![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы контроля знаний студентов
7 Критерии оценки знаний, навыков
От студентов ожидается активное участие в занятиях, когда они самостоятельно излагают содержание прочитанных текстов, задают содержательные вопросы и дают на них аргументированные ответы.
Подготовка к занятию включает: • чтение основного текста и дополнительной литературы; • подготовка краткого конспекта основных положений и список терминов прочитанного текста; • знание имен ученых и философов, упоминаемых в основном тексте.
Текущий контроль по данной дисциплине проходит в двух формах: контрольной работы и эссе. В ходе написания эссе и контрольной работы студент должен продемонстрировать следующие умения и навыки: - умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу рассматриваемого явления, - умение самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования, - навык исследовательского письма.
Студент получает 10 баллов, если раскрыл полностью тему в эссе и контрольной работе и предложил свое решение поставленной проблеме, либо высказал обоснованную критику в адрес одной из изложенных точек зрения; 9 – полностью раскрыл тему; 8 – почти раскрыл тему с несущественными недочетами; 7 – в целом верно изложил суть проблемы, однако, упустил несколько важных моментов; 6 – правильно указал только суть поставленной проблемы и не полностью раскрыл имеющиеся точки зрения относительно ее решения; правильно описал проблему, но местами неверно излагает аргументы и местами допускает ошибки; 4 – только правильно изложил суть проблемы. Содержание дисциплины Лекции – 32 часа Семинары – 14 часа
Тема I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Занятие 1 Философия как мировоззрение и как концептуальный анализ. Философия приватная и публичная. Отличие философии от науки, искусства и религии. Основные философские вопросы и их специфика. Метафилософия как неотъемлемая часть философии. Существует ли прогресс в философии? История философии и национальные особенности в философии. Философия и здравый смысл. О «полезности» философии.
Семинар 1 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001 (Введение, стр. 15 - 18). - Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001 (Главы 1, 2, 5, 6). - Лоу С. Философские истории. М., 2007 (История 5 «Можно ли войти в одну и ту же реку дважды?»). - Лоу С. Философский тренинг. М., 2007 (Глава 24 «Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях?»). Вопросы к семинару: Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрений вы можете назвать? Что такое здравый смысл и как он может быть связан с философией?
Тема II. МИР (Онтология). Занятие 2 Возникновение философии и научное исследование мира в древнегреческой натурфилософии (диалектика бытия и небытия, единого и многого). Проблема происхождения мира. Метафизический вопрос о бытии: «почему вообще есть нечто, а не ничто?» Понятие субстанции. Материя и форма. Онтологические монизм, дуализм и плюрализм. Различие между первичными и вторичными качествами вещей. Ньютоновская революция: деизм и мир как «машина». Кант о космологии: мир как целое. Антиномии разума. «Онтологический поворот»: понимание бытия. Бытие и сущее. Язык и онтологические обязательства. «Быть значит быть значением связанной переменной». Концептуальные схемы, онтологическая относительность и недоопределенность научных теорий.
Семинар 2 - Лоу С. Философский тренинг (Глава 1 «Откуда появилась Вселенная?», Глава 5 «В логовище релятивиста»). - Лоу С. Философские истории (История 4 «Что реально?»). - Данто А. Ницше как философ. М., 2001. (Глава 3 «Перспективизм»). - Скратон Р. Кант. Очень краткое введение. М., 2006. стр. 75-84. - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 1. Глава 2. Натуралисты-досократики; Т. 3. Глава 20, §2 «Критика чистого разума»).
Дополнительная литература: - Платон «Парменид» // Платон. Собрание сочинений. М.,,Т.2, стр. 346 – 357 («Основной элейский тезис», «Критика дуализма вещи и идеи»). - Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». // Кант И. Сочинения. М., 1965, Т.4 (1), стр. 90 – 147. Вопросы к семинару: Как бы вы ответили на вопрос «почему вообще есть нечто, а не ничто»? Является ли этот вопрос научным, или он выходит за рамки науки? Есть ли какая-то связь между размышлениями философов о мире (онтология) и историей естественных наук? Что такое онтологическая относительность, и как она связана с тем, как мы говорим и думаем о мире? Является ли онтологическая относительность угрозой научному познанию?
Тема III. ЗНАНИЕ (Эпистемология и философия науки). Занятие 3 - 5 Знание и восприятие. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема регресса и логического круга в обосновании знания. Контр-пример Э.Геттье. Проблема субъективного знания и скептицизм по отношению к существованию внешнего мира. Солипсизм, релятивизм, скептицизм (радикальный и умеренный). Сон и галлюцинация вместо знания: история об изолированном мозге. Проблемы индуктивного способа познания. Знание априорное и апостериорное. Рационализм и эмпиризм. Каузальная теория знания. Принцип верификации и фальсификации знания. Специфика употребления глагола «знать»: знание-как и знание-что. Парадоксы рациональности (соотношение знания и веры). Биперспективизм и контекстуальная зависимость знания и сомнения. Натурализация эпистемологии. К. Поппер и принцип фальсификации. Аргументы ad hoc. Критика индуктивизма. Соотношение методов верификации и фальсификации научных гипотез и теорий.
Семинар 3 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 2 «Откуда мы все это знаем?»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 3 «Изолированный мозг»). - Лоу С. Философские истории (История 2 «Как узнать, что окружающий мир не иллюзия»). - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 3. Глава 10. Джордж Беркли: гносеология номинализма в роли обновленной апологетики).
Дополнительная литература: - Платон «Теэтет» //. Платон, Собрание сочинений. М.,, Т.2, стр. 203 – 263 («Знание не есть чувственное восприятие», «Знание не есть только правильное мнение»). Вопросы к семинару: Каковы источники нашего знания? Должно ли (и если да, то всегда ли) наше знание быть обоснованным? Что такое эпистемологический скептицизм? Какие скептические аргументы вы знаете? Можно ли их опровергнуть?
Семинар 4 - Лоу С. Философский тренинг (Глава 18 «Странный мир чисел», Глава 19 «Что такое знание?»).
Дополнительная литература: - Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (Книга IX «Пиррон», стр. 378 – 396). - Райл Г. Понятие сознания. М., 2000 (Глава 2 «Знание-как и знание-что», стр. 21 – 69). - Кэррол Л. «Что черепаха сказала Ахиллу?» // Кэррол Л. История с узелками. М., 1985, стр. 368 – 377. Вопросы к семинару: Возможно ли объективное знание и существуют ли универсальные истины? Что такое прагматизм и инструментализм в отношении знания? Познание – это в большей степени открытие или изобретение? Как соотносятся практическое и теоретическое знание?
Семинар 5 - Лоу С. Философский тренинг (Глава 11 «Является ли креационизм научным?», Глава 14 «Почему мы ожидаем, что Солнце завтра взойдет?», Глава 23 «Чудеса и сверъестественное»). - Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (Часть I, Глава 1 и Глава 2). - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 3. Глава 11. Дэвид Юм и иррационалистический эпилог эмпиризма; Т. 4. Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера).
Дополнительная литература: - Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995, Главы II – VII, стр. 21 – 107. Вопросы к семинару: Что такое научное знание, и чем оно отличается от ненаучного? В чем заключается проблема индуктивного обоснования знания? Каким критерия должна отвечать научная теория? Как ученые выдвигают свои гипотезы? Что такое научное объяснение, и каким оно бывает?
Тема IV. СОЗНАНИЕ И ТОЖДЕСТВО ЛИЧНОСТИ (Философия сознания) Занятие 6-8 Призрак в машине или дуализм сознания и тела. Дуализм свойств. Феноменальные качества и неустранимость субъективного: пример Нагеля с летучей мышью. Понятие интенциональности. Материализм и теория тождества сознания и мозга. История о безумце и марсианине. Эволюционная теория и интенциональная установка Д.Деннета. Скептицизм по отношению к другим сознаниям. Аргумент по аналогии, неоправданное обобщение и контраргумент. Логический бихевиоризм и диспозиционные свойства. Поведение как критерий и «философский Зомби». Интеракционизм, элиминативный материализм и аномальный монизм. Возможен ли искусственный интеллект? Тест Тьюринга и «китайская комната» Д. Серля. Имитация и имплантация («киборг» и «репликант»). Функционализм как возможное решение. Подлинная проблема – мышление человека. Можно ли поменяться телами? Тождество качественное и количественное. Физический критерий тождества. Психологический критерий тождества. Теория потока: непрерывность памяти как условие тождества. Личность как субстанция или как сумма впечатлений? Пример Д.Парфита с телетранспортацией и удвоение личности. Проблема выживания. Личность как организующий принцип и уловки воображения.
Семинар 6 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 4 «Проблема “сознание - тело”»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 13 «Загадка сознания»). - Райл Г. Понятие сознания (Глава 1 «Миф Декарта»). - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 3. Глава 4. Декарт - основатель современной философии).
Дополнительная литература: - Прист С. Теории сознания. М., 2000 (Глава 1 «Дуализм»). Вопросы к семинару: - Как связаны сознание и тело? Является ли сознание особой вещью или особым свойством тела? - Какие виды дуализма вы знаете? - В чем смысл психофизической проблемы? - Какие способы решения этой проблемы вы знаете? - Можно ли научно объяснить феномен сознания? С какими трудностями может столкнуться такое объяснение? - Как с проблемой сознания связана проблема свободы воли?
Семинар 7 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 3 «Другие сознания»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 6 «Может ли машина мыслить?», Глава 8 «Удивительные рассуждения рационального дантиста»).
Дополнительная литература: - Прист С. Теории сознания (Глава 2 «Логический бихевиоризм», Глава 5 «Функционализм»). - Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004 (Глава 2 «Интенциональность: интенционально-системный подход», Глава 4 «Как интенциональность приобрела важное значение»). - Серл Д. Создавая сознание заново. М., 2002 (Глава III «Ослабляя хватку: силиконовые мозги, сознательные роботы и другие сознания», Глава IV «Сознание и его место в природе», стр. 77-92, 93-114). - Прист С. Теории сознания (Глава 8 «Как разрешить проблему сознания и тела»). Вопросы к семинару: - Как мы понимаем, что имеем дело с разумным существом, обладающим сознанием? - Какие аргументы вы знаете против скептицизма относительно чужих сознаний? - Всегда ли необходимо сознание для того, чтобы обладать интеллектом? - Что значит мыслить, и умеют ли машины это делать? Если нет, то почему? - В чем смысл теста Тьюринга? - О чем еще мы спрашиваем, когда спрашиваем о возможности искусственного интеллекта?
Семинар 8 - Лоу С. Философский тренинг (Глава 22 «Пересадка мозга, 'телепортация' и загадка персонального тождества). - Лоу С. Философские истории (История 3 «Где же я?»).
Дополнительная литература: - Парфит Д. «Что мы думаем о том, кто мы такие» // Метафизические исследования № 215 (Поиск тела), СПб., 2008, стр. 256-280. - Деннет Д. «Где я?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 205-213. Вопросы к семинару: Как бы вы сформулировали проблему тождества личности? Какие бывают виды тождества в принципе? Какие критерии тождества личности вы знаете? Почему это может быть так важно - решить проблему тождества личности?
Тема V. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (Философия языка) Занятие 9-10 Значение как внутренний ментальный процесс. Наивная семантика и теория идеальных значений. Образы и абстрактные идеи. Беркли против Локка: проблема сходства. Истина как соответствие: тупики корреспондентной теории. Фреге о различии между значением и смыслом. Грамматика, семантика и онтология. Значение слова и значение предложения. Аргумент личного языка и проблема следования правилу (Л.Витгенштейн). Значение как употребление и концепция языковых игр. Преимущества и недостатки лингвистического бихевиоризма. Контексты и конвенции: социальная природа языкового значения. Теория речевых актов: высказывание как действие. Три уровня речевого акта (Д.Остин). Буквальное значение и понятие импликатуры (П.Грайс). Радикальная интерпретация и радикальный перевод. Малапропизмы. Паратаксис и пропозициональные установки.
Семинар 9 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 5 «Значение слов»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 16 «Тайна значения»).
Дополнительная литература: - Беркли Дж. «Трактат о принципах человеческого знания» (Введение) // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. Вопросы к семинару: - Как звуки становятся речью? Что такое осмысленная речь? - Что может быть значением наших слов? Есть ли разница между их значением и их смыслом? - Что значит понимать чью-то речь? Что именно происходит, когда мы кого-то интерпретируем? - Что такое наивная семантика, и как с ней связаны размышления философов о значении слов? - Как связаны речь и мышление?
Семинар 10 - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 4. Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»; Глава 27. Философия языка).
Дополнительная литература: - Витгенштейн Л. «Философские исследования», Часть I, // Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994. - Остин Дж. «Как совершать действия при помощи слов?» в кн. Остин Дж. Избранное. М., 1999. - Прист С. Теории сознания (Глава 2, «Витгенштейн», стр. 85 – 93). - Kemp G. What is This Thing Called Philosophy of Language. London: Routledge, 2013. Вопросы к семинару: - Что значит говорить правильно? Как связаны речь и мышление с правилами языка? - В чем заключается парадокс следования правилу? - Возможен ли личный язык? Если нет, то почему? - Как связаны значение и употребление слова? - Можно ли сказать, что речь служит только для выражения мыслей и эмоций? Тема VI. СВОБОДА ВОЛИ Занятие 11 Фатализм, судьба и осознанная необходимость. Тупики строгого детерминизма и крайнего индетерминизма. Либертарианское понимание свободы воли. Проблема свободы воли и нравственной ответственности. Законы природы и функционирование мозга. Умеренный детерминизм: теория совместимости и ее разновидности. Как мы принимаем решение? Диапазон возможностей и теория рационального выбора.
Семинар 11 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Свобода воли»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 15 «Заслуживаем ли мы наказания?»).
Дополнительная литература: - Смоллян «Даоист ли бог?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 285-305. - Юлина Н. С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует», М., 2007. Вопросы к семинару: - Что значит действовать свободно? В чем смысл слова «свободно» в этом случае? - Каковы критерии свободного поступка? Что может ограничивать нашу свободу? - В чем заключается философская проблема свободы воли? - Какие решения этой проблемы вы знаете? - Как эта проблема связана с моральной ответственностью?
Тема VII. ЭТИКА (Моральная философия) Занятие 12-13 Нравственность и религия. Субстанциальность зла. Добродетель и знание. Субъективизм и объективизм в этике: как мы познаем моральные ценности? Проблема несовпадения сущего и должного. Можно ли рационально обосновать моральные ценности? Моральный релятивизм. Гедонизм и утилитаризм. Возможен ли альтруизм? Мета-этика Дж.Э. Мура и «натуралистическая ошибка». Современные направления в этике: нормативная этика, этика добродетели, консеквенциализм, эмотивизм, экспрессивизм. «Первичные» и «вторичные» качества в этике. Моральная удача и скептицизм. Биоэтика и генетика. Деонтологическая этика. Кант о приоритете практического разума над теоретическим. Опровержение гетерономных теорий морали и проблема ответственности. Критерии рационального действия. Причины и мотивы поступков. Различие между гипотетическим и категорическим императивами. Счастье и моральный долг. Формализм кантовской этики и «казуистические вопросы». Современные интерпретации кантовской этики.
Семинар 12 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Добро и зло»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 10 «Возможна ли нравственность без Бога и религии?», Глава 12 «Проектируемые дети», Глава 20 «Похожа ли мораль на очки?»).
Дополнительная литература: - Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, «Введение» и Часть первая «Семь угроз этике», стр. 9-74. Вопросы к семинару: - Существуют ли объективные критерии добра и зла? - Как можно понимать утверждение о том, что моральные нормы субъективны? - Что такое моральный релятивизм, и является ли он приемлемым? Если да, то почему, или в каком смысле? - Какие аргументы против морального релятивизма вы знаете? - Существует ли связь, и если да, то какая, между религией и нравственностью?
Семинар 13 - Гулыга А. Кант. М., 1977 (Глава 4 «Идея личности»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 17 «Убить Мэри, чтобы спасти Джоди»). - Сэндел М. Справедливость: как поступать правильно? М., 2013. (Глава 5. Иммануил Кант. Важность мотива: откуда берутся права человека).
Дополнительная литература: - Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть третья «Основания», стр. 134-166. Вопросы к семинару: - Что такое моральные дилеммы и как их можно решать? - Зависят ли моральные нормы и ценности от того, как мы о них говорим? - Какие теории происхождения морали вы знаете? - Чем мораль отличается от нравственности? - Что такое нравственный поступок с точки зрения И. Канта? - Существуют ли критерии нравственного поведения, и можно ли построить теорию такого поведения?
Тема VIII СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Политическая философия) Занятие 14-15 Основные концепции справедливости и общественного устройства. Справедливость как добродетель (Платон, Аристотель). Понятие естественного состояния и концепция общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Государство и образ Левиафана. Какое принуждение допустимо? Справедливость и неравенство — точки пересечения. Основные черты политического либерализма. Свобода личности и понятие прав человека. Позитивная и негативная свобода (И.Берлин). Минималистская и максималистская концепции закона. Гражданское неповиновение. Теория социальной справедливости Д.Ролза: справедливость как честность. Коммунитаристская критика либерализма (Ч.Тэйлор, Т.Скэнлон). Справедливость как широко понимаемая лояльность (Р.Рорти). Солидарность. Анархия, минимальное государство и самоорганизация (Р.Нозик). Марксизм: политика, история и экономика. Есть ли смысл в различии между «левыми» и «правыми»? Биополитика и концепция власти у М.Фуко. Плюрализм, толерантность и мультикультурализм.
Семинар 14 - Рорти Р. «Справедливость как более широкая лояльность» // Логос №5 (62), 2007, стр. 54-69. - Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. (Глава 6 «Справедливость и права», Глава 12 «Какие у нас есть права?»). - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 4. Глава 42. Минимальное государство Роберта Нозика).
Дополнительная литература: - Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007. (Главы II, III, IV, VIII, XI, XII). - Уолцер М. О терпимости. М., 2000. (Введение «Как писать о толерантности», Глава 1 «Личные установки и политические институты», Глава 4 «Практические вопросы»). Вопросы к семинару: - Что для вас важнее: личная свобода или социальное равенство? - Что такое позитивная и негативная свобода? - Все ли виды неравенства несправедливы? - На что человек имеет право от рождения? Какие вообще бывают права человека? - Как социальная справедливость может быть связана с экономикой? С чем еще она может быть связана? Что такое социальное государство?
Семинар 15 - Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М., 2010. (Главы I, II, III). - Сэндел М. Справедливость: как поступать правильно? М., 2013. (Глава 3. Либертарианство. Являемся ли мы собственниками по отношению к самим себе?; Глава 6. Джон Роулз. Аргументы в пользу равенства). - Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 4. Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса).
Дополнительная литература: - Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2007. (Главы 1 — 5). - Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000. («Что такое политическая философия?»). - Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М., 2008. (Глава 1 «Зачем нужна теория естественного состояния?»). Вопросы к семинару: - Для чего вообще необходимо государство как форма правления? Какие еще формы политического правления вы знаете? - Чем отличаются либерализм, либертарианство и коммунитаризм в своем понимании справедливости? - В чем смысл идеи о том, что «государство – это ночной сторож»? Согласны ли вы этим? - В чем смысл понятий «занавес неведения» и «рефлексивное равновесие» у Д. Ролза?
Тема IX. РЕЛИГИЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ. Занятие 16 Вечность и время человеческой жизни: проблема объективной значимости. Объективный и субъективный подход. «Внешнее» придание жизни смысла и изобретение смысла «изнутри». Вопрос о смысле (судьбе) бытия и человеческое существование (М.Хайдеггер). «Сущность не предшествует существованию». Смерть как событие жизни. Негативное и позитивное значение смерти. Вечность «до» и вечность «после» рождения (Эпикур). Проблема бессмертия: случай Макропулос (Б.Уильямс). Страх смерти и бессознательное. Абсурд: ирония или пафос (А.Камю и Т.Нагель). Бог как трансцендентный источник смысла и предельное объяснение. Онтологический и космологический аргументы в пользу существования бога. Проблема зла и свобода воли. Пари Паскаля. Атеизм. Естественный отбор и эволюционная биология.
Семинар 16 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 9 «Смерть», Глава 10 «Смысл жизни»). - Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть вторая «Некоторые этические идеи», стр. 75-110. - Лоу С. Философский тренинг (Глава 7 «Существует ли Бог?»).
Дополнительная литература: - Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001. - Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008. (Глава первая «Глубоко религиозный безбожник» и Глава пятая «Корни религии»). Вопросы к семинару: - Почему люди боятся смерти и почему некоторые философы считают этот страх бессмысленным? - Почему и всегда ли люди задаются вопросом о смысле своей жизни? Как именно они могут это делать? - Как этот вопрос связан с религией и наукой? - Как мы определяем, что имеет значение, а что нет? - Что такое биперспективизм? - Как можно относиться к абсурду и бессмысленности существования? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|