Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Спор об универсалиях




Главной темой всей схоластики был, разумеется, Бог. Но уже на этапе ранней схоластики возник так называемый «спор об универсалиях», разделивший всех представителей схоластики на два направления — номинализм и реализм. Универсалия (от лат. — общий) — термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия (или идеи). Что же существует — общее или единичное? Как они соотносятся? Номинализм утверждал, что реально существуют единичные предметы (отдельные столы, деревья, люди) и видел в универсалиях лишь общее имя, существующее только в нашем сознании.

Реализм же полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания, а единичные предметы существуют лишь постольку, поскольку выражают общее. То есть, сначала в уме Бога появились общие понятия «стол», «дерево», «человек», а затем уж они появились как единичные предметы благодаря воплощению общих идей в предметах.

Фома Аквинский (ок. 1225—1274)

родился в Италии в знатной семье и получил блестящее богословское образование Он занимался преподавательской и научной деятельностью, написал множество философских и богословских трудов. Одной из интересовавших Аквинского проблем было соотношение философии и теологии. Он считал что философия и теология фактически имеют общи предмет исследования — Бога и Его создание, только теология идет от Бога к природе, а философия — от природы к Богу. Философия должна служить теологии. Вера не иррациональна, а трансрациональна, сверхразумна, поэтому не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума. Задачу науки Фома Аквинский видел в объяснении закономерностей окружающего мира.

Душа как духовная субстанция не отделена (по крайней мере, в ее земном существовании) от тела. В этом и заключается отличие души от других духовных субстанций (ангелов).

Все предметы природы, согласно взглядам Фомы Аквинского, представляют собой единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесны формы — ангелы. Высшей и самой совершенной формой выступает Бог; он есть Существо чисто духовное. Душа человека, соединенная с телом, становится его формой и уже не может непосредственно созерцать Бога. Получить достоверное знание о сущем она может лишь посредством чувственного восприятия и опыта. Целью человеческого существования являются познание, созерцание Бога и любовь к Богу.

Социально-политические воззрения Фоны Аквинского ставили в центр индивидуума. Задачей гос-ва является забота об общем благе его членов. Подданные должны подчиняться власти; как христиане они обязаны проявлять покорность начальству. Лучшей формой гос-ного устройства признается монархия; монарх в своем гос-ве — как душа в теле и Бог в мире. Его задачей является вести своих подданных по пути добродетельной жизни, для чего необходимо обеспечить в стране мир и благосостояние. Высшей целью людей является достижение небесного блаженства, куда их ведет Церковь. Роль Церкви важнее, чем роль гос-ва, поэтому светская власть должна быть подчинена церковной.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных