Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компьютер как орудие деятельности человека




Важным средст­вом интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. Задача дидактики в связи с этим состо­ит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых такая интенсификация действительно достигается.

Следует прежде всего разобраться с ключевым понятием «ком­пьютер как средство обучения». В процессе труда с помощью средства труда человек своей деятельностью вызывает заранее намеченные изменения предмета труда. Само средство представ­ляет собой вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые в соответствии с по­ставленной целью служат проводником его воздействий на этот предмет. С этих позиций только и можно понять сущность того нового, что несет с собой компьютер, а также сущность тех пре­образований, которые влечет за собой компьютеризация обуче­ния.

По мнению ряда психологов, компьютер является таким средст­вом и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и приме­нения знаний каждым человеком, а также возможности познания1. Использование ЭВМ в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической (от греч. mnemonikon – искусство запоминания), творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека2.

Процесс овладения орудием перестройки деятельности челове­ка с введением в ее структуру нового орудия давно интересовал уче­ных. Л.С. Выготский еще в 1930 г. писал о том, что включение ору­дия в процесс поведения человека вызывает к действительности новые функции, связанные с использованием данного орудия и уп­равления им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие, видоизменяет протекание пси­хических процессов и их интенсивность, длительность, последова­тельность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения3.

П.Я. Гальперин, примерно в тот же период исследовавший пси­хологические различия между орудием человека и вспомогательны­ми средствами у животных, отмечал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объек­тивная действительность орудия наряду с его естественными свой­ствами, представляет собой общественный способ его применения. Система орудийных операций является продуктом общества, общественного производства, а само орудие – носителем определенного типа деятельности, в нем зафиксирован определенный контекст действия. Орудие «несет в себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой же объективной действительности, как само вещественное бытие орудия»[98].

Орудие обладает собственной логикой действия с ним и, чтобы овладеть орудием, необходимо подчиниться этой логике. Так, ребе­нок, который учится пользоваться ложкой, должен включиться в систему орудийных операций, закрепленных за ложкой как культурным средством. Ребенка нужно отучить от естественных приемов захвата ложки кистью руки, что он пытается проделать в начале обучения, и подчинить его требованиям орудийных приемов. Постепенно ребенок отказывается от попыток использовать ложку как простой удлинитель руки, и она превращается в держатель и двига­тель орудия. Возникает орудие как новая действительность, помещенная между человеком и природой, орудие во всем своем истори­ческом и психологическом значении. В начале же употребления ложки она является для ребенка простым удлинением руки, и поэто­му всегда плохой рукой, которую она никогда не заменит. В этом случае, как показывает П.Я. Гальперин, средство не открывает для субъекта никаких новых возможностей и представляет собой толь­ко некоторую вариацию уже наличных.

Ложка и компьютер как орудия человеческой деятельности несут с собой, конечно, разные возможности. Однако психологи­ческие особенности их влияния на перестройку деятельности и «формула» их освоения во многом сходны и принципиально не от­личаются. Основная схема овладения любым средством заключает­ся в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых этим средством, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результа­тов этой деятельности.

На первом этапе компьютер выступает предметом учебной деятель­ности, в ходе которой приобретаются знания о работе машины, изу­чаются языки программирования, усваиваются навыки работы опе­ратора. На втором этапе этот предмет превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности чело­века. Так, музыкант вначале усваивает музыкальную грамоту и школу игры на том или ином инструменте, а затем с помощью этого сред­ства выражает состояние своей души, ту или иную художественную идею. Этот переход предмета в средство, орудие и обусловливает развитие деятельности и мышления человека и ведет за собой пере­стройку привычных действий, их форм и способов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных