Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские проблемы науки в постпозитивистских концепциях М.Полани, Т.Куна, К.Поппера, И.Лакатоса и П.Фейерабенда.




Характерная черта постпозитивистского движения - значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и критический рационализм Поппера, и концепция научных революций Куна, и методология научно-исследовательских программ Лакатоса и др. Авторы и защитники этих концепций создают весьма различные образы науки и ее развития, обсуждают специфические проблемы, предлагают порой противоположные решения проблем.

Поппер отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. В этой связи его сторонников иногда причисляют к "исторической школе в философии науки". П. заботится не столько о формальной строгости своих построений, сколько о соответствии их реальному научному знанию и его истории.

Для П. характерен отказ от жестких разграничительных линий. П. говорит о взаимопроникновении эмпирич-го и теоретич-го. Также П. показал, что открытие нового знания и его обоснование - это единый процесс: возникновение и развитие новой научной теории является в то же время и ее обоснованием.

П. отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания.

Теория фальсификационизма Поппера. Поппер выступил против теории вериф-ции как критерия научности. Он исходил из 3-х тезисов: 1-никакое суждение не выражает чистый опыт. 2-опыт не явл критерием научного знания, т.к. он может подтверждать все что угодно: астрологию, мифы, алхимию и т.д. 3-если знание не верифицируемо, то это не значит что оно бесполезно для науки.

Поппер считал, что есть только 1 научная истина: Все научные теории ошибочны, отсюда развитие науки есть процесс опровержения одних теорий и замещение их другими.

Теория парадигм Т. Кун. Важнейшее произвед Куна «Стр-ра научных революций». Важнейшей ед анализа выступает парадигма (образец). Парадигма – базовая науч теория, j явл образцом постановки и решения задач Развитие Н по Куну проходит след этапы: 1-до парадигмальный - отсутствие фундаментальной теории, 2-формирование парадигм, 3-этап «номативной» науки – успешное применение парадигм. Здесь ученые начинают сталкиваться с аномалиями – явл необъясн парадигмами. 4- кризис парадигмы (революц наука). Научное общество дробится на группы, j пытаются объяснить аномалию и создать свою парадигму. 5-повяление новой парадигмы, в корне отрицающей старую.

Учение Имре Лакатоса, о науч. исслед-х программах: Локатос модернизировал теорию Куна, т.к. был не согласен с ним в 2-х аспектах: 1.В науке одновременно существует не 1 парадигма, а несколько, м/у ними идет постоянная конкуренция. 2.Ученые никогда сразу не отказываются извлечь из них max возможного, пока эти теории в состоянии описывать факты.

Концепция развития науки Оле Феерабента (эпистомолагический анархизм). Основа его теории это 3 причины: 1-принцип пролиферации (с лат. Разрастание) – необходимо развивать учения противостоящие доминирующей парадигме, сколь бы абсурдным и фантастическими они не казались, потому что именно так можно получить кардинально новое знание. 2-принцип несоизмеримости – означает запрет сравнения теорий т.к. каждая из них образует свои факты, нормы, идеалы и т.п. j явл несопоставимыми. 3- принцип децентрализации науки заключ в требовании отделить науки от гос-ва, и сделать науку сферой частной деят. людей.

Полани Полани выделяет 3 вида знания: а) Знание-знакомство: спос-ть опознать объект из ряда схожих. Б)Знание-что: знание сущности вещи, ее качества. В)Знание-мастерство: т.е. практические навыки. Особенности знания-мастерства: 1-оно не поддается полной проявлености в понятийном или лингвистическом плане. 2-оно не может быть извлечено из учебников, а передается только ч/з общение с опытными людьми. 3-оно носит индивидуальный хар-р и значительно различается у разных людей. 4-неявное знание включ в себя также и не рациональный компонент: интуицию, универсальные культурные установки, стиль мышления, j не осознаются ученым, но влияют на полученный результат. Полони полагал, что развитие науки это прежде всего развитие людей, а не знаний, повышение их способности соучастия в научном поиске.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных