ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория текста рассматривалась им как производительность языка и порождение смысла.Каждый из структуралистов стремится выявить бинарные оппозиции, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия. Как и модернизм, структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов. Постструктурализм. Одной из главных задач этого направления является критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на принципе единства, противопоставлен принцип различия и множественности. Образно это выражено в термине Ж. Делеза и Ф. Гваттари «ризома» (корневище) – метафоре ассоциативного, метафорического мышления, в противовес мышлению, построенному на логике. Мир как ризома уничтожает универсализм, и смысл бинарных оппозиций. Постструктурализм предложил процессы и процедуры децентрации, детерриториализации, деконструкции, которые были ассимилированы постмодернизмом.
План семинарского занятия
1. Феноменологическая гносеология Э. Гуссерля: понятие феномена – его структура, теория интенциональности. Феноменологическая редукция, ее основные этапы. Естественная и феноменологическая установки. 2. Логический атомизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна как предформа неопозитивизма. Предмет и задачи философии в неопозитивизме. Основные черты неопозитивисткой гносеологии. Познание как знаковое обозначение ощущений. Принцип верификации, его дальнейшая эволюция. Процедура верификации. 3. З. Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Конфликт личности и культуры. К. Юнг о коллективном бессознательном. Э. Фромм о социальном характере. 4. Экзистенциализм Хайдеггера. Учение о «man», проблема свободы и ответственности. Экзистенциализм К. Ярперса: существование и экзистенция. Учение о пограничных ситуациях. Понятие трансценденции. Философия истории К. Ясперса. 5. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: феноменологическая онтология. Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Бытие и ничто. Проблема межчеловеческого общения. Социально-политическая программа Сартра. 6. Философская антропология ХХ в. о природе и сущности человека (М. Шеллер, Х. Плейснер). Концепция человека как «недостаточного существа» А. Гелена. 7. Проблема понимания в структурализме К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Дерриды.
Вопросы для СРС
1. В чем отличие кантовской и гуссерлевской трактовки понятия «феномен»? 2. Особенность интенциональной теории сознания Гуссерля. 3. Каковы основания лингвистического поворота в философии ХХ в.? 4. В чем отличие позитивистского и неопозитивистского понимания роли философии? 5. Каковы основания логического поворота в философии ХХ в.? 6. Что объединяет позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм? 7. Что отличает постпозитивизм от позитивизма и неопозитивизма? 8. Истолкуйте афоризм «Логико-философского трактата» Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира». 9. Какие направления являются приемниками традиции рационализма и иррационализма в философии ХХ в.? 10. Как объяснял З. Фрейд происхождение культуры, и каковы ее функции? 11. Почему экзистенциализм называют современным стоицизмом? Так ли это? Тест-задание
1. С точки зрения экзистенциалистов свобода - это: а) осознанная необходимость; б) раскрытие природных задатков человека; в) возможность выбора. 2. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение ХХ в. «экзистенциализм»: а) сущность; б) существование; в) бытие человека. 3. «Философия – это логика науки». К какому направлению современной философии можно отнести автора этого высказывания: а) экзистенциализм; б) герменевтика; в) неопозитивизм. 4. Кто из немецких философов-экзистенциалистов является автором следующего утверждения: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, – значит ответить на основной вопрос философии»? а) Камю; б) Ясперс; в) Сартр. 5. Антропология – это учение: а) об обществе; б) о трансцендентальном; в) о человеке. 6. Философ, утверждавший, что человеческое поведение определяется бессознательным: а) К.Маркс; б) Б.Рассел; в) З.Фрейд. 7. Назовите немецкого философа, автора учения о феноменологии, значительно повлиявшего на европейскую культуру ХХ в.: а) Ф. Ницше; б) Э. Гуссерль; в) К.Ясперс. 8. Кто является представителем экзистенциальной философии? а) К. Маркс; б) Л. Шестов; в) Л. Фейербах; г) А. Камю; д) Ж.-П. Сартр; е) М. Хайдеггер. 9. Кто является представителем неопозитивизма? а) Бертран Рассел; б) Томас Кун; в) Карл Поппер; в) Людвиг Витгенштейн; г) Эрнст Кассирер. 10. Сублимация – это: а) жизненный порыв; б) перенос сексуальной энергии на другой объект; в) сексуальная энергия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|