Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие науки, ее существенные черты.




Наука это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Во-первых, наука - это многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Во-вторых, это - сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. В-третьих, это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Вся современная цивилизация, подавляющая часть материальной культуры общества создана на базе науки, и прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы и общества - особенно в настоящую эпоху - существенно определяет и содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

Наука занимает особое и важнейшее место в духовной культуре, которое определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, т.е. в материально-предметном преобразовании мира.

Часто понятия наука и познание отождествляются. Но такое отождествление является упрощением. Ведь познание может быть донаучным, вненаучным и научным. Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем, некоторый познавательный момент несомненно (был всегда и сейчас) свойственен и ненаучным формам духовной культуры - искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и даже религии.

Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности. Знание - главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей. Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле - технологии, изобретения, в экономике - эффективность и т.д.). Важно подчеркнуть, что определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку.

Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека - обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. - имеют каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно. История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие «научный» часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем. Наука не признает паранаучные концепции - астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п. Она не признает эти концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т. Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких концепциях нет. Возможны случайные совпадения. По поводу такого рода проблем Ф. Бэкон писал так: «И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество Богов, спросил в свою очередь: «А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий - в астрологии, в повериях, в предсказаниях и тому подобном. Люди услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще». Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией. До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы в университетах. Однако сегодня ученый - это особая профессия. В XX веке появилось понятие «научный работник». Сейчас в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой. Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М. Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу». Жизнь в науке - это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание идей.

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки? Важнейшим критерием научности является стремление к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится, прежде всего, построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Это один из критериев научности. Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Обоснованность, доказательность и проверяемость также являются критериями научности.

Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. В науке ценятся оригинальные, «сумасшедшие» идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.

Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека. Современная наука это сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин.

Для понимания того, что представляет собой современная наука, важно выяснить, когда она возникла. В этом отношении развиваются различные представления. Иногда отстаивается позиция, что наука возникла в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Некоторые историки науки считают, что наука возникла примерно в V веке до н.э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н.э. в городах-полисах Греции - очаге будущей европейской культуры.

Некоторые историки связывают возникновение науки с постепенным освобождением мышления от догм аристотелианских воззрений, которое связано с деятельностью оксфордских ученых XII-XIV вв. - Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции.

Большинство историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с возникновением науки, являются работы И. Ньютона. Рождение науки, естествознания здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия Наук.

Существует точка зрения, что современная наука возникла в конце XIX века. В это время наука оформляется в особую профессию благодаря в первую очередь реформам Берлинского университета, проходивших под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской деятельностью. В результате утверждения новой модели образования на мировом рынке появились такие товары, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию (удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и др.). Процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки. Все же более обоснованной представляется позиция, согласно которой возникновение науки в собственном смысле слова относится к XVI-XVII вв.

Возникнув, как целостный феномен в Новое время, наука прошла в своем развитии три основных периода: классический, неклассический и постнеклассический. При этом происходило преобразование всех оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки. На каждом этапе формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Эти периоды рассматриваются как глобальные революции, которые приводили к изменению типа научной рациональности. В самом общем виде научная рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам рассудка и разума, как максимальное исключение деформирующего влияния эмоций, страстей, личных мнений при принятии тех или иных решений, связанных с познанием. Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях, в то время как, например, в искусстве основной формой освоения мира является художественный образ. Оперирование понятиями позволяет науке выполнять основные познавательные функции: описание, объяснение, предсказание. В плане рациональности научное познание характеризуется еще двумя чертами, о которых уже было сказано выше, - это доказательность и системность, что отличает научное познание от обыденного. В основе системности и доказательности науки лежит логическая связь и взаимозависимость научных понятий и суждений.

На этапе преднауки, начиная с античности, господствовала т.н. дедуктивистская модель научной рациональности. В этой модели рациональность в основном сводилась к логической детерминированности мышления ученого. С зарождением экспериментальных наук в XVII-XVIII вв. обнаружилось, что одной логической принудительности научного мышления недостаточно для понимания научной рациональности. Поиски места «доводам опыта и эксперимента» в рамках научной рациональности привели к индуктивистской модели научного знания и научного метода (Ф. Бэкон). Здесь проявилась другая крайность, связанная с отождествлением научной рациональности с эмпирической принудительностью. Была предложена гипотетико-дедуктивная модель научного знания и научного метода, но и она не решала многих проблем. В 50-х гг. ХХ в. К. Поппер предложил свою - фальсификационистскую модель познания. Основным критерием в ней является не доказательность или подтверждаемость научного знания, а его опровергаемость. Концепция Поппера была подвергнута критике Т. Куном и И. Лакатосом в 60-х-70-х гг. ХХ в., предложившими свои концепции (структуры научных революций и исследовательских программ, соответственно).

Сегодня доминирующей стала мысль о том, что, скорее всего, научная рациональность является своего рода исторически эволюционирующим идеалом, к которому наука должна стремиться, но который никогда не может быть реализован полностью. Ряд исследователей, к тому же, склоняется к мнению, что в реальной истории научного познания присутствует и иррациональный (или нерациональный) компонент. Иррациональные компонент присутствует во всех видах человеческой деятельности, но в науке доминирует рациональное начало, нерациональные моменты имеют локальное значение, и не они направляют весь ход научного прогресса.

Классическая наука (XVII-XIX вв.), при описании и теоретическом объяснении исследуемых объектов стремилась устранить все элементы субъективности, все, что относится к средствам, приемам и операциям деятельности субъекта. Все это рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Предмет рассматривался сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Неклассическая наука (конец XIX – первая половина XX вв.) связана с разработкой релятивистской и квантовой теории. На этом этапе отбрасывается объективизм и истолкование реальности как целиком независимой от средств ее познания, субъективного фактора. Предметом внимания становятся связи между знаниями об объекте и особенностями средств и операций деятельности субъекта.

Постнеклассическая наука (вторая половина XX – начало XXI в.) возникла под влиянием компьютеризации, осознания невозможности решить ряд научных задач без комплексного использования результатов и методов различных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Субъективная деятельность оказалась постоянно включенной в научные знания. Причем не только в качестве средств и операций, но и в виде ценностных компонентов деятельности субъекта.

Появление каждого нового этапа при этом не приводило к полному отрицанию представлений и методологических установок предыдущего, но ограничивало сферу его действий. Между ними существовала преемственность. Предыдущая стадия входила в преобразованном виде в последующую.

В системе науки можно выделить две основные подсистемы: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют как бы сами по себе, безотносительно к интересам и потребностям человека. К фундаментальным наукам относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и др. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Существуют немалые различия между естественнонаучными и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное и абстрактное, гуманитарное познание - на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое; естествознание стремится описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта.

Гуманитарные науки стремятся прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему; и др. В 60-70-е годы в массовом сознании, в молодежной, студенческой среде эти различия отражались в формах разного рода диспутов между физиками, ориентированными на строго рационалистические и надличностные каноны естествознания (только физика - соль, остальное все - ноль), и лириками, воспитанными на идеалах гуманитарного познания, включающих в себя не только объективное отражение социальных процессов и явлений, но и субъективно-личностное их переживание и толкование. Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают абсолютно друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит обладать тонким художественным вкусом. И действительно, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, в живописи, литературе, прекрасно играют на музыкальных инструментах, стремятся к глубокому переживанию прекрасного. Более того, само научное творчество выступает для них как некий вид искусства.

Интуиция и логика присущи как науке, так и искусству. В единой системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полноте человеческого мироощущения.

Естествознание, являясь основной всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным такое воздействие оказывается в настоящую эпоху, век научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к системе производства, глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в культуре в целом.

Естественнонаучные методы познания все в большей мере проникают в общественные и гуманитарные науки. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для определения хронологии, уточнения исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественнонаучные методы и принципы в психологии. Без методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации - синергетики.

Собственно говоря, в ходе всей истории познания существовали мощные токи знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, имело место теснейшее взаимодействие между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль такое взаимодействие играло в периоды научных революций, т.е. глубинных преобразований способа познания, принципов и методов научной деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных