весны, долгожданного времени года, символизирующего обновление и пробуждение природы. На игровой площадке музея дети разучат веснянки и заклички, поиграют в традиционные весенние игры.
· «Дорого яичко ко Христову Дню» Занятие посвящено традициям празднования Пасхи. Дети узнают о правилах Великого поста, о Вербном воскресенье, о пасхальной трапезе (пасхе, куличах, разновидностях крашеных яиц). На игровой площадке музея будет возможность поиграть в традиционные пасхальные игры.
· «Егорий на порог - весну приволок» Занятие посвящено традициям празднования дня святого Георгия Победоносца (6 мая). Дети услышат былины и сказания о Егории Храбром. Узнают об особенностях празднования этого дня в народной традиции. В игровой части занятия детям представится возможность разучить и исполнить пастушьи песенки, разгадать загадки про домашних животных, поиграть в народные игры.
Экскурсии и занятия для дошкольников проводятся на экспозициях и в Детско-юношеском этнографическом центре музея
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: Экскурсии и игровые занятия для младших школьников направлены на расширение этнографического кругозора детей, углубление их знаний по отечественной истории. Значительно место в программах для этого возраста уделено русской народной культуре.
«Путешествие со сказками» (цикл экскурсий) · «Делу – время, потехе – час» – русская сказка В экскурсии рассказывается о традиционных хозяйственных занятиях и ремеслах, морально-нравственных ценностях русских крестьян, прославляющих трудолюбие, взаимопомощь, смекалку и честность. На экспозиции можно будет познакомиться со старинными вещами, упоминание о которых можно встретить в русских народных сказках. · «Падчерица и черт» – белорусская сказка Через сказки, пословицы и загадки в экскурсии дается представление о земледелии, пчеловодстве, рыболовстве, женских и мужских ремеслах, жилище, о моральных ценностях и правилах жизни белорусов. Только труд, доброта, ум и находчивость бывают вознаграждены, а лень и воровство – наказаны. · «Янтарное море, янтарный берег» – cказки народов Северо-Запада России и Прибалтики Рассматривая обстановочные сцены и слушая сказки, дети узнают о хозяйственных занятиях, орудиях труда, одежде, пище разных народов региона, большое внимание уделяется бережному отношению к природе и людям, народным представлениям о «хозяевах» леса, моря, тундры.
· «Перя - богатырь» – сказки финно-угорских народов Поволжья и Приуралья (коми, мордва, марийцы, удмурты) В экскурсии речь идет об умных и находчивых охотниках и земледельцах, отношениях в охотничьих артелях и в семье, о трудолюбии, честности и доброте – главных качествах человека, по мнению местных жителей. · «Журавлиная песня» – сказки тюркских народов Поволжья (башкиры, татары, чуваши) Экскурсия рассказывает об образе жизни земледельческих народов: (татар, чувашей) и о кочевниках-башкирах; об их занятиях и жилище, одежде, обрядах и праздниках. О способности простых людей чутко воспринимать прекрасное, заслушиваясь мелодией народного инструмента или песней журавля.
· «Предания полярной ночи» – сказки народов тундры (чукчи, эскимосы, ненцы) Экскурсия рассказывает о жизни народов Крайнего Севера, их адаптации к суровым условиям природы, представлениях о происхождении мира, содержит поучительные истории о дружбе, соперничестве, взаимопомощи, трудностях добычи пищи в море и тундре, любви к животным, сохранении древних мифов и сказок в жизни северян.
· «Спой песню, акын!» – сказки народов Средней Азии и Казахстана Экскурсия погружает детей в кочевой быт казахского народа, объясняет зависимость материальной культуры от природных условий и подвижного образа жизни (например, использование сборно-разборного жилища-юрты, небьющейся посуды и утвари и т.д.). Через сказки и предания раскрываются морально-нравственные качества людей: трудолюбие, взаимопомощь, представления о добре и зле, уважение к чести и достоинству человека, бережное отношение к природе. · «Негаснущая свеча» – еврейские сказки В экскурсиисделан акцент напониманиеважности духовно-нравственных ориентиров, полученных с детства, о ценности образования, несущем просвещение человечеству, о трудолюбии, вере и сохранении религиозно-мифологических представлений в жизни евреев до ХХ вв. Интерактивные экскурсии с использованием дидактического материала: · «Письмо на клыке моржа» Целью данной экскурсии является знакомство посетителей с уникальной культурой народов Крайнего Севера, основанной на уважении и любви к родной природе, обитателям тундры и северных морей. В ходе экскурсии посетители познакомятся с традиционным жилищем, одеждой, промысловыми орудиями и предметами декоративно-прикладного искусства народов Севера. Знания, полученные на экскурсии можно применить, выполняя письменные задания листа активности. Главное задание – узнать, что за послание «зашифровал» ребусом морж, обращаясь к юным посетителям музея. Экскурсия проводится на соответствующих экспозициях музея
Игровые занятия по этнографии русского народа:
· «Жили-были дед и баба...» На экспозиции дети рассмотрят макет русского села, увидят подлинный красный угол русской избы, узнают о строительстве и внутреннем убранстве крестьянского дома, о семейных обычаях и обрядах, связанных с правилами поведения в доме. Театрализация по мотивам сказки «Курочка Ряба» даст детям возможность разобраться в особенностях мужского и женского народного костюма. Старинные загадки и пословицы помогут лучше запомнить названия старинных предметов и понять их предназначение. · «Пророк Наум, наведи на ум» Рассказ о том, когда в старинных русских деревнях дети шли в школу, чему учились, в какие игры играли на переменках. Почему одноклассников называли «однокашники», и, причем тут каша? Кто такой Наум и почему его прозвали «грамотником»? Дети смогут почувствовать себя учениками сельской школы, отвечая на вопросы ведущего показать свои знания, вспомнить приметы, скороговорки, разгадать народные загадки о буквах и цифрах.
· «Плачет хлебушек, когда ест его лентяй» На занятии юные посетители узнают, зачем в старину берегли хлеб до последней крошки, почему встречали гостей с хлебом и солью? Ответы на эти вопросы дети найдут в залах музея: узнают о пахоте, бороновании, севе, жатве и обработке урожая, на экспозиции познакомятся с орудиями труда, которые необходимы для этих работ. На игровой площадке можно будет смолоть муку на ручных жерновах, и с помощью хлебной лопаты, достать из печи хлеб.
«Детский праздник в музее» (программа музыкально-игровых занятий по этнографии русского народа) · «Именины хлеба» (сентябрь, октябрь). Дети узнают о народных традициях встречи осени и праздниках, посвященных сбору урожая, услышат жнивные и покосные песни, «поработают» вилами, цепом, серпами. · «Покров» (ноябрь). Праздник посвящен таким знаменательным дням в народном календаре как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и день Параскевы Пятницы (10 ноября). В залах музея можно будет узнать о женских и девичьих занятиях этого времени (обработке льна, прядении, ткачестве), а на игровой площадке обработать лен на настоящей мялке, посидеть за прялкой, подержать в руках веретено. · «Русские святки» (декабрь, январь) Русские Святки – зимние праздничные дни от Рождества до Крещения. Рождественская звезда, кукольный театр «вертеп», сцена прихода ряженых, эти и другие экспонаты раскроют тему празднования Рождества у русских на экспозиции. На игровой площадке дети побывают в роли колядовщиков, щедровщиков, поиграют в традиционные рождественские игры. Не обойдется и без святочных рассказов о таинственных девичьих гаданиях.
· «День рождения домового» (февраль) Удивительные истории о мифологических персонажах русского фольклора: домовом, кикиморе, лешем, водяном, полевике. Традиции и правила поведения в лесу, на воде, в поле и, конечно же, в доме. Ведущий расскажет о традициях и обрядах, связанных с новосельем, о домашних обязанностях и семейных отношениях. · «Масленица» (февраль, март) Традиции празднования русской Масленицы, особенности каждого дня масленичной недели, масленичные песни, игры и забавы. На игровой площадке можно будет принять участие в масленичном хороводе, покатать чучело на санях, поиграть в традиционные масленичные игры.
· «Весна-красна, на чем пришла?» (март, апрель) Традиции встречи весны, праздник прилета птиц (22 марта), традиции Великого поста. На игровой площадке музея дети узнают о весенних приметах, разучат песенки-веснянки, заклички, поучаствуют в весенних хороводах. · «В хороводе на горе девушки гуляли» (апрель, май) Праздники весенне-летнего периода от Пасхи до Троицы. Народные традиции празднования Пасхи. Катание пасхальных яиц, веселые состязания и замысловатые весенние хороводы помогут создать праздничное настроение на игровой площадке.
«Мир звуков» (программа игровых занятий)
«Волшебная дудочка». «Струны кантеле явились…». Занятия проводятся на соответствующих экспозициях и в Детско-юношеском этнографическом центре музея
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Обзорная экскурсия Знакомство с историей создания музея, осмотр нескольких экспозиций, представляющих традиционную культуру народов различных историко-этнографических областей России и ближнего зарубежья. Рекомендуется для групп, не планирующих систематическое посещение музея. Экскурсии по основным экспозициям и выставкам: Экскурсия по одной из выбранных экспозиций поможет подробно познакомиться с историей, культурой, бытом народов России и сопредельных стран Европы и Азии. В музее широко представлены костюмные комплексы, жилища, орудия труда и охоты, предметы культа и другие этнографические экспонаты, дающие представления об образе жизни разных народов.
· «Русские. ХIX – начало ХХ в.»
· «Народы Северо-Запада и Прибалтики. ХVIII – начало ХХ в.» Водь, ижора, карелы, вепсы, финны, саамы, эстонцы, латыши, литовцы.
· «Народы Северного Кавказа. ХIХ – начало ХХ в.» Черкесы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины.
· «Народы Поволжья и Приуралья. Коми, марийцы, мордва, удмурты, чуваши, башкиры, татары. XIX – начало ХХ в.»
· «Народы Сибири и Дальнего Востока. Азиатские эскимосы, чукчи, коряки, ненцы. ХIХ – начало ХХ в.»
· «Народы Сибири и Дальнего Востока. Хакасы, якуты, буряты, эвенки, нанайцы, ороки, орочи, ульчи, нивхи, негидальцы, удэгейцы. XIX – начало ХХ в.»
· «Украинцы. ХIХ – начало ХХ в.»
· «Белорусы. XIX – начало ХХ в.»
· «Молдаване. XIX – начало ХХ в.»
· «Народы Средней Азии и Казахстана. Конец ХIХ – начало ХХ в.»
· «Народы Южного Кавказа. Конец ХIХ – начало ХХ в.»
· «История и культура еврейского народа на территории России»
· «Кость, рог, янтарь в традиционных культурах народов Евразии. Конец ХVII – ХХ в»
· «Драгоценности Особой кладовой»
Тематические экскурсии и занятия по этнографии народов России: · «Традиционные обряды и праздники русского народа» (э кскурсия) Экскурсия раскрывает представления русских о времени и народном календаре, знакомит с традиционными и православными праздниками в русской деревне, рассказывает о семейных и календарных обычаях и обрядах.
· «Русский традиционный костюм» (экскурсия) История традиционного русского костюма, его территориальные, возрастные и другие особенности, специфика праздничной и будничной одежды русских крестьян XIX – начала XX вв.
· «Русская трапеза» (экскурсия) Особенности русской кухни в зависимости от природно-климатических условий территории проживания народа, направлении хозяйственной деятельности и видов промыслов, исторических контактов. О преемственности традиций в современной русской кухне.
· «Игримая беседа» (игровое занятие) Ведущий расскажет о значении молодежных посиделок, «вечерин», «бесёд» в русской деревне, о выстраивании отношений в молодежной среде, правилах поведения, традиционном этикете. Никакие «бесёды» не проходили без игр и танцев, где парни и девушки могли проявить себя, показать с лучшей стороны. Ведь, именно на таких встречах, присматривались к потенциальным невестам и женихам. Современным молодым людям представится возможность окунуться в атмосферу русской фольклорной традиции, принять непосредственное участие в играх и, конечно, потанцевать.
«основы мировых религиозных культур» (цикл экскурсий)
Знакомство с основами мировых религиозных культур (архаичные верования и культы, христианство, иудаизм, ислам, буддизм). Цикл состоит из 5 экскурсий, которые проводятся на основных экспозициях музея.
· «Архаичные верования и культы» (экспозиция «Народы Сибири и Дальнего Востока. XIX – начало XX вв.», «Народы Поволжья и Приуралья. XIX – начало XX вв.»)
Учащимся предстоит знакомство с культовыми предметами, атрибутами магических обрядов, амулетами. На экскурсии рассматриваются такие понятия как магия, анимизм, тотемизм, шаманизм. Раскрывается значение промысловых и семейных культов в традиционной культуре народов России.
· «Основы христианства» (экспозиции «Народы Северо-Запада и Прибалтики. XVIII – ХХ вв.», «Русские. XIX – начало ХХ вв.»)
Учащиеся познакомятся с общими положениями христианского мировоззрения, используя материалы экспозиций. Экскурсия рассматривает такие понятия, как: Божественное сотворение мира, христианский храм, таинства, церковные праздники, духовно-нравственные ориентиры христианина. Наиболее полно представлено православие. · «Основы иудаизма» («История и культура евреев в России. XVIII – начало ХХ вв.») Экскурсия знакомит учащихся с общими положениями первой из религий, проповедующей идею Единого Бога-творца, которая, в свою очередь, послужила основой для самых распространенных по числу верующих мировых религий: христианства и ислама. Экскурсия охватывает следующие темы: основные положения иудаизма, синагога, статус раввина в общине верующих, особенности быта верующих, религиозные праздники, иудейский календарь.
· «Основы ислама» (экспозиции «Народы Южного Кавказа. XIX – начало ХХ вв.» (Азербайджан), «Народы Средней Азии и Казахстана. XIX – начало ХХ вв.»)
Тема экскурсии - общие положения ислама, второй по числу верующих мировой религии. На материалах экспозиций учащиеся узнают об основных положениях ислама, ограничениях в поведении верующих-мусульман, о мечети, о статусе муллы в общине верующих, о мусульманских праздниках, духовно-нравственных ценностях мусульман.
· «Основы буддизма» (экспозиция «Народы Сибири и Дальнего Востока. XIX – начало XX вв.»)
На экскурсии раскрываются общие положения буддизма, самой ранней из мировых религий. На материалах по этнографии бурят раскрываются темы возникновении основных течений буддизма, рассказывается о дацане, значении ламы в жизни верующих, об индивидуальных духовных практиках, о буддистских праздниках и духовных ценностях буддиста. Интерактивные экскурсии с использованием дидактического материала: · «Амулет, оберег, талисман» В ходе экскурсии на примере экспонатов музея раскрываются понятия «оберег», «виды оберегов», «амулет», «талисман», их значение в культурах различных народов, отдельная часть экскурсии посвящена шаманизму. Вторая часть экскурсии предполагает активное участие внимательных и любознательных посетителей в решении вопросов и заданий листа активности. По желанию участники могут придумать и нарисовать свой амулет.
· «Этнографическая экспедиция» Экскурсия включает в себя знакомство с понятиями «этнография», «материальная и духовная культура», историей музея, скульптурным убранством и символикой отделки Аванзала и Мраморного зала, принципами сбора коллекций. На основе экспозиции «Южный Кавказ. XIX – начало XX вв.» дается пример исследования народной культуры. Полученные в ходе экскурсии знания помогут посетителям самостоятельно провести этнографическое исследование трех различных жилищ, найти общие и сходные черты в праздновании Масленицы у литовцев и русских, ответить на вопросы по истории музея.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|