ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Специфика постклассической философии.Специфика постклассической философии. 2. Традиция рационализма в постклассической философии: 2.1. Философия марксизма: исторический и диалектический материализм. Позитивизм в XIX в. Прагматизм. 3. Традиция иррационализма в философии XIX – начала XX в.: Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше. Герменевтика. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора. Краткое содержание
Основные понятия
Неклассическая философия – условное название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX – начала XX в.
Сциентизм – представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.
Эвдемонизм – методологический принцип этики, признающий основой морали и критерием нравственности стремление человека к счастью. Отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.
Верификация (подтверждение) – установление достоверности высказываний опытным путем.
Иррационализм – течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.
Эссенциализм – другое наименование классической философии, или философский принцип, связанный с ориентацией на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях, как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.
Экзистенция – специфический способ бытия человека в мире, характеризующийся через такие необъективируемые понятия, как конечность, смертность, забота, страх, тоска.
Краткое содержание Специфика постклассической философии.
Ситуация, складывающаяся в европейской философии середины XIX – начала ХХ в., характеризуется двумя обстоятельствами. Во-первых, на доминирующие позиции в культуре выдвигается наука. Это время второй научной революции, результатом которой стала профессионализация научной деятельности. Наука становится единицей в общественном разделении труда, социальным институтом. Оформляется ее предметная организация. Н аука начинает замыкаться на производство, превращаться, по выражению К. Маркса, в «непосредственную производительную силу». Научное знание вычленяется из ранее общего для него контекста с философией. Во-вторых, происходит структурная модернизация западноевропейского общества. Под модернизацией понимается трансформация экономической, политической, социальной систем общества в результате повышения роли и значения науки и техники. В экономике модернизация связана с распространением машинного, массового производства (фордизм), ростом производительности труда. В политике продолжается процесс образования национальных государств и становления либеральных, демократических институтов. В социальной сфере происходит трансформация традиционных социальных связей (сословных, семейных), возрастает автономия личности. Классическое философствование характеризуется построением метафизических систем – целостных учений, пытающихся рассмотреть мир в единстве всех форм бытия. Это единство философы усматривали в существовании единого, либо единственного умозрительного, сверхчувственного основания бытия - сущности (эссенция), нашедшей выражение в таких понятиях, как бытие, субстанция, Бог, душа и др. Другой важной характеристикой классической философии является рационализм – принцип познаваемости мира (гносеологический аспект), или соответствия структуры мира структуре человеческого мышления (онтологический аспект). Постклассическая философия связана с радикальным изменением содержания основных понятий и проблем классической философии, стиля и манеры философского рассуждения. Здесь впервые произошел отказ от метафизики – основы и специфики всей классической философии и философского стиля мышления. В центр философских размышлений выходит тема человека, специфики его бытия в мире (а не только его мыслительная способность). Усилилось влияние иррационалистической традиции.
2. Традиция рационализма в постклассической философии: 2.1. Философия марксизма: исторический и диалектический материализм.
Под влиянием философии Фейербаха сменил свою позицию на материалистическую и затем создал собственную философию диалектического материализма бывший младогегельянец К. Маркс (1818 - 1883).
Приложение 1 к теме 3.2. Карл Маркс.
Совместно с Ф.Энгельсом (1820 - 1895) он разрабатывает учение, которое получило название марксизм. Приложение 2 к теме 3.2. Фридрих Энгельс. Диалектический материализм сочетает принцип первичности материального над духовным и идею развития. Перенесение принципа материализма на понимание и объяснение функционирования, развития общества привело к созданию исторического материализма, суть которого в признании первичности, «базисности» производственной, экономической сферы по отношению к другим сферам общества – политике, культуре. Принципиальная новизна социальной философии марксизма – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны по отношению к духовному миру, культуре. Критика капитализма развернута Марксом в учении об отчуждении («Экономическо-философские рукописи» 1844 г. и др.). Отчуждение при капитализме носит массовый характер: человек отчужден от результатов своего труда, от самого себя как человека, от природы и культуры. Социальный порядок более отчужден и подавляет человека, чем интенсивнее он трудится. Вывод из этого – преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности. Средством же уничтожения частной собственности и возвращения человеку подлинной сущности, по Марксу, является революция.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|