Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ





Европейское Средневековье охватывает период от распада Римсиой империи (V в.) и до эпохи Возрождения (ХIУ—ХУ вв.). В это время в Европе господствовал феодальный строй. Политеизм Античности сменился монотеизмом — Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией. Это оказало существеннейшее влияние на философию.

Философия Средневековья сформировалась под влиянием: древнегреческой философии, и в первую очередь учений Платона и Аристотеля; христианства.

Важнейшей чертой средневековой философии была ее тесная связь с христианской религией. С одной стороны христианство нуждалось в философском обосновании своих исходных положений. С другой стороны, сами философы в своих поисках все больше опирались на установки христианства; в философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе эти идеи тесно связаны между собой, поскольку предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент средневекового учения о познании.

Отличительными особенностями средневековой философии являются:

Теоцентризм - источником и причиной всего существующего является Бог;

креационизм (лат. сгеасiо — творю, создаю): весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Божественной волей;

провиденциализм (лат. провидение): все происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствовало изначальному Божественному замыслу;

традиционализм: поскольку истина была дана свыше в Священном Писании, средневековая философия опиралась прежде всего на его авторитет и была крайне нетерпима к ересям.

В истории средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику и схоластику.

Патристика представляет собой теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли.

Патристика включает следующие периоды.

1. Апологетика (II—III вв.) оформила христианское мировоззрение. Одним из представителей этого периода является Климент Александрийский.

2. Классическая патристика (IV—V вв.) систематизировала христианское учение. Ярчайшим его представителем является Августин Блаженный.

З. Заключительный период (VI - VIII вв.) окончательно сформировал догматику.

Патристика также подразделяется на греко-византийскую (Ориген, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскпн и др.) и латинскую (Августин Блаженный, Боэций и др.).

Схоластика (школьная философия) представляет собой особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики.

Этапы развития схоластики: 1) ранняя форма (ХI - XII вв.); 2) зрелая форма (ХП—ХIII вв.);
З) поздняя схоластика (ХIII - XIV вв.).

Отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку богословия.

 

Августин Аврелий (Блаженный) (354—430) был родом из Северной Африки. В юности он обучался в школ риторики в Карфагене, позже сам стал профессором риторики. Уже в зрелом возрасте Августин стал христианином, принял священнический сан, а с 396 г. был епископом. Августин Блаженный провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремясь представить его в качестве единой, целостной концепции. Он является одним из крупнейших философов и богословов периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всё последующее развитие философии.

Философия Августина Блаженного построена целиком вокруг идеи единого Бога.
Бог является истинной целью всякого познания, и одновременно Он и источник познания, поскольку без Его откровения истинное познание было бы невозможно. Августин Блаженный призывал познать Бога и собственную душу: Бога через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу.

Только Бог представляет собой наивысшую сущность, поскольку лишь Его бытие изначально; все прочее существует исключительно в силу Его воли. Бог есть Личность: Он обладает такими атрибутами, как невещественность, бесконечность в пространстве, всемогущество, вечность (неизменность). Бог сотворил мир из ничего и продолжает его творить и руководить всем, что в нем происходит. Если Он, — говорит Августин Блаженный, — отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы. Бог благ и является источником и причиной всякого блага. Здесь коренится основная проблема патристики — проблема теодеции (оправдания Бога): если мир создан всеблагим Богом, как в нем может существовать зло? Блаженный Августин, следуя платоновской философской традиции, определяет зло как отсутствие добра. Бог не создал ничего злого, но лишь благое. Адам совершил грех, уклонившись от благой Божьей воли и поддавшись воле собственной.

Все происходящее в мире предопределено Богом. Тем не менее человек обладает свободой воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума. Человек свободен, когда его воля направляет его действия к добру, когда она согласна с волей Божьей. Когда воля или разум не согласны с Божественной волей, человек становится рабом греха.

Все человечество Августин подразделяет на две части или, иначе, два града: град Божий и град земной. Философ так описывает их: Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу... Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе. Град земной — это мир себялюбцев, в котором господствует похоть. Поэтому земное государство создано и держится путем насилия и принуждения. Град Божий — это мир добра, в котором руководство и подчинение основано на взаимной любви по заповеди Божьей.

Представителем Божьего града на земле является Церковь, поэтому благое государство должно служить Церкви, оно должно направлять мир земной к миру небесному и управлять обществом согласно с установлениями Церкви. В ходе истории человечества происходит непрерывная борьба града Небесного с градом земным, и силы света постепенно одолевают силы тьмы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных