ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философские основания и сущностные черты неклассической науки (к. 19-1-я половина 20 в.).Возникновение нового этапа развития науки связано с кризисом механистической картины мира. 1 шаг. Происходит кризис понятия материи. До конца 19в. материи приписывались 3 атрибута: непроницаемость, постоянство материи и неуничтожимость материи. Новое определение материи предложил В. И. Ленин, который интерпретировал последнюю в гносеологическом смысле. Материя – это философская категория, которая обозначает объективно существующую действительность, которая копируется, фотографируется и отображается нашими органами чувств, существует независимо от них. После открытий Максвелла (теория поля), Беркеля, Рентгена, Кладовской-Кюри, и т.д., материю стали рассматривать не только как вещество, но и также существующую в форме поля, к которой механика Ньютона неприменима. 2 шаг. Происходит открытие корпускулярно-волнового дуализма (Гейзенберг) и формулируется принцип дополнительности Нильса-Бора. 3 шаг. Разрабатывается атрибутивная трактовка соотношения материи, времени и пространства в общей и специальной теории относительности Эйнштейна. 4 шаг. Возникают новые культурологические и фил-е концепции, которые дают парадоксальные для 19 в. образы мира: психоанализ, экзистенциализм, волюнтаризм, прагматизм, сюрреализм и т.д. Основные особенности неклассической науки: 1) изменение представлений о роли субъекта и технических средств в познании. Субъект играет активную и преобразовательную роль в познании, причем результаты познания зависят от тех теорий и методов, которые им используются. 2) переход от бытия к становлению. В конце 19 в. формируются представления о эволюции (Дарвин), и мир начинают рассматривать в динамике. 3) предметом познания становятся преимущественно сложные динамические системы. Происходит отказ от принципа редукционизма всего к атомарному, учитывается качественное различие макро–, микро– и мегамира, и все объекты рассматриваются в развитии. 4) вероятностный характер знаний. Помимо динамических законов классической механики, в науке появляются вероятностно-статистические законы, которые описывают не отдельный объект и достоверно, а группу объектов (статистика) и вероятностно. 5) политеоретизм неклассической науки. Классическая наука была монотеоретичной, т.е. исключительно механистической, а неклассическая наука диалектична. 6) утрата наглядности: она проявляется в модел-и, что в принципе невозможно для явления в макромире. 7) повышение роли математики и идеализированных объектов. 8) утрата принципа обоснованности в доскональном смысле. Ценности неклассической науки: - парадигма относительности, дискретности, вероятности и дополнительности; - концепция пространства и времени основаны на теории относительности Эйнштейна; - знания носят субъективный характер; - возрастание роли математических методов; - изменяется понимание предмета знания. Им становится не реальность «в чистом виде» (т.к. она фиксируется живым созерцанием), а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств, и способов её освоения субъектом. - принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности (т.е. имеет место не интуитивная очевидность, а уместная адаптированность). - концепция полифакторного эксперимента и возрастания роли приборов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|