Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские основания и сущностные черты неклассической науки (к. 19-1-я половина 20 в.).




Возникновение нового этапа развития науки связано с кризисом механистической картины мира.

1 шаг. Происходит кризис понятия материи. До конца 19в. материи приписывались 3 атрибута: непроницаемость, постоянство материи и неуничтожимость материи. Новое определение материи предложил В. И. Ленин, который интерпретировал последнюю в гносеологическом смысле. Материя – это философская категория, которая обозначает объективно существующую действительность, которая копируется, фотографируется и отображается нашими органами чувств, существует независимо от них. После открытий Максвелла (теория поля), Беркеля, Рентгена, Кладовской-Кюри, и т.д., материю стали рассматривать не только как вещество, но и также существующую в форме поля, к которой механика Ньютона неприменима.

2 шаг. Происходит открытие корпускулярно-волнового дуализма (Гейзенберг) и формулируется принцип дополнительности Нильса-Бора.

3 шаг. Разрабатывается атрибутивная трактовка соотношения материи, времени и пространства в общей и специальной теории относительности Эйнштейна.

4 шаг. Возникают новые культурологические и фил-е концепции, которые дают парадоксальные для 19 в. образы мира: психоанализ, экзистенциализм, волюнтаризм, прагматизм, сюрреализм и т.д.

Основные особенности неклассической науки:

1) изменение представлений о роли субъекта и технических средств в познании. Субъект играет активную и преобразовательную роль в познании, причем результаты познания зависят от тех теорий и методов, которые им используются.

2) переход от бытия к становлению. В конце 19 в. формируются представления о эволюции (Дарвин), и мир начинают рассматривать в динамике.

3) предметом познания становятся преимущественно сложные динамические системы. Происходит отказ от принципа редукционизма всего к атомарному, учитывается качественное различие макро–, микро– и мегамира, и все объекты рассматриваются в развитии.

4) вероятностный характер знаний. Помимо динамических законов классической механики, в науке появляются вероятностно-статистические законы, которые описывают не отдельный объект и достоверно, а группу объектов (статистика) и вероятностно.

5) политеоретизм неклассической науки. Классическая наука была монотеоретичной, т.е. исключительно механистической, а неклассическая наука диалектична.

6) утрата наглядности: она проявляется в модел-и, что в принципе невозможно для явления в макромире.

7) повышение роли математики и идеализированных объектов.

8) утрата принципа обоснованности в доскональном смысле.

Ценности неклассической науки:

- парадигма относительности, дискретности, вероятности и дополнительности;

- концепция пространства и времени основаны на теории относительности Эйнштейна;

- знания носят субъективный характер;

- возрастание роли математических методов;

- изменяется понимание предмета знания. Им становится не реальность «в чистом виде» (т.к. она фиксируется живым созерцанием), а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств, и способов её освоения субъектом.

- принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности (т.е. имеет место не интуитивная очевидность, а уместная адаптированность).

- концепция полифакторного эксперимента и возрастания роли приборов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных