ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.Тема 12. (4.1.) ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ (ФИЛОСОФИЯ КАК УЧЕНИЕ О МИРЕ И БЫТИИ) План лекции
Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии. Многообразие явлений и проблема единства мира. Поиск первоосновы сущего. Философское и естественнонаучное представления о материи. 4. Свойства и структура материи: ее элементы и уровни. 5. Движение, пространство и время – атрибуты материи.
Краткое содержание
Основные понятия
Сущее – то, что есть.
Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом. Онтология – философское учение о бытии.
Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.
Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность.
Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем: 1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты; 2) противостоящее явлениям сознания.
Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им. Движение – способ существования материи, любое взаимодействие, а также изменение состояний объектов.
Краткое содержание Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.
Понятие бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Именно с постановки проблемы бытия началось становление философии. Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность; это предельная, фундаментальная категория. Впервые слово «бытие» ввел Парменид, который охарактеризовал его как вечное, неизменное, неподвижное.
Приложение 1 к теме 4.1. Парменид Элейский.
Основные его тезисы таковы: 1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. 5. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Известен его тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». 1. Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет». 2. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет. 3. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит, части отграничены друг от друга Небытием. 4. Его — нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. 5. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет. 6. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте[3].
В последующем сложились различные трактовки бытия, которые можно свести к трем основным: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|