Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.




Существуют исследования по теории личности, основанные на концепции, согласно которой человек всегда идёт по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нём самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих. Существенный фактор внутренней согласованности – то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удерживать «Я-концепцию». Главная идея в подходе К. Роджерса к пониманию «Я-концепции» связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-концепцией». Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид использует один из двух защитных механизмов – искажение или отрицание. Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость переживания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. К. Роджерс особенно выделяет первый механизм – искажение. Оно направлено к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным, интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаёт отягощённый прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей «Я-концепции». Вслед за К. Роджерсом мы используем клиентцентрированную терапию как метод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние «Я-концепции» для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраняется и достигается состояние психологической адаптации.

Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к «Я-концепции», возникает дезадаптация. К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку «Я-концепция» не может смириться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции» достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку всё же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Имиджмейкеру необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

Обратимся ещё раз к функциям «Я-концепции»:

способствует достижению внутренней согласованности личности;

определяет интерпретацию опыта;

является источником ожиданий.

Рассмотрим «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают её по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может либо увидеть в этом проявление воспитанности, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с «Я-концепцией» этой женщины.

У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает чрезвычайно трудно.

Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.

Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:

Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.

Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ ЛИЧНОСТИ И «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я-концепции». Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.

Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» – подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я. Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребёнок, носящий очки, живёт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.

Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встрече на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфических личностных черт, ждём от них определённого поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов.

Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я-концепции». В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скрывающие недостатки, подчёркивающие достоинства.

Все мы имеем какое-то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане.

Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:

1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.

2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.

3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.

4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ

Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетельствуют физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.

Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности – эктоморфный.

Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.

Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, согласно которому стройность – признак внешней привлекательности женщины. По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.

Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я-концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.

Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения.

Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)

Взгляните на схему (Схема 1). Какие из приведенных характеристик Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее устойчивы для Вас?

  Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
Я счастливый      
У меня ничего не ладится      
Я тугодум      
Я неуклюжий      
Я зануда      
Я неудачник      
Я добросовестный      
Я обманщик      
Я интроверт      
Я фантазер      
Я оптимист      
Я человек надежный      
Я раздражительный      
Я хороший друг      
Я подвержен настроению      
Я общителен      
Я религиозный      
Я умный      
Я слабый      
Я опрометчивый      

Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам

Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовле­творяют? Будем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовосприятие. Цель этого занятия — проана­лизировать свой психологический портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.

Упражнение «Я-реальное»

Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе.

1. Задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите 10 первых пришедших в голову ответов.

2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.

3. Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.

Упражнение «Я-идеальное»

Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обнаружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.

Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.

Схема 1

Анализ схемы. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.

Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.

Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:

Успех

Самоуважение = ——————

Притязания

Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина счастья».

Упражнение «Мои жизненные планы»

Составьте для себя список желаемых результатов и расположите его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели?

Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.

Формула оптимизма

«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».

1. Прочитайте текст.

2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.

3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.

4. Ещё раз прочитайте про себя.

5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».

Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.

Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.

Мини-гимн «Я – чудо!»

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!

Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!

На меня можно всегда положиться. Я не подведу!

Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «Я-концепция»?

2. Каковы составляющие «Я-концепции»?

3. Чем помогает личности работа над «Я-концепцией»?

4. Какие дополнения можно внести в методику «Я-концепции»?

Рекомендуемая литература

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.

Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.

Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.

ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИОГНОМИКА

В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.

Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.

У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались просто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».

Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки физиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.

Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.

Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека. Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:

На каждом лице – истории явный след,

Гнева, любви, страданий, прожитых лет,

Внутренняя сущность хозяина здесь видна,

Но возможность читать её не каждому свыше дана.

Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.

Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.

Физиогномика (по-гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.

Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные называют её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».

Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.

Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности.

Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от западной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной культуры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой.

Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.

Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.

Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.

Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.

Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступников по специфическим чертам лица.

Существует множество физиогномических систем, наиболее распространённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.

Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто критике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым выдвинул проблему соотношения строения тела и характера.

Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.

Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.

ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА

На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот почему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».

Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.

Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».

Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по форме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, треугольником, овалом, трапецией, кругом… Отсюда и названия – ромбовидная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.

Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, трапециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.

Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.

Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам физиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочтению.

Идеальным считается овальное лицо. Оно имеет хорошие пропорции деталей (длина в полтора раза больше ширины), которые словно вписаны в овал. Очертания нижней челюсти, подбородка, особенно скул, – плавные. Лицо овальной формы принято считать эталоном, его называют классическим. Такое лицо с правильно очерченным овалом встречается крайне редко.

Продолговатое лицо (овальное и прямоугольное) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Люди, имеющие такое лицо, обладают организаторскими способностями и ярко выраженной целеустремлённостью. Это так называемый аристократический тип.

Треугольное лицо присуще высоко одарённым и чувствительным людям с тонко выраженной интуицией. Однако они не склонны к привязанности и преданности. Они могут быть пылкими и задорными, упрямыми и хитрыми, непокорными и скрытными.

Трапециевидное лицо принадлежит людям интеллигентным, чувствительным, артистичным. У них дружелюбный характер, отсутствуют качества борца.

Круглое лицо характерно для людей добродушных, миролюбивых. Зачастую натура оптимистичная и беспечная, весёлая и любезная, что делает её приятной для совместной жизни. Ум у такого человека гибкий, но поверхностный. Его прямая и честная душа не знает ни хитрости, ни обмана. Стремление оказать услуги делает его жертвой недоброжелательных людей. Однако тщеславие и честолюбие ему не чуждо.

Квадратное лицо указывает на человека сурового, мужественного, энергичного и динамичного, стремящегося к лидерству. В общении он настойчивый и прямолинейный, нередко бывает грубым и жёстким. Он хороший исполнитель и может быть умным администратором.

Часто в лице соединяются две или три формы. В этом случае лицо следует отнести к той форме, черты которой в нём преобладают.

Зная ключи к прочтению лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения. Читать лицо можно, наблюдая со стороны, и в процессе общения. Сначала определяем форму, затем делим лицо на зоны, дальше фиксируем внимание на таких ярких индикаторах, как лоб, глаза, нос, губы, челюсти, подбородок, уши.

Зоны лица. Для удобства чтения лицо условно делят на три зоны двумя горизонтальными линиями.

По китайской физиогномике верхняя зона (перегоны) представляет первоначальную формирующую среду, менталитет, подходы к жизни в юности (до 30 лет). Средняя зона отражает взрослую жизнь, карьеру, достижения, способности – то, что человек сам для себя может сделать в жизни. Нижняя характеризует период зрелости, достижения, долголетие, состояние здоровья. Это время свершений (от 55 лет), реализации жизненных целей в карьере и семье.

В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание, как по пропорциям основных частей (зон) человеческого лица можно понять сущность личности: увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремлениями, с одной стороны, и чувственными импульсами и низменными инстинктами – с другой.

К. Хутер делит лицо на три зоны: верхняя – лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; средняя – отражает степень чувствительности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание; нижняя – даёт представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах. Глаза и рот говорят о преобладающей в этот момент мыслительной деятельности, нос – о жизненной воле.

По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека.

1. Все три зоны равны. Человек обладает гармоничным равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Он сдержан, сердечен, коммуникабелен, активен, верен жизненным идеалам. Натура творческая.

2. Верхняя и нижняя зоны равны, средняя – длиннее. Длинный нос не нарушает гармонии форм. Такая конфигурация наблюдается у натур творческих, у которых гармонично жизненное направление и благородство души. Такого человека отличает выдержка и талант, он обладает представительностью.

3. Верхняя зона меньше, средняя и нижняя большие. Такой человек импульсивен и груб, стремится к доминированию, агрессивен и склонен к безрассудному применению энергии, он ориентируется на реальную жизнь и обладает большой силой убеждения.

4. Нижняя зона меньше, верхняя и средняя длиннее. Интеллектуально одарённый человек, но с проблемным характером. Он упорен, строг и педантичен, волевой, но наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.

5. Нижняя зона длинная, средняя короче, верхняя ещё короче. Полная, мягкая, большая нижняя часть указывает на жажду наслаждений. Такой человек практичен и приземлён, консервативен во взглядах, не склонен к перемене мест. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлётов. Его трудно расшевелить, но если это удаётся, трудно остановить.

6. Верхняя и нижняя части лица большие, а средняя (нос) маленькая. Интеллектуальная жизнь высока, как и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосердечен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоциональное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

7. Верхняя и нижняя зоны большие, а нос слишком мал и курнос. Сильны разум и чувственные инстинкты. Он агрессивен и нагл, вспыльчив, полон внутреннего беспокойства. Активна его мыслительная жизнь, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом и богатыми идеями, он высказывает острые критичные замечания, хотя сам не умеет устранить недостатки, на которые указывает другим.

8. Верхняя зона высокая, а средняя и нижняя маленькие. Такие пропорции характеризуют человека мысли и чувств, натуру творческую. Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он верен своим идеалам, честен и бескорыстен, прост и скромен, нежен в чувствах и обладает интуицией.

9. Верхняя зона длиннее, чем средняя, а средняя длиннее, чем нижняя. Такой человек владеет инстинктами и разумно регулирует жизнь чувств, он натура творческая и служит высоким жизненным идеалам.

Верхняя зона – лобная часть – рассказывает об унаследованных интеллектуальных способностях, о духе и здоровье человека. Эта часть лица служит средством определения умственных способностей.

Лоб – знак юности и характера. Высокий квадратный свидетельствует о выдающихся качествах личности. Округлый ровный отличает человека сдержанного и спокойного. Округлый низкий не предвещает удачу в начале жизненного пути. Идеальный лоб свидетельствует о прекрасном состоянии духа и тела. Очень большой и бесформенный лоб означает склонность к лени и в то же время обширные умственные способности. Диоген и Сократ имели обширное чело, Геркулес и Ахиллес – небольшое. Низкий лоб, который по форме напоминает треугольник, характеризует невысокие интеллектуальные способности. У Гитлера лоб был низкий, но необыкновенно широкий, что свидетельствовало об уме и бесстрашии.

Очень важна для определения характера линия волос. Форма лежащего прямоугольника – это лоб практиков (математиков, предпринимателей, менеджеров, инженеров). Форма стоящего прямоугольника – лоб учёного, чьи интересы ограничиваются узкой областью науки (руководитель исследовательской лаборатории). Люди, имеющие одновременно широкий и высокий лоб, используют дарованный им разум в течение всей жизни. Волосы, растущие мыском в центре лба (в западной физиогномике их называют «вдовьей вершиной»), предвещают раннее вдовство. Треугольник на лбу (по китайской физиогномике – «бутон персика») означает склонность к флирту, указывает на романтика и авантюриста. Залысины по обеим сторонам лба считаются счастливой приметой. У таких людей широкий кругозор и созидательный дух, они отличаются артистизмом, живостью и подвижностью, но у них порой противоречивый характер. Изломанная линия – признак способности к администрированию и изобретательности – указывает на человека с амбициями.

Если на лбу есть горизонтальные морщины, то перед вами личность умная и опытная. Одна горизонтальная морщина, если она расположена высоко, сулит удачу, а низко – возможные трудности в устройстве судьбы. Две морщины повествуют о вашем уме и инициативе, о способности добиваться поставленной цели, об удаче в предпринимательском деле и бизнесе. Три морщины сообщают о том, что судьба подарит хорошее положение в жизни, обещает успех. Прерывающиеся короткие – свидетельствуют о слабом здоровье.

Лоб с глубокими зигзагообразными морщинами – неудачи в делах. Две вертикальные морщины между бровями – знак мыслителя, хорошего администратора. Одна (её называют «подвешенная игла») – означает помехи и препятствия: у человека есть проблемы, решение которых от него не зависит. Зачастую человек с этим знаком блестяще начинает свою карьеру, но в жизни он испытает множество разочарований, а мечты его потерпят крах. Лоб гладкий и без морщин может принадлежать человеку поверхностному и легкомысленному, счастливому и беззаботному.

Лоб и глаза находятся под особым влиянием ума, именно здесь вы найдёте вернейшие указания на умственные способности.

Средняя зона – от бровей до основания носа. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядоченной психике, рассказывает о настроении, об экспрессии.

Нос имеет большое значение в физиогномике: говорит о развитии личности. Он, по заявлению Тамары Глобы, является индикатором силы, воли и энергии человека. Нос находится в эпицентре трёх зон и управляет годами от 41 до 50, когда в основном решается вопрос успеха и провала. Он должен гармонировать с общим контуром лица и другими чертами. По китайской физиогномике нос отвечает за возможности и богатство.

Идеальным считается нос с прямой спинкой («львиный нос»), с закруглённым кончиком и красиво оформленными крыльями. Такой человек отличается мужеством, страстностью и напористостью. Принадлежит он натуре властной и сильной, преуспевающей во всех начинаниях.

Прямой нос сулит финансовый успех. Он свидетельствует о согласии воли и разума, о развитых умственных способностях. Большой нос – ключ к успеху и богатству, а большой, но мягкой формы принадлежит человеку сильному, но не активному. Если же нос твёрдый, то сила сочетается с активностью. Длинный нос – признак ярко выраженной индивидуальности и сильной натуры. Он принадлежит человеку консервативному, гордому, обладающему большими творческими возможностями, однако лишённому деловых качеств. Длинный, прямой нос – очень красивая черта внешности, он выражает редкие внутренние достоинства. Вольтер имел длинный нос, который совал куда следует и не следует. То же можно сказать о сказочном герое Буратино. Гоголь имел длинный нос – признак любопытства, любознательности и иронии, отсюда и его повесть «Нос», в которой нос гуляет по Петербургу. Длинный, костлявый нос – показатель гордости, высокомерия, неуживчивости. Костлявый, длинный, с горбинкой – нередко принадлежит хмурому человеку. Тонкий, узкий нос указывает на чрезмерную гордость и высокомерие.

Нос с горбинкой имеют люди заносчивые и гордые. Такой человек доминирует, он энергичен, деятелен, натура творческая, поэтичная. Горбинка носа – признак справедливого и благородного человека, защищающего свою страну. У персов «идеальным» носом считают как раз длинный с горбинкой. Поэтому они выбирали царя на трон только с таким носом.

Кончик носа в форме капли обозначает успех в делах. Человек обычно жизнерадостен и оптимистичен, он процветает.

Орлиный нос – признак человека неустойчивого, мстительного, проницательного, хитрого и нередко злопамятного. Орлиный нос создан для власти и денег. Женщины с большим орлиным носом отличаются более энергичным характером и более мужскими качествами.

Люди с «вогнутыми» носами больше склонны подчиняться и помогать другим. Они прекрасно работают в сфере услуг.

Курносый нос свидетельствует о слабом здоровье. Бывает он у человека жизнерадостного, с лёгким нравом, который легко тратит деньги и плохо хранит секреты. Слишком курносый и вздёрнутый – у людей беспечных, не заботящихся о завтрашнем дне.

Большое значение имеет кончик носа. Если он подобен клюву орла – это признак натуры мстительной и мнительной, но дальновидной и проницательной. У многих людей кончик носа загнут вниз, их считают скептиками или недоверчивыми. Это прирождённые исследователи и учёные, они всегда пытаются докопаться до самой сути. Заострённый кончик носа указывает на вероломную личность. Раздвоенный – признак робости; луковицеобразный – признак сердечности и доброты.

По форме носа судят о силе характера, любознательности, проницательности, скрытности и интеллектуальных способностях.

Физиогномика исходит из того, что различия между лицами людей во многом основываются на строении носа. Интеллектуальный труд придаёт линиям носа утончённость и изящество.

Глаза. В оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место, зеркально отражая душу человека, поэтому начинать читать лицо советуют с глаз. Большие глаза указывают на чувствительность, и ранимость души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Они все на виду, излучают больше обаяния. Люди, имеющие такие глаза, чаще смеются, любят обниматься, устраивать овацию в театре, шумно «болеть» во время спортивных состязаний.

Маленькие глаза принадлежат людям замкнутым, самодовольным и упрямым, подчас способным на спор, ссоры, истерики. Такие глаза можно встретить у хороших хирургов, экономистов, налоговых инспекторов, таможенников.

Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии – благоприятный признак. Глаза, скошенные внешними углами вверх, принадлежат решительным и активным натурам (обозначают у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие), у которых отсутствует критическое восприятие. Глаза, направленные внешними углами вниз, принадлежат людям критичным. Это инспектора, аудиторы, сыщики, тренеры, редакторы, корректоры.

Люди с широко расставленными глазами будут долго колебаться перед тем, как что-то сделать, они склонны к медлительности, ждут, когда ситуация разрешится сама собой. Они обладают широкой натурой и высокой толерантностью. Обратный физический признак – близко посаженные глаза – свидетельствует о противоположных качествах: низкой толерантности, вспыльчивости, требовательности, большей концентрированности. Люди с такими глазами стремятся немедленно навести порядок и расставить всё по своим местам. Те, у кого глаза симметрично посаженные, обладают кругозором, искренни и справедливы, честно выполняют возложенные на них обязанности, не перекладывая их на других.

Особое значение физиогномисты отводят блеску глаз, передающему внутреннюю жизненную силу человека. Люди с сильным характером смотрят в глаза собеседнику властно, прямо, неподвижно. Это «управляющий» взгляд созидающих людей. Лишённые блеска глаза – признак пониженной энергии. Люди с такими глазами склонны к печали, подавленности, депрессии.

Нижняя зона – рот, челюсти, подбородок – даёт дополнительную информацию о характере, воле, темпераменте человека.

Рот. Рот – самый выразительный источник информации в нижней зоне лица. Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Симметричное открывание рта говорит о сбалансированности эмоций. Гармоничный рот имеет верхнюю и нижнюю губы одинаковой полноты и означает, что человек уравновешен, дружелюбен и открыт. Люди с маленьким ртом обладают слабым характером, озабочены борьбой за выживание. Маленький рот говорит о замкнутости. Такому человеку нужно научиться поддерживать отношения с людьми и не обрывать связи с ними. Большой рот свидетельствует о сильной воле, удачливости, выдаёт человека чувствительного, эмоционального.

Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Узкие губы выдают человека ироничного, быстро принимающего решения и выполняющего их.

Широкий рот с тонкими губами говорит о том, что человек горд, решителен и энергичен, он не меняет своих решений. Это хороший руководитель, который быстро поднимается по служебной лестнице.

Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о решительности, настойчивости, целеустремлённости и твёрдости. Уголки рта выдают настроение человека. Искривление одного уголка, сопровождающееся временной асимметрией лица, – выражение иронической усмешки. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддаётся влиянию. Губы «бантиком» принадлежат человеку активному, способному быстро решать разнообразные вопросы. У человека с втянутыми губами дела идут плохо. Приподнятая верхняя губа и курносый нос ассоциируются с открытостью души и доверчивостью.

Подбородок и изгибы скул указывают на движение и жизненные силы человека. Массивный подбородок с подчёркнутыми выдающимися скулами свидетельствует о несокрушимой жизненной силе и способности устоять перед сильными и неожиданными нагрузками. Удлинённый подбородок принадлежит людям упрямым и упорно добивающимся поставленной цели; мягкий или скошенный назад – натурам мягким, со слабой волей; подбородок, устремлённый вперёд, – натуре решительной и активной.

Форма подбородка – яркое проявление индивидуальности. Полный двойной подбородок свидетельствует о скаредности, чувствительности, эгоизме. Длинный – признак резких манер, а округлый с ямочкой – хорошего характера и мягких манер, с впадиной на челюсти – говорит о тяге командовать и дидактических талантах, о натуре страстной и влюбчивой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЗИОГНОМИКИ

Лицо – неисчерпаемый источник информации. Знания, позаимствованные у физиогномики – науки, изучающей выражения лица и его формы, помогают оценивать достоинства людей, строить собственное лицо. Однако психологи советуют доверять не только своим глазам, но и сердцу.

В народе говорят: до 30 лет лицо человека создаёт природа, после 30 лет человек делает себе лицо сам. Первую треть своей жизни люди оптимистичны, они всегда готовы к улыбке. К сорока годам значительная часть первоначального оптимизма улетучивается – и уголки рта немного опускаются. Поэтому необходимо научиться «ставить лицо», овладеть механизмом «делания» лица, постановки улыбки. Николаус Энкельман предлагает делать упражнения перед зеркалом. Таким образом, считает он, тренирующийся узнаёт всё о своих внешних и внутренних данных, и получает возможность сознательно воздействовать на своё развитие, на самые сокровенные уголки души. Сидя перед зеркалом, он рассматривает себя в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, разочаровании… Лучший помощник в этом – видеотренинг, ибо видеокамера помогает увидеть себя в причудливом смешении мимики и жестов, в усложнённой динамике и получить сведения о сильных и слабых сторонах своей внешности.

Информация по физиогномике позволяет прогнозировать поведение человека и получать представление о его внутреннем потенциале.

Данные, полученные в физиогномике, используются в психологии общения, в управленческой практике, в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В США, например, фотографии претендентов (в анфас и профиль) на вакантную должность подвергаются анализу по специальным физиогномическим таблицам, насчитывающим 198 отдельных физических признаков. На основании результатов морфологического анализа 80% претендентов на вакантную должность получают отказ.

В психиатрии и криминалистике имеется огромное количество данных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Изменяется лицо и при социальных болезнях (алкоголизме и наркомании). Большое значение имеет лицо в диагностике заболеваний, ведь кожа лица, подкожная клетчатка, кровеносные сосуды, склера и радужная оболочка глаз, язык реагируют на любое заболевание, даже если поражённый орган находится далеко от лица.

Педагогам и врачам, актёрам и политикам, бизнесменам и менеджерам умение моментально снимать информацию с лица делового партнёра, собеседника, подчинённого весьма полезно.

Знания физиогномики и постоянные упражнения по их использованию позволяют с ходу ориентироваться в людях и мгновенно подбирать ключи к общению. Вот почему необходимо приучать себя всегда внимательно «вчитываться» в лица собеседников.

К сожалению, в нашей стране физиогномика продолжительное время не изучалась. В мировой практике её используют как инструмент управления внешними данными для достижения положительных результатов в общении. Она помогает в проведении персонологического анализа, даёт возможность выработать «персональный характер», показывая, на каких чертах необходимо сосредоточиться, чтобы воплотить данные нам природой лучшие качества, а какие следует компенсировать.

Лицо человека может нести на себе отпечаток жизненного пути, профессиональной деятельности, общего уровня образования, некоторых характерологических признаков. «Наша жизнь есть не что другое, как работа над своим лицом» (восточная мудрость).

Физиогномическая подготовка поможет в познании характера людей, в правильном выборе форм и методов контактирования с ними.

Практикум

1. Рассмотрите свое лицо в зеркале. Внимательно исследуйте форму лица, постарайтесь определить, какую геометрическую фигуру оно вам напоминает: овал, треугольник, круг, квадрат, трапецию. Если вы затрудняетесь определить форму своего лица, возьмите мел или помаду и обведите на зеркале свое изображение. Отпечаток, который вы получите, и будет соответствовать форме вашего лица.

2. Возьмите свою фотографию в анфас, очертите форму своего лица, двумя горизонтальными линиями разделите его на три зоны. Рассмотрите каждую из зон, применив для этого знания физиогномики. Затем рассмотрите каждую деталь вашего лица. «Прочитайте» своё лицо, проведите собственный персонологический анализ. Совпало ли ваше мнение о себе с мнением специалистов по физиогномике?

3. Попрактикуйтесь в применении физиогномической оценки (редукции) при «чтении» скрытых характеристик личности окружающих вас людей.

4. Выделите сумму физиологических признаков, по которым можно судить о силе воли человека.

5. Выделите параметры, по которым можно судить о высоком интеллектуальном уровне личности.

Вопросы для самопроверки

1. Какие формы лица вы знаете?

2. Как «читать» лицо?

3. Что такое мимика?

4. Какое место в имиджелогии занимает фейсбилдинг?

Рекомендуемая литература

Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. М., 1991.

Тайна характера. Чтение человека по лицу. Харьков, 1996.

Лицо, характер, судьба / Сост. Н. Лоза М., 1997.

Уайтсайд Р. О чём говорят лица: Пособие, как узнать нужного человека. СПб., 1996.

ПРИЧЁСКА И ВНЕШНОСТЬ

ИЗ ИСТОРИИ ПАРИКМАХЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что ещё 2–3 тыс. лет до н.э. люди украшали свою внешность причёсками, и чем выше была культура народа, тем большее распространение и разнообразие получали причёски.

Эпохой Возрождения (Ренессансом) считают период 1400–1550 гг. Он характеризуется возвращением к жизни и новым развитием пришедших в упадок греческой культуры и искусства, что нашло своё отражение и в прическах. Причёски того времени были сложными, а множество замысловатых переплетений из длинных волос делало их вычурными. Для оформления причёсок широко использовались всевозможные украшения – жемчуг, перья, диадемы и др.

В период с 1560 по 1715 г. в Европе зарождается новый художественный стиль – барокко, родиной которого стала Испания. Причёски стиля барокко отличались большими размерами. Модный в то время воротник жабо требовал, чтобы причёска компенсировала его размеры. В период позднего барокко, чтобы придать прическе устойчивость, применяли даже металлические каркасы. Для украшения причёсок помимо драгоценностей использовали декоративные элементы (башни, кораблики и др.). Различные цветовые оттенки причёсок также нашли применение в то время – волосы припудривали цветными пудрами.

Новое время характеризуется простотой причёсок. Французский парикмахер Марсель в 1881 г. изобрёл щипцы для горячей завивки. В 1904 г. в Германии была впервые в мире выполнена продолжительная завивка волос – перманент, её изобрёл немец Шарль Несте. В России после 1917 года вошли в моду причёски с короткой стрижкой. Перманент сделал локоны волнистыми, а бриолин заставил их лежать безукоризненно гладко.

Вплоть до пятидесятых годов XX в. господствовал горячий способ укладки, но эра первых рок-н-роллов принесла холодный перманент, щадящий структуру волос, да и выглядели они более естественно. Чтобы побыстрее забыть военные кошмары и окунуться в мир красоты, женщины начали отращивать волосы.

60-е годы ознаменованы изобретением полимеров, способных образовать на волосах фиксирующую плёнку, которая легко смывалась шампунем. В то время в моде были высокие причёски и пышные начёсы. Девушки носили «конские хвосты» и «бабетты», полудлинные стрижки с закрученными концами – всё это требовало солидной фиксации.

В начале восьмидесятых панки шокировали публику своими причёсками – ирокезами. Волосы удерживались в вертикальном положении с помощью домоваренных смесей на основе клея. Благодаря безумству панков молодёжь всего мира поняла, что причёска может быть скульптурной. Её можно лепить, формировать, конструировать и моделировать. Нельзя относиться пассивно к такому прекрасному материалу, как волосы. Новая причёска преображает лицо, она в силах изменить не только внешность, но и саму жизнь. Иметь красивые и здоровые волосы – желание каждого человека. Добиться этого можно при правильном уходе за ними.

УХОД ЗА ВОЛОСАМИ

Мытьё головы. Это одна из процедур по уходу за волосами. Она имеет три цели: гигиеническую – удалить загрязнения с поверхности волос и кожи, деформационную – удалить следы предыдущей причёски, подготовительную – размягчить внешний чешуйчатый слой волос.

Расчесывание волос перед мытьём обеспечивает более равномерное распределение моющих средств по всей поверхности волос и кожи головы и облегчает расчесывание после мытья; до мытья головы волосы можно расчёсывать любой расчёской, после мытья следует пользоваться только неметаллической, так как металлической расчёской можно повредить ослабленные в результате мытья волосы.

При использовании концентрированного шампуня перед нанесением на волосы его разводят в 8–10 частях тёплой воды. Если применять его без предварительного разведения в воде, кожа головы может заболеть себореей. Нанося на голову моющее средство, следует равномерно распределить его по всей голове, легко кругообразно втирая его подушечками пальцев.

С появлением мыльной пены волосы споласкивают водой и операцию намыливания повторяют, ибо после первого намыливания с волос и кожи головы удаляется лишь основная часть загрязнений. Образование мыльной пены – показатель того, что волосы чистые.

Блеск волос зависит от состояния их внешнего, чешуйчатого слоя. Чем плотнее прижаты друг к другу чешуйки, тем лучше блестят волосы. При нейтрализации щёлочи слабым раствором уплотняется внешний слой волос.

Нейтрализация щёлочи: 2–3 столовые ложки 8% уксуса разводят в 1 л. тёплой воды и этим раствором прополаскивают волосы. Голову нужно мыть через 6–7 дней.

Сушка волос. Основное назначение сушки – зафиксировать ту форму, которая была придана волосам в мокром виде. От того, насколько хорошо высохли волосы, зависит и качество укладки, т.е. окончательный вид и относительная долговечность причёски.

Мокрые волосы очень пластичны (податливы) и легко принимают приданную им при помощи инструмента для укладки или завивки форму. При высыхании свойство упругости восстанавливается, и волосы способны сохранить в течение длительного времени приданную им форму.

Если они недосушены, то причёска долго не сохранится, так как волосы не восстановили полностью свойства упругости. При сильной пересушке волосы теряют блеск и становятся ломкими.

Типы причёсок

Несмотря на огромное разнообразие существующих причёсок, по характеру построения их можно разделить на четыре основных типа (рис. 1 (а, б, в, г)).

1-й тип – обратные причёски (рис. 1а). Все волосы зачёсываются назад. Это самый распространённый тип, который одинаково хорошо подходит мужчинам и женщинам. Причёски этого типа могут выполняться на длинных и на коротких волосах.

2-й тип – ацентральные (ниспадающие) причёски (рис. 1б). Волосы направлены от макушки в разные стороны (соответственно их естественному росту). Причёски этого типа могут быть также выполнены из волос различной длины и подходят мужчинам и женщинам. Однако при выполнении их из длинных волос необходимо укоротить переднюю часть длины – сделать челку.

3-й тип – концентрированные причёски (рис. 1в). Все волосы, включая волосы с нижней части затылка и шеи, зачёсываются к макушке. Волосы для причёсок этого типа должны быть достаточно длинными. Причёски используются только для женщин.

4-й тип – передние причёски (рис. 1г). Все волосы направлены вперёд, на лоб. Желательно, чтобы волосы нижней части затылка и шеи были длинными, так как они непременно должны доставать до темени и постепенно переходить в короткую чёлку. Этот тип причёсок встречается крайне редко из-за сложности выполнения.

СИЛУЭТ И ФОРМА ПРИЧЁСОК

Огромную роль в любой причёске играют её силуэт и форма. Смена моды в причёсках и стрижках сказывается в основном на изменении именно силуэта и формы. Это позволяет подобрать модную причёску практически к любому типу лица, варьируя детали, из которых она состоит, применительно к индивидуальным особенностям лица и фигуры. Причёска может быть с чёлкой или без чёлки, симметричной и асимметричной, с открытыми и закрытыми ушами и т.д., но силуэт и форма её должны обязательно отвечать линии моды.

