ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведенияВоспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений «в правильном поступке» (А.С. Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений. Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке). Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для поддержания дисциплины, чем суетливость и неорганизованность самого учителя в классе. Например, учитель начал опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недостаток. Или другой пример. Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: «А какое сегодня число?», «Как озаглавить контрольную работу?», «Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?» и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок. На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну а если иной раз возникает, как говорят, «рабочий шумок», опять полезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также учиться бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (научения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах. Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий. Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, учащиеся глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил. Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. Кто-то из учащихся заходит в школу в грязных ботинках – дежурный предлагает ему выйти из помещения и очистить обувь. Кто-то забыл снять шапку – дежурный напоминает ему об этом. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепенно приучаются к чистоте, порядку и аккуратности, шлифуют культуру своего поведения[166]. Не чем иным, как упражнением в дисциплинированном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движения и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|