Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Их формы и соотношение.




С чего начинается познавательный контакт человека с окружающим миром? Этот контакт имеет своим исходным моментом ту информацию, которую дают о мире органы чувств человека, т.е. «живое созерцание». Эта информация чрезвычайно обильна, ярка, многокрасочна (обратите внимание на множество деталей в чувственной картине мира, которую рисуют нам наши чувства, когда мы бодрствуем).

Основные формы чувственного познания:

Ощущение – отражение единичных, поверхностных свойств предметов с помощью специализированных органов чувств (ощущение цвета, света, звука, запаха, вкуса и т.д.).

Восприятие – это уже целостное отражение предмета с помощью информации, поставляемый всеми органами чувств. Здесь имеет место синтез всех чувственных данных о предмете, момент обобщения.

Представление - это воспроизведение ранее полученных ощущений и восприятий (по памяти).

Сила представления имеет чрезвычайно большое значение для формирования познавательных способностей человека. Благодаря ей возможно творческое воображение – комбинация в фантазии, в творческой интуиции ранее воспринятых впечатлений. В этой способности заключен исток гениальности самых одаренных творческих натур. Известно, например, что Бетховен лучшие свои музыкальные произведения создал уже после того, как он полностью потерял слух. Здесь решающую роль сыграла сила представления гения.

Без способности к представлению человек не смог бы сформироваться как личность, поскольку он может быть самим собой только благодаря тому, что помнит себя и свой жизненный путь. Это касается и социальной памяти, без которой ни один народ не мог бы сформироваться как самосознающее целое.

Способность к чувственному восприятию есть исторически меняющееся, развивающееся явление. К. Маркс обратил внимание на то, что образование пяти человеческих чувств – это продукт всей всемирной истории. Поэтому правомерно говорить о культуре чувств общества и отдельного человека.

Чувственное отражение имеет образную форму. Ощущение, восприятие, представление – это субъективные образы объективного мира. Объективно в них то, что отражается, субъективно то, как оно отражается субъектом.

Субъективно все то, что зависит от субъекта, от организации и состояния его органов чувств. У одного человека здоровое зрение, другой близорук, третий дальтоник. Они видят одни и те же предметы по-разному. У одного абсолютный музыкальный слух, другому, как говорят, «медведь на ухо наступил». Эти люди также слышат мир звуков не одинаково. Субъективность восприятия зависит также от жизненного опыта и ценностных ориентаций человека. Например, цвет флага – красный, коричневый, голубой – могут вызывать у разных людей ностальгическую эйфорию, ярость или отторжение. Субъективность может также проявляться в особенностях восприятия, которые налагает на чувства профессия, талант человека. Чувства могут быть глубокими и мелкими. Талантливый писатель, актер, режиссер улавливают человеческие черты, которые не заметит поверхностный взгляд обывателя и т. д.

Познавательная роль чувственного знания. Благодаря чувственному познанию осуществляется непосредственная связь сознания человека с внешним миром. За это Джон Локк назвал органы чувств человека «окнами в мир». Представьте себе человека, у которого поражены все органы чувств. Что может такой человек узнать о мире? – Ничего. Он обречен на полную изоляцию от мира и лишен возможности в него включиться вообще. Он нежизнеспособен.

Такое мнение противостоит позиции агностицизма, для которого чувственные образы – это не связь, а перегородка, к тому же непроходимая, между сознанием человека и окружающим миром. Таково, в частности, мнение» физиологических идеалистов» (И. Мюллер – ХIХ в. и его современный вариант – Ч. С. Шеррингстон – ХХ в.), согласно которому чувственные образы, будучи продуктами раздражения нервных устройств, сложившихся в ходе биологической эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Исключительная роль чувственного познания состоит в том, что оно есть, в конечном счете, единственный источник информации, получаемой человеком о мире. Содержание всех более высоких «этажей» знания имеет чувственное происхождение. Если этот источник отсутствует, «верхние этажи» рационального знания будут пустыми.

Здесь естественно встает поставленный еще философами древнего мира вопрос: дают ли нам чувственные образы верное представление о предметах внешнего мира, есть ли между ними соответствие? Платон, например, считал, что данные чувств недостоверны и только вводят человека в заблуждение. Ответ таков: если бы между миром чувственных образов человека и предметным миром, который они отражают, не было соответствия, то человек не мог бы освоить этот мир, он был бы обречен на гибель. Значит сам факт успешного обмена веществ между человеком и природой, в процессе которого человек целесообразно изменяет природную и социальную среду, доказывает, что знания его соответствуют объективной реальности, верно ее отражает.

Существенной особенностью чувственного познания, которую необходимо иметь в виду, является то, что оно неглубоко, поверхностно. С его помощью можно предмет описать, но в принципе невозможно его объяснить, понять причины его и сущность. По этому поводу Гегель шутил, что если бы чувства давали понимание того, что в них отражено, то собаки и кошки были бы физиками и химиками-теоретиками. Демокрит поэтому называл чувственное познание «темным».

Различие чувственного отражения человека и животных. У множества животных чувственное отражение чрезвычайно высоко развито и во многих случаях органы их чувств намного совершеннее человеческих. Птицы видят намного дальше человека. Обоняние большого числа животных (даже таких рыб как акула) посрамляет человеческое. Эхо-локация у дельфинов и летучих мышей, термолокация у змей – способности, которые почти отсутствуют у человека.

Однако граница, пределы восприятия у любого животного – это естественные пределы восприятия их органов чувств. Человек благодаря мышлению способен раздвигать естественные пределы своего чувственного восприятия с помощью создаваемых приборов – электронных микроскопов, радиотелескопов, сенсорной техники и т.п. Он способен также проникать мыслью в суть тех явлений, которые даны чувствам. Поэтому чувственное познание человека, несмотря на природную ограниченность, дает ему несопоставимо более богатую информацию, чем возможности чувственного отражения животных.

Л. Фейербах считал, что «у человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности»[28].

Высший уровень познания, который имеет место только у человека – это мысленное постижение мира. Возникновение мышления – это колоссальный скачек в эволюции форм отражения. Тайна этого скачка – одна из великих мировых загадок.

Мышление – это оперирование понятиями, это логический процесс во всем его многообразии.

В отличие от чувственного отражения мышление – это опосредованное отражение мира сознанием. Оно опосредовано чувственным опытом, который предшествовал образованию понятий. И.П. Павлов называл поэтому чувственные образы первой, а понятия воплощенные в словах – второй сигнальной системой. Ощущения – это «первые сигналы», слова – это «сигналы сигналов».

Мышление – это познавательная способность, благодаря которой сознание проникает в те сферы бытия, которые непосредственно чувствам не даны.

Формы мышления.

Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Если чувственный образ есть отражение поверхностного, единичного, чувственно-конкретного, то образование понятий начинается с выделения общих свойств предметов из массы их единичных свойств (понятия «стул», «стол», «дом», «дерево», «птица» охватывают общие свойства всех этих предметов, отвлекаясь от их частных различий).

Каким же образом происходит скачек от чувственно-наглядного к постижению неслышимой, незримой, неосязаемой сути вещей?

Процедура образования понятий, перехода от чувственного к рациональному – это процесс абстрагирования. В этом процессе происходит отвлечение, выделение из массы единичных свойств предметов их общих свойств, из массы несущественных свойств – свойств существенных, из массы случайных связей – связей закономерных, необходимых с помощью анализа, синтеза, сравнения, различения, обобщения, опытной проверки. Таким образом «является сущность».

Все понятия – результат абстрагирования, т.е. все они абстрактны, образуются благодаря абстрагирующей деятельности человеческого мозга. Поэтому мышление именуется абстрактным мышлением. «Все абстракции (правильные, серьезные, не вздорные) отражают природу глубже, вернее, полнее»[29]. В процессе развития познания как отдельного человека, так и всего человечества понятия изменяются, уточняются, углубляются, развиваются. Можно примерно обозначить основные этапы развития понятий: детское понятие (детское мышление), вненаучное понятие (мышление на уровне обыденного сознания). Эти два типа понятий сходны тем, что они отражают общие и при том специфические признаки вещей, которые находятся на их поверхности (птицы летают, имеют крылья, покрыты перьями; рыбы плавают, имеют чешую и специфический облик).

Научное понятие (научное мышление) – проникает в сферу скрытой от чувств сущности вещей, в сферу действующих в них законов, необходимости. Понятие подымается на уровень научного только постольку, поскольку постигаются законы, которым подчинено функционирование познаваемых предметов, т.е. научное понятие отражает существенно-общее, закономерное, необходимое в познаваемых предметах.

Философское понятие (философское мышление) отражает всеобщность, универсальные связи и законы, действующие в мире. Поэтому философские понятия есть высший уровень аналитической и синтетической деятельности человеческого мозга, позволяющий постичь единство многообразия мира.

Суждение – это связь двух понятий. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается о нем. Например, «водород есть элемент».

Умозаключение – одна из основных логических форм мышления. Такой процесс рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений – посылок – выводится на основе правил логики новое суждение, называемое заключением, в котором содержится новое знание о предметах. Например: все рыбы дышат жабрами, акула рыба, следовательно она дышит жабрами.

Процесс познания не есть простое пассивное созерцание, нечто вроде зеркального отражения субъектом объекта. В процессе рационального познания сознание человека выступает как активное начало.

История научного познания слагается из неисчислимого количества индивидуальных судеб ученых, подвижников, которые не щадя себя в тиши лабораторий и кабинетов терпеливо и постепенно, преодолевая массу заблуждений продвигались по тернистому пути поиска истины.

«В науке нет широкой столбовой дороги, - писал К.Маркс, - и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам»[30].

Академик А.Н. Несмеянов выдающийся химик, обращаясь к студенчеству говорил: «Какое же главное качество должен иметь молодой человек, вступающий в область науки? Я думаю, что самое главное качество – влюбленность, ненасытный интерес к тайнам природы и путям овладения этими тайнами. Все остальное приложится. От ученого требуется огромный повседневный труд, труд через всю жизнь и огромная работа мозга, и терпение, и постепенность восхождения на вершину науки, открывающего все более широкий горизонт»[31]. Активность сознания в процессе познания состоит в том, что человек мысленно моделирует, конструирует неощущаемую внутреннюю организацию исследуемого предмета. Результатом этого является знание, понимание (от слова понятие) познаваемого предмета – постижение его сущности – законов функционирования, необходимости заложенной в нем. В этом состоит смысл и содержание поступательного движения научного познания от его истоков до наших дней.

Познание – это всегда творческий процесс. В нем участвуют эмпирическое познание, логическое осмысление, интуиция, воображение и фантазия.

Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Это внутреннее «озарение», просветление мысли, как бы «внезапно» раскрывающее суть изучаемого вопроса. Это способность человеческого мозга совершать как бы «скачек» в процессе познания на пути к истине на основе накопленных уже знаний и предшествующего практического опыта». Наиболее замечательные открытия наука может осуществлять путем «внезапных» скачков ума – интуитивно (интеллектуальная интуиция).

Воображение – это образование мысленных комбинаций, с которыми в жизни человек не встречается.

Без воображения, без фантазии невозможны самые элементарные логические операции, а также планирование любой трудовой деятельности человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных