Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие об утомлении и переутомлении. Возрастные особенности утомления у детей. Гигиена умственного труда




Учебная работа детей и подростков представляет собой умственный труд, связанный главным образом с деятельностью центральной нервной системы, в первую очередь коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузка сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.

Под термином утомление современная физиология понимает временное снижение полноценности функций работающего органа и организма в целом, развивающееся под влиянием длительной или напряженной работы. Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении соотношения процессов возбуждения и торможения. В самом начале развивающегося утомления происходит ослабление активного торможения и иррадиация возбуждения на двигательную зону коры больших полушарий, что ведет к появлению у школьников общего двигательного беспокойства. Это первая фаза утомления, особенно ярко она проявляется у младших школьников: дети начинают отвлекаться, разговаривать, потягиваться. У учащихся средних и старших классов общее двигательное беспокойство, как проявление первой фазы утомления, может отсутствовать.

Если более половины учащихся класса отвлекаются на уроке, педагогу необходимо принять меры для снятия возникшего у школьников утомления. Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность. Другим не менее эффективным способом восстановления работоспособности у школьников является проведение физкультурной паузы.

Если же умственная работа продолжается, а учитель пытается умерить двигательное беспокойство детей словесным воздействием, утомление углубляется и вступает во вторую фазу. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и подростков вторая фаза утомления может проявляться в сильном перевозбуждении или вялости и апатии. У детей с тормозным типом высшей нервной деятельности, а также у ослабленных первая фаза утомления может быть выражена крайне слабо или даже отсутствовать.

Утомление - это особое физиологическое состояние, нормальное следствие всякой напряженной работы, и опасаться его не следует. Биологическое значение утомления, развивающегося у школьников в процессе деятельности, двояко: оно выполняет охранительную функцию, защищая нервную систему от чрезмерного истощения, и в то же время играет стимулирующую роль, способствуя развитию и совершенствованию функциональных возможностей нервной системы. При организации учебной и трудовой деятельности детей и подростков необходимо стремиться не к тому, чтобы исключить появление утомления, а к тому, чтобы отдалить его наступление на более поздние сроки и сохранить организм от чрезмерного утомления.

Утомление считается нормальным физиологическим явлением только в том случае, если отдых после учебного дня полностью снимает это состояние. Если оно становится обычным явлением и отдых не обеспечивает полного восстановления сил школьника, если происходит накопление следов утомления изо дня в день, то оно может перейти в патологическое состояние, именуемое переутомлением. Переутомление проявляется в ослаблении психических функций (памяти, внимания, мышления и пр.), апатии, общей слабости, головных болях, нарушении нормального сна, ухудшения аппетита. У переутомленных детей и подростков снижается сопротивляемость к инфекционным и другим заболеваниям, а также к неблагоприятным факторам внешней среды. Переутомление представляет большую опасность, являясь одной из причин возникновения нервно-психических заболеваний. Школьникам с явлениями переутомления необходим особый режим, а иногда и специальное лечение. Их помещают в специальные школы-интернаты, где им обеспечены особые условия обучения и необходимое лечение.

Причинами сильного утомления и переутомления являются чрезмерная учебная и трудовая нагрузки, неправильная организация учебно-воспитательного процесса, не соответствующий гигиеническим требованиям домашний режим (сокращение продолжительности сна, недостаточное пребывание на воздухе, увеличение времени приготовления домашних уроков, злоупотребление просмотром телевизионных передач и пр.). Важнейший фактор в профилактике раннего утомления и переутомления - правильное построение школьного режима.

Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому Г. у. т. включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь ^ в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при к-ром отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе-не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.

Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, к-рое человек выполняет. Увлеченность работой - один из основных факторов высокой производительности труда.

Результат любого труда, а з особенности умственного, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В обстановке завистниче-ства и недоброжелательства производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы.

Т. о., создание "благоприятной психологической обстановки, условий, в к-рых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем,- одно из важнейших требований психогигиены, и в т. ч. гигиены умственного труда.

Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды,, в к-рой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие - быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания»

Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.

Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.

Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из к-рых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования. Есть умственный труд, предъявляющий исключительные требования к функции внимания (работа диспетчера), памяти и пр. Для его успешного выполнения желательна содружественная тренированность других интеллектуальных функций. Гармонизация умственной деятельности так же эффективна, как гармонизация психической и физической деятельности. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром- и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, к-рые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с труднорешаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше труднорешаемую задачу отложить и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Так, многие математики находили решения во сне, в форме сновидения или в момент пробуждения. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей переключаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это лишь самообман. Однако на подсознательную работу не следует особенно рассчитывать. Приобретение новых знаний требует ясного сознания.

Дать исчерпывающие дифференцированные указания в отношении Г. у. т. без учета множества факторов сложно и вряд ли возможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу - психогигиенисту, психотерапевту или к психологу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных