ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Культурологические.Если для неклассической науки общекультурным фоном был модернизм, который напрочь отрицал всю предшествующую культуру, то фоном постнеклассической науки был постмодернизм, который применял старое и новое и ничего не ставил в привилегированное положение. Основу постмодернизма составляет критика идеологии рационализма, которая возникла в эпоху Просвещения. Основные характеристики постнеклассической науки: 1. Широкое применение методов и понятий синергетики (саморегуляции) практически во всех сферах научного знания. Синергетика – это наука о самоорганизации в системах любого рода (Генрих Хакен). Самоорганизация (по-Хакену) – это процесс оформления временной, пространственной или функциональной структуры без специфического (навязывающего эту структуру) воздействия. Эти процессы возникают только в системах, отвечающих 3-м условиям: 1) они открыты (т.е. обмениваются с окружающей средой веществом, энергией или информацией); 2) они нелинейны (т.е. в них не действует принцип суперпозиции: А+В≠А∙В); 3) дессипативность (рассеивание) – система м. переходить от порядка к хаосу и наоборот. Следствия из синергетической парадигмы: 1) сложным системам нельзя навязывать пути развития; 2) развитие системы, в принципе, многовариантно, следовательно, нет никакого изначального плана, по которому д. вести себя система; 3) воздействие на систему д.б. точным, а не силовым; 4) возникла идея о позитивной роли хаоса; 5) синергетика рационально решает вопрос о становлении и поддержании порядка (без гипотезы Бога). 2. Формирование целостного подхода. 3. Оформляется идея коэволюции. Она является следствием целостного подхода. Коэволюция – это теория паритетного, взаимообусловленного развития компонентов данной системы. 4. Появление междисциплинарной науки. Постнеклассическая наука ориентируется на проблемный подход и целостный анализ. 5. Методологический плюрализм. 6. Снижение жесткости научного искурса и сопряженности науки с вненаучными формами познания. 7. Новое отношение к субъекту познания. Субъект познания трактуется онтологически (бытийственно) как неустранимая часть природы, выступающей в качестве объекта познания. Это проявляется в двух версиях антропного принципа: 1) слабый антропный принцип – мир таков, потому что мы его наблюдаем; 2) сильный антропный принцип – все мировые физические константы специально подобраны так, чтобы обеспечить наше бытие, следовательно, все системы человекосоразмерны. 8. Ориентация науки на нормы и ценности общества. Современная наука этически не нейтральна (бомбы, ядерное оружие). 9. Развитие в современной науке идеи глобального эволюционизма. 10. Возникает концепция о позитивной роли хаоса и его принципиальной неустранимости. Ценности постнеклассической науки: - утверждается парадигма ценностей, согласно которым, мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность - стремление построить общенаучную картину мира, на основе принципа «универсального эволюционизма»; - в качестве парадигмальной теории выступает синергетика – теория самоорганизации, изучающая поведение открытых, неравновесных систем; - объектами анализа становятся сложные системы, которые характеризуются открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые в свою очередь, воздействуют на все ранее возникшие уровни и меняют связи и композиции элементов. - ориентация современной науки на изучение сложных, исторически развивающихся систем. Существенно пересматривает нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т.д. - в науку входят такие понятия как: хаос, бифуркация, диссипативные структуры, неопределённость, которые выражают неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. - происходит сближение естественных и общественных наук, при этом, идеи и принципы современного естествознания всё шире внедряются в гуманитарные науки, причём имеет место и обратный процесс. Центром этого слияния является человек. Идёт попытка соединения объективного мира и мира человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|