Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах




Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и мораль­ного прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку». И это понятно. Развитие че­ловека и общества – единый процесс. Интенсивное совершенство­вание производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостоя­ния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфор­та во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользо­ваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в боль­шинстве стран мира декларирована общедоступность обучения, во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется все­общее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразова­тельных и профессиональных школ, увеличивается количество уни­верситетов, различных институтов и колледжей, которые дают выс­шее образование.

В 1957 и 1961 гг. на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента д. Буша в 1990 г. была разработана программа «Стратегия в сфере образования для Америки 2000 года», в которой предусматривается, чтобы США были «первыми в мире» по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические про­блемы и задачи. Президент США Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: «...Нет ни одной сферы деятельности, знача­щей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования»[189].

б) Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обес­печивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ явля­ются государственными [190]. Это открывает возможность получить необ­ходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Развитие сети государственных учеб­ных заведений характерно для большинства стран мира. В респуб­ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные заведения были государственными, общедоступными и бесплатными.

в) Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обуче­ние в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. долл. в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных университетах она достигает 17-20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое обучение и содер­жание.

В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вто­рая же ступень средней школы частично платная, причем рост численности школ второй ступени наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, на тысячу с лишним школ обязательного обуче­ния приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступени. В Токио же их более 60%, в Иокогаме и Осаке – около 40%. Во многих случаях это крупные учебные заведения насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обу­чение.

Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для опре­деленного неравенства в образовании, но они обеспечивают высо­кое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 12% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% – правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность[191].

Нас не могут не заставлять задуматься такие цифры. По данным за 1988 г., в СССР стоимость оборудования в школе на одного учени­ка составляла в среднем 60 руб., а в наиболее оборудованных шко­лах – до 300 руб. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 долл. США. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 руб., в лучших вузах типа Мос­ковского авиационного института – 10 000 руб.

е) Расширение принципа муниципального руководства школой. Феде­ральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность. Не делают этого и правительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют мест­ные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы школы. В состав этих со­ветов входят педагоги, юристы, представители производства и дру­гих профессий. Все это позволяет лучше учитывать местные усло­вия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание мо­лодежи.

ж) Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склон­ности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообраз­но. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находит­ся школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ раз­личных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу отно­сятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углублен­ную подготовку по математике и естественно-научным предметам. Вторым типом являются экономические реальные гимназии, кото­рые на общеобразовательной основе дают основательное специаль­но-экономическое образование. Наконец, третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.

В Австрии довольно широко распространены полные и непол­ные школы профессионального образования, в которых обучается около 48% всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают в этих школах различными практическими профессия­ми средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства.

Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственно­го воспитания. Как видим, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут полу­чать образование в соответствии со своими интересами и способ­ностями, а также местными требованиями. Сами же гимназии вклю­чают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее старшие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.

В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы – до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые различаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной Школы, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней школы, где проходят обучение учащиеся 14-18 лет.

Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых Начальная школа охватывает детей 6-12 лет, неполно-средняя – 12-15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15-18 лет.

Третий тип школы также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6-10 лет, в неполно-средней – 10-14 и в средней – от 14 до 18 лет. I Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же не­мало стран, в которых средняя школа имеет 10-11-летний срок обу­чения.

з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изу­чаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX–XII классах в качестве обязательных являются два предмета – англий­ский язык и физическое воспитание. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предлагается около 90 предметов по следующим циклам:

- физическое воспитание, кроме общей физической подготов­ки, – аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;

- родной язык – факультативные курсы: мифология, научная фан­тастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;

- иностранные языки – французский, испанский, русский, немец­кий, итальянский, латинский, китайский;

- общественные науки – мировая история, Европа с 1450 г. до на­стоящего времени, Европа XX в., Древняя Греция, закон и общест­во, проблемы современного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;

- домоводство – продукты и питание, искусство кулинарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.

Для того чтобы окончить среднюю школу, учащемуся необходи­мо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 – по английскому языку, 5 – по биологии, 5 – по физике, 15 – по общественным наукам, 10 – по математике, 5 – по музыке, изобразительному искусству и т.д.

В других школах этот выбор охватывает до 300 предметов, обяза­тельными же считаются только два – английский язык и математи­ка. Понятно, что в частных школах количество обязательных пред­метов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.

и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащих­ся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе «Нью­тон Норе» учебные занятия в неделю составляют 22 часа (по суббо­там занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания.

к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и не­прерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техни­ки, коренные усовершенствования технологии и компьютериза­ции производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми науч­ными достижениями и непрерывного повышения своей профес­сиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира при­нимаются меры к укреплению преемственных связей между раз­личными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалифи­кации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподго­товки специалистов.

Поскольку требования общества к повышению уровня образова­ния и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в даль­нейшем расширяться и совершенствоваться.

Литература для самостоятельной работы

Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. – 1990. – № 8.

Андреев В.И. Система образования в ФРГ. – Минск, 1993.

Вулъфсон Б.Л., Малъкова З.А. Сравнительная педагогика. – М.-Воронеж, 1996.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1997.

Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США // Сов. педагогика. – 1989. – № 9.

Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке // Педаго­гика. – 1992. – № 3-4.

Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. – 1989. – № 6.

Коган О. А. Школа ФРГ и требования ее реформы // Сов. педагогика. – 1959. – № 10.

Малъкова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., – 1983.

Миртов В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Сов. педагогика. – 1990. – № 2.

Судзуки С. Реформа образования в Японии // Педагогика. – 1992. – № 3-4.

Федеральный закон «Об образовании». – М., 1996.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных