ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приведите примеры, иллюстрирующие типологию критериев науки, опираясь на изученные вами науки.
2. Какие методы познания использовались в следующих случаях? а) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне иможет затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства». б) Обратив внимание на то, что 4 = 1+ 3; 6 = 3 + 3; 8 = 5 + 3; 10 = 5 + 5, Гольбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел. 3. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А. Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987. С. 35). Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено? В истории науки неоднократно были случаи, когда ученый пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный прогресс нельзя остановить и то, что возможно в науке, рано или поздно будет осуществлено? 5. Существует легенда о том, что сенатор Агриппа умиротворил в Древнем Риме бунт плебеев словом. Он сказал, что в организме человека каждая часть выполняет определенную роль: ноги служат для передвижения, руки - для работы, а голова - для мышления. Государство - это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения определенной роли: патриции - это мозг государства, а плебеи - это его руки. Что было бы с человеческим телом, если бы части его взбунтовались и отказались выполнять свои функции? Руки захотели бы думать, а голова решила бы стать органом движения? Организм бы погиб, так как у этих частей нет возможностей для выполнения не свойственных им функций. То же случится и с государством, если граждане не будут выполнять то, что является их естественной обязанностью. Плебеи согласились с доводами Агриппы и разошлись. Какой метод использовал сенатор Агриппа в своей речи? Оцените, насколько обоснованы его рассуждения. ЛИТЕРАТУРА Бернал. Д. Наука в истории общества / Д. Бернал. М.: Иностранная литература, 1956. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление первых исследовательских программ / П. П. Гайденко. М.: Наука, 1980. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII –XVIII вв.) / П.П. Гайденко. М.: Наука, 1987. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. Учебник. М.: Гардарика, 2007. Информационное общество: Хрестоматия / под ред. А.В. Лактионовой М.: АСТ, 2004. Кошарный В.П. Философия науки. Пенза, ПГУ, 2008. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. М.: ПРИОР, 2001. Микешина Л.А. Философия науки / Микешина Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, 2005. Рузавин Г.И. Методология научного познания / Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ, 2005. Степин В.С. Философия науки и техники. / В.С. СтепинЮ В.Г. Горохов, М.С. Розов. М.: Гардарики, 1996. Философия и методология науки /под ред. В.И. Купцова. М.: наука, 1994. Ч. 1, 2. Философские науки. Под ред. Лебедева С.А. Учебное пособие для вузов. М.: Академ. Проспект; Альма Матер, 2007.
МОДУЛЬ XIV Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|