Правильные черты лица – явление довольно редкое. Мало людей и с ярко выраженными недостатками, например, резкой асимметрией тех или других деталей лица. Но какие-либо маленькие недостатки присущи почти каждому лицу. Неправильно подобранная причёска может сделать их более заметными. И наоборот, умело подобранная и со вкусом выполненная причёска сгладит недостатки, подчеркнёт привлекательность лица.

ТИПЫ ЛИЦ И ПРИЧЁСКИ

При моделировании причёсок различают пять основных типов лица: овальное, круглое, треугольное, прямоугольное, и квадратное.

Овальное лицо (рис. 2а) принято считать идеальным для моделирования причёсок. К лицу такого типа подходят причёски, выполненные в любом стиле. Возможны даже такие контрасты в выполнении, как чёлка или отсутствие её, высокая или низкая причёска, открытые или закрытые уши, пробор любого типа или, наоборот, отсутствие его, симметричная или асимметричная причёска и т.д.

Круглое лицо (рис 2б) характеризуется мягкими линиями перехода от подбородка к самой широкий части лица (скульным выступам), которые затем плавно переходят в линию роста волос на лбу. Круглое лицо выглядит плоским.

При моделировании причёсок к такому типу лица главное внимание должно быть направлено к тому, чтобы создать видимость слегка вытянутого лица, близкого к овальному. Этого удаётся достичь с помощью пышной, высокой причёски с прямой или косой чёлкой. Силуэт причёски, если смотреть на неё в фас, должен иметь форму перевёрнутого конуса, вершиной которого является подбородок. Уши могут быть открыты или прикрыты волосами.

Однако следует помнить, что если при такой форме лица прикрыть уши, то волосы, их прикрывающие, должны быть гладкими. В этом случае форма причёски должна постепенно расширяться от ушей, уходя вверх. Также помогает сгладить впечатление чрезмерной округлости лица короткий косой полупробор. В причёске должны преобладать вертикальные линии.

Рекомендуемые причёски. Косая чёлка закрывает большую часть лба. Она является ключевой в причёске, так как, с одной стороны, скрывает верхнюю (круглую) часть лица, а с другой – делает причёску асимметричной. Впечатление асимметричности причёски усиливается также и её боковыми частями. Концы волос левой стороны причёски рекомендуется загнуть вверх, а волосы справа подогнуть вниз. Контраст между левой и правой сторонами причёски будет в данном случае очень эффектным.

Причёска из слегка вьющихся волос средней длины также может быть рекомендована для лица этого типа. Слегка намеченный косой пробор придаёт причёске асимметричную форму, которая усиливается по-разному уложенными боковыми волосами. Волосы закрывают наиболее широкую часть лица на уровне скульных выступов, что приближает форму лица к овалу. Можно рекомендовать такую причёску и с чёлкой, но при условии, что она не будет выделяться. Чёлка должна переходить в самую высокую часть причёски, расположенную на макушке.

Нерекомендуемые причёски. Причёски без чёлки, с гладко зачёсанными назад волосами, полностью откроют лицо и подчеркнут его минусы. Не рекомендуется низкая причёска, с закрытыми ушами, а также прямые проборы и полупроборы. Горизонтальные линии в причёске лишь ещё больше подчеркнут округлость лица. Неприемлем круглый силуэт причёски, повторяющий форму лица.

Прямоугольное (вытянутое) лицо (рис. 2в) характеризуется высоким лбом и длинным подбородком, которые создают впечатления узкого и длинного лица.

Классический тип причёски для такого лица – длинная прямая или полупрямая чёлка, волосы которой доходят до линии бровей. Общая длина волос в причёске не должна быть ниже уровня скульных выступов. Уши предпочтительно закрыть. Однако и с открытыми ушами причёска будет хорошо смотреться, если из-за них будут видны волосы. Прямой полный пробор поможет достигнуть лучшего результата, если причёска будет выполнена в основном на полупрямых волосах с загнутыми внутрь в виде валика концами. Этой причёской можно сгладить недостатки лица в двух крайне важных для причёски точках: на темени прямым пробором, а по линии подбородка валиком, который создаёт выпуклую горизонтальную линию по краю роста волос. Очень хорошо смотрится также лёгкая пышная причёска, обрамляющая овал лица.

Рекомендуемые причёски. Полупрямая густая чёлка доходят до уровня бровей. Самая широкая часть причёски расположена на линии бровей и, постепенно спускаясь вниз, сужается на уровне рта. Плотно охватывая верхнюю часть лица, волосы оставляют свободными подбородок. Этим приёмом удаётся достигнуть хороших результатов при моделировании причёски к прямоугольному типу лица.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных