Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория текста рассматривалась им как производительность языка и порождение смысла.




Каждый из структуралистов стремится выявить бинарные оппозиции, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия.

Как и модернизм, структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов.

Постструктурализм.

Одной из главных задач этого направления является критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка.

Логоцентризму, основанному на принципе единства, противопоставлен принцип различия и множественности. Образно это выражено в термине Ж. Делеза и Ф. Гваттари «ризома» (корневище) – метафоре ассоциативного, метафорического мышления, в противовес мышлению, построенному на логике. Мир как ризома уничтожает универсализм, и смысл бинарных оппозиций.

Постструктурализм предложил процессы и процедуры децентрации, детерриториализации, деконструкции, которые были ассимилированы постмодернизмом.

 

План семинарского занятия

 

1. Феноменологическая гносеология Э. Гуссерля: понятие феномена – его структура, теория интенциональности. Феноменологическая редукция, ее основные этапы. Естественная и феноменологическая установки.

2. Логический атомизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна как предформа неопозитивизма. Предмет и задачи философии в неопозитивизме. Основные черты неопозитивисткой гносеологии. Познание как знаковое обозначение ощущений. Принцип верификации, его дальнейшая эволюция. Процедура верификации.

3. З. Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Конфликт личности и культуры. К. Юнг о коллективном бессознательном. Э. Фромм о социальном характере.

4. Экзистенциализм Хайдеггера. Учение о «man», проблема свободы и ответственности. Экзистенциализм К. Ярперса: существование и экзистенция. Учение о пограничных ситуациях. Понятие трансценденции. Философия истории К. Ясперса.

5. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: феноменологическая онтология. Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Бытие и ничто. Проблема межчеловеческого общения. Социально-политическая программа Сартра.

6. Философская антропология ХХ в. о природе и сущности человека (М. Шеллер, Х. Плейснер). Концепция человека как «недостаточного существа» А. Гелена.

7. Проблема понимания в структурализме К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Дерриды.

 

Вопросы для СРС

 

1. В чем отличие кантовской и гуссерлевской трактовки понятия «феномен»?

2. Особенность интенциональной теории сознания Гуссерля.

3. Каковы основания лингвистического поворота в философии ХХ в.?

4. В чем отличие позитивистского и неопозитивистского понимания роли философии?

5. Каковы основания логического поворота в философии ХХ в.?

6. Что объединяет позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм?

7. Что отличает постпозитивизм от позитивизма и неопозитивизма?

8. Истолкуйте афоризм «Логико-философского трактата» Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».

9. Какие направления являются приемниками традиции рационализма и иррационализма в философии ХХ в.?

10. Как объяснял З. Фрейд происхождение культуры, и каковы ее функции?

11. Почему экзистенциализм называют современным стоицизмом? Так ли это?

Тест-задание

 

1. С точки зрения экзистенциалистов свобода - это:

а) осознанная необходимость;

б) раскрытие природных задатков человека;

в) возможность выбора.

2. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение ХХ в. «экзистенциализм»:

а) сущность;

б) существование;

в) бытие человека.

3. «Философия – это логика науки». К какому направлению современной философии можно отнести автора этого высказывания:

а) экзистенциализм;

б) герменевтика;

в) неопозитивизм.

4. Кто из немецких философов-экзистенциалистов является автором следующего утверждения: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, – значит ответить на основной вопрос философии»?

а) Камю;

б) Ясперс;

в) Сартр.

5. Антропология – это учение:

а) об обществе;

б) о трансцендентальном;

в) о человеке.

6. Философ, утверждавший, что человеческое поведение определяется бессознательным:

а) К.Маркс;

б) Б.Рассел;

в) З.Фрейд.

7. Назовите немецкого философа, автора учения о феноменологии, значительно повлиявшего на европейскую культуру ХХ в.:

а) Ф. Ницше;

б) Э. Гуссерль;

в) К.Ясперс.

8. Кто является представителем экзистенциальной философии?

а) К. Маркс;

б) Л. Шестов;

в) Л. Фейербах;

г) А. Камю;

д) Ж.-П. Сартр;

е) М. Хайдеггер.

9. Кто является представителем неопозитивизма?

а) Бертран Рассел;

б) Томас Кун;

в) Карл Поппер;

в) Людвиг Витгенштейн;

г) Эрнст Кассирер.

10. Сублимация – это:

а) жизненный порыв;

б) перенос сексуальной энергии на другой объект;

в) сексуальная энергия.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных