ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Первый круг вопросов связан с попытками определить основную стихию, начало мира. С анализа именно этой проблемы начинается философия.Начало философии, если относиться к нему с позиций европейского рационализма ХХ в., повергает в недоумение. О Фалесе (ок. 625 - 547 до н. э.) читаем: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств». «Анаксимандр Милетский сказал, что начало и основа всего сущего есть апейрон». О Гераклите: «Все обменивается на огонь и огонь – на все, подобно тому как золото (обменивается) на товары, а товары – на золото…» Эмпедокл считал основой бытия землю, воду, воздух и огонь, которые он называл «корнями вещей». Они несводимы друг другу и могут только смешиваться и разделяться. Сталкиваясь с изложением первых философских учений, поневоле задаешься вопросом: почему эти игрушечные представления всерьез рассматриваются как колоссальные достижения духовной культуры? В чем их отличие от мифологических представлений? Часто в фантастических представлениях первых философов заложено начало новой формы общественного сознания. Она опирается на интеллект, рефлексирующий над духовной культурой в поисках оснований. Эти представления ценны не сами по себе (как таковые они почти не выделяются из ряда мифологических), а как зерно будущей философии. Когда ставится вопрос об основе мира и поиск начинает вестись не в мифологическом ключе, а в терминах вещественных элементов (вода, огонь, воздух, земля, эфир), ответ обнаруживается в соответствующей плоскости: одно из традиционно выделяемых веществ объявляется самым важным, а остальные – производными. При этом идет перебор претендентов на исходное место. Но в этом процессе неизбежно возникает вопрос о способах перехода от одних веществ к другим, о силах, осуществляющих этот переход. И постепенно акцент смещается с самих веществ на принципы их организации и движения. Постепенно, в обсуждении переходов от одних веществ к другим начинает угадываться некоторая постоянная величина, мера перехода, не зависящая от конкретных веществ, скрытая от нашего чувственного восприятия. Это – некая вечная основа мира, которая наделена теми же атрибутами, что и олимпийские боги – бессмертием, постоянством. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|