Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предметный указатель. 40 страница




[451] СУКЦЕССИВНОЕ ОПОЗНАНИЕ (англ. successive recognition) – развернутый во времени процесс опознания, в значительной степени напоминающий процесс ознакомления с объектом. С. о. связано с восприятием мало знакомых объектов или с восприятием в затрудненных условиях. В процессе С. о. осуществляется последовательная оценка релевантных, значимых признаков объекта. При большом числе существенных признаков в объекте процесс С. о. осуществляется по элементам и длится тем дольше, чем больше таких признаков в объекте и его модели, сформированной при ознакомлении. Этому соответствует детальное и повторное рассматривание объекта, в процессе которого совершаются многочисленные движения глаз наблюдателя. Т. о., о механизмах С. о. можно судить по данным регистрации движений глаз наблюдателя: смена точек зрительных фиксаций, сравнительно большое время фиксаций, траектория движений глаз указывают на то, что механизмом С. о. является последовательное сличение выделенных при ознакомлении с объектом признаков. (Т. П. Зинченко)

[452] ХРОНОТОП (от греч. chronos – время + topos – место; букв. времяпространство). Пространство и время – это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими – это экзистенциальная задача, которую человечество решает в своей истории, а человек – в своей жизни. Человек субъективирует пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в др. Х. – это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Х. сознания двулик. Это в такой же степени «овремененность пространства», в какой «опространственность времени». Тайна сочетания, изменения масштабов, превращаемость форм осознавалась давно. А. А. Ухтомский дал ей имя.

«Х.» – понятие, введенное Ухтомским в контексте его физиологических исследований и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедшее в гуманитарную сферу. Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит, и в сроках выполнения отдельных элементов образует из пространственно разделенных групп функционально определенный «центр». Вспоминается т. зр. Г. Минковского, что пространство в отдельности, как и время в отдельности, лишь «тень реальности», тогда как реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в Х. И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени между событиями (Ухтомский). Это было написано в 1940 г., задолго до того, как Д. О. Хебб пришел к идее клеточных ансамблей и их роли в организации поведения. В 1927 г. Ухтомский одобрительно отозвался о работе Н. А. Бернштейна и характеризовал развитые им методы анализа движений как «микроскопию Х.». Это микроскопия не неподвижных архитектур в пространстве, но микроскопия движения в текучеизменяющейся архитектуре при ее деятельности. Ухтомский предсказал успех Бернштейна: на развитые им методы и учение о построении движения до сих пор опирается мировая наука, изучающая живые движения и действия.

Х. сознательной и бессознательной жизни соединяет в себе все 3 цвета времени: прошлое, настоящее, будущее, разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве. По Бахтину, «в литературно-художественном Х. имеет место слияние пространственных и временны́х примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается, измеряется временем. Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный Х. Х. как формально-содержательная категория (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ существенно хронотопичен». Для психологии эта характеристика имеет не меньшее значение, чем для искусства. Х. невозможен вне смыслового измерения. Если время – это 4-е измерение, то смысл – 5-е (или первое?!). Не только в литературе, но и в реальной жизни у человека бывают состояния «абсолютной временной интенсивности», прообразом которой м. б. закон развертывания числового ряда (Г. Г. Шпет). В таких состояниях меньше года длится век (Б. Пастернак). К идее фиксированной точки интенсивности пришел М. К. Мамардашвили. Он называл ее: Punctum Cartesianum, «абсолютный зазор», «мгновение-дление», «вечное мгновение», «мир чудовищной актуальности». Имеются и др. названия: «точки на пороге», «вневременное зияние», точки кризисов, переломов и катастроф, когда миг по своему значению приравнивается к «биллиону лет», т. е. утрачивает временну́ю ограниченность (Бахтин). Учет подобных характеристик позволяет придать Х. еще одно – энергийное измерение. Самый очевидный пример – сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени. В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос: взрывным образом преодолевается покой и запускается время; след. фаза больше ориентирована на преодоление пространства. Потом неизбежна пауза, представляющая собой активный покой – дление, место свободного выбора след. шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими. Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения. (Н. А. Бернштейн, Н. Д. Гордеева)

Конечно, возникновение точек «абсолютной временно́й интенсивности» непредсказуемо, как непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство, время, смысл и энергия. Японский поэт Басё писал, что красота возникает, когда сходятся пространство и время. И. Бродский писал: «И географии примесь к времени есть судьба». Люди говорят проще: нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Но можно оказаться в такой точке и не заметить ее, пропустить мгновение. Не случайно М. Цветаева воскликнула: «Моя душа – мгновений след», а не всей жизни. Не каждое мгновение, не каждый час является часом души.

С. Дали в картине «Упорство памяти» дал свое видение Х. и спустя 20 лет проинтерпретировал его: «Мои растекшиеся часы – это не только фантастический образ мира; в этих плавленых сырах заключена высшая формула пространства-времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов – искорки, запускающие мотор мироздания». Подобное соединение духа с мотором встречается у О. Мандельштама: «трансцендентальный привод», «дуговая растяжка», «зарядка бытия». Близка и «эйдетическая энергия» Аристотеля. Значение духовной энергии в человеческой жизни более очевидно, чем возникновение и природа духовных порывов, превращающихся в жизненный текст или в текст великих произведений искусства, научных открытий. А. Белый писал, что «в течение времени отражается туманная Вечность». Лишь поднявшись над потоком времени, человек может, если не познать, то хотя бы со-знать (термины Белого) Вечность или сковать время, т. е. превратить его в пространство, держать его при помощи мысли (Мамардашвили). Занимая такую позицию наблюдения, глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса, его посещает откровение, озарение, интуиция, инсайт, сатори (японский эквивалент озарения) и т. п. У него возникает новое представление о Вселенной, точнее, он создает новую Вселенную: микрокосм становится макрокосмом.

Подобным описаниям в искусстве и в науке нет числа. Психология пока проходит мимо них. Существует глубокая аналогия между многочисленными образами фиксированной точки интенсивности, где сходятся, сливаются, пересекаются пространство, время и смысл (т. е. точки Х.), и современными гипотезами о происхождении Вселенной. Суть их состоит в том, что в некую миллиардную долю секунды после Большого Взрыва образовался конформный пространственно-временной интервал (интервал Минковского или Х. Ухтомского). Интервал сохранял световой конус, что и привело к рождению Вселенной и ее вещества. Буквально то же самое происходит при молниеносном озарении пониманием, вызывающим бурный прилив духовной энергии, создающим свой световой конус, рождающим собственную Вселенную. Последняя может содержать в себе множество миров, которые в разной степени осознаются, объективируются, выражаются вовне (см. Семиосфера). Особая работа – овладение ими. «Я – создатель миров моих» (Мандельштам). Подобная неразличимость поэтических и космологических метафор должна послужить примером для психологии и побудить ее смелее обращаться к искусству и начать преодолевать свой избыточный комплекс объективизма, приобретенный в эпоху ее становления как естественной науки. Ухтомский резонно сказал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. (В. П. Зинченко)

[453] ПАМЯТЬ ИКОНИЧЕСКАЯ (от греч. eikon – изображение, картина) – след стимула, его сенсорная копия, представленная в центральном отделе зрительного анализатора (ср. Память сенсорная, Память тактильная). Время хранения в П. и. колеблется в пределах от 0,3 до 1 с. Более продолжительная П. и. со временем хранения до нескольких секунд выступает в виде последовательных образов. Вопрос о длительности сохранения в П. и. продолжает оставаться спорным. Существуют факты, противоречащие кратковременности сохранения информации в П. и. Так, у эйдетиков период сохранения информации может достигать 10 мин. Кроме того, существуют данные, полученные при лечении некоторых болезней электрораздражением мозга (с помощью вживленных электродов), которые свидетельствуют о сохранении фотографически ярких следовых образов давно прошедших событий, преднамеренно человеком не запоминавшихся (напр., В. М. Смирнов, 1976). Поэтому весьма вероятно, что при некоторых условиях, независимо от сознания и деятельности человека, часть информации, содержащейся в П. и., получает непосредственный доступ в долговременную память, где и сохраняется в течение неопределенно долгого времени, возможно, всю жизнь.

П. и. выполняет ряд важных функций в общем процессе обработки информации: 1) служит хранилищем информации, обеспечивающее все пространство стимулов для последующего отбора релевантной информации; 2) обеспечивает перцептивную непрерывность, выступая как средство связи между настоящими и прошлыми следами; 3) служит для контроля адекватности преобразований, осуществляемых на более высоких уровнях обработки входной информации; 4) в условиях кратковременного предъявления стимула выступает в качестве его заместителя.

В теории перцептивной деятельности понятию П. и. может соответствовать понятие чувственной ткани, введенное А. Н. Леонтьевым на основании результатов исследований инвертированного зрения (А. Д. Логвиненко и др.). Авторы представили экспериментальные доказательства того, что чувственная ткань, или иконический след, сохраняется в качестве своего рода фона на последующих этапах преобразований входной информации. В условиях инвертированного зрения субъект способен дифференцировать реальное поле восприятия и свое внутреннее, феноменальное поле. Первое представлено сознательно значимыми образами, второе – их чувственной тканью.

Некоторые авторы (напр., Р. Хейбер) подвергают сомнению экологическую валидность понятия «П. и.». Аргумент против П. и. – в восприятии обычно нет кратковременных фиксаций, и глаза и голова человека редко пребывают в неподвижности. Сторонники существования П. и. утверждают, что иконический образ создается в течение первых десятков миллисекунд фиксации, после чего воспринимается уже не стимул, а иконический образ. См. Методика частичного воспроизведения. (Т. П. Зинченко)Добавление ред.: Термин «И. п.» ввел амер. психолог У. Найссер в «Когнитивной психологии» (1969).

[454] ПАМЯТЬ ЭХОИЧЕСКАЯ (англ. echoic memory, echoic store) – сенсорная копия акустической информации, предъявленной слушающему на короткое время. Свойства аналогичны иконической памяти, отличаясь большей длительностью хранения. Основная функция П. э. – обеспечение условия интеграции последовательно поступающей акустической информации. См. Память иконическая, Память сенсорная. (А. И. Назаров.)Добавление: П. э. – сенсорная память, специализированная на удерживании слуховой информации не более чем на 2–3 с. Термин ввел амер. психолог У. Найссер в «Когнитивной психологии» (1969). Р. Краудер и Дж. Мортон (Crowder, Morton, 1969), статья которых имела большое значение в изучении эффекта недавности, эффекта модальности и эффекта суффикса, использовали в качестве син. термин «прекатегориальное акустическое хранилище» (Precategorical acoustic storage, PAS). (Б. М.)

[455] ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (англ. eidetic image) – проецированный образ (обычно зрительный, но м. б. и любой др. модальности), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется бодрствующему субъекту перцептом (образом восприятия). Э. Йенш описал 2 типа Э. о.: 1-й тип – напоминающий растянутые во времени последовательные образы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу; 2-й тип – напоминающий усиленные образы памяти. В описание Э. о. входят несовместимые характеристики послеобраза и представления памяти. Появление Э. о. только после окончания стимуляции, мимолетность и детальная отчетливость делают его похожим на послеобраз. Однако его независимость от движений глаз, отсутствие его перемещения при движениях глаз и возможность смотреть на его различные части, видя их с одинаковой четкостью, – все это означает, что Э. о. – это образ памяти. Длительность Э. о., как правило, не превышает 1 мин, но может в редких случаях достигать и 10 мин. Э. о. могут репродуцироваться в сновидениях, насильственных воспоминаниях, галлюцинациях. (Т. П. Зинченко)

[456] СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ (англ. sensory isolation) – содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей. Различают 3 разновидности условий изоляции: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод); 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей. Первое условие ведет к С. и., последние два – к перцептивной изоляции. Такие исследования варьируют по времени содержания испытуемых в условиях изоляции; они разнообразятся применением фармакологических средств; опыты ведутся на животных и людях и т. д. В исследованиях в условиях С. и. используется ряд показателей: словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т. п.

Исследования показывают, что в условиях С. и. нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить. В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т. д.). Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации. По словам Р. Арнхейма, «эти отчаянные попытки мозга возместить отсутствие раздражений доказывают, что чувства не являются всего лишь приемными устройствами, что их деятельность является необходимым условием функционирования разума в целом».

Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С. и. Дж. Брунер в связи с этим отмечает: «Человек, попавший в условия сенсорной изоляции, обречен на питание собственными внутренними ресурсами, и от объема и качества этих ресурсов и будет зависеть характер его поведения в новых условиях. Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром». (Т. П. Зинченко)

[457] СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (англ. semantic memory) – вид долговременной памяти, в которой хранятся общие (абстрактные) знания о мире, значения слов. Для описания С. п. используются модели семантических сетей. См. также Память автобиографическая.

[458] ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. рreoрeratory thought) – стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет. К 2 годам у ребенка начинает формироваться символическая функция, т. е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. Средства обозначения, используемые ребенком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа и, наконец, речи. Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план деятельности – план представления. Теперь ребенок может не только непосредственно выполнить действие, но и представить действие, выполненное им в прошлом или в др. ситуации, может мысленно расчленить объект или составить его из частей. Для возникающих задач уже недостаточно средств сенсомоторного интеллекта, а новых орудий интеллектуальной деятельности у ребенка еще нет.

В возрасте от 2 до 7 лет, как правило, отсутствуют обратимые операции и понятие о сохранении. Ребенок, напр., считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, отличающийся от первого формой, количество ее увеличивается или уменьшается в зависимости от формы сосуда. Во всех ситуациях, где требуется количественная оценка величин, можно наблюдать конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий.

В этот период развития создаются условия для возникновения операций (см. также Операции интеллектуальные). Это, во-первых, их переход в умственный план (интериоризация действий) и, во-вторых, их сокращение и симультанизация. Только во внутреннем плане можно одновременно симультанно представить прямое и обратное действия, в то время как во внешнем материальном плане прямое и обратное ему действие можно выполнить только последовательно.

Трудность перехода ребенка к операциям и длительность этого процесса связаны с преодолением им собственного эгоцентризма или центрации на внешних, ярких, но несущественных свойствах вещей. (Л. Ф. Обухова)

[459] ГРУППИРОВКА (англ. grouрment, фр. grouрement) – операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже; производное от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено в психологию Пиаже (1937). В концепции Пиаже это структура логики, которая, являясь связующим звеном между логическими и психологическими структурами, позволяет использовать данные современной логики как средство объяснения в психологии. С формальной т. зр. Г. – это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся 5 формальным критериям: 1) комбинативность: А + В = С; 2) обратимость: С – В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция идентичности: А – А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А + А = А, т. е. Г. получается, если к 4 условиям группы добавить 5-е – наличие тавтологии.

В формальном выражении Г. – логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. – это состояние «равновесия мысли», финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т. п., представляют собой Г.

Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последовательность Г., вытекающих одна из другой. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают не сразу, а в ходе последовательной децентрации, освобождения понимания объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия (см. Центрация). Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, Г. нет.

Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций. Пиаже установил 8 элементарных Г. логики классов и отношений, сформированность которых в индивидуальном развитии свидетельствует о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация, сериация, замещение, установление симметрии — это Г. аддитивного порядка. Им соответствуют 4 Г., основанные на мультипликативных отношениях, т. е. имеющие дело с более чем одной системой классов или отношений одновременно. Элементарные Г. отличаются от Г. более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций, тем, что в основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не имеют полностью комбинаторного характера.

На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов Г. на высказываниях и гипотезах независимо от их содержания.

Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую, и соц. природу. Она выступает в качестве формы равновесия действий, как межиндивидуальных, так и индивидуальных. Др. словами, Г. представляет собой структуру, которая содержится и в индивидуально-психологической и соц. деятельности, оказываясь связующим звеном, обеспечивающим единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества. (Е. В. Филиппова)

[460] ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ (англ. formal operations) – один из типов операций интеллектуальных. Согласно взглядам Ж. Пиаже, Ф. о. характеризуют стадию интеллектуального развития современного человека, которой он достигает в подростковом возрасте (от 11–12 до 14–15 лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции 2-го порядка. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им гипотезы. Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия (см. Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ рассуждения называется гипотетико-дедуктивным (см. Дедукция).

На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать правильность рассуждения независимо от содержания посылок.

Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из проявлений возможного. Подросток составляет не только комбинации объектов, но и комбинации высказываний, предложений, что порождает новую логику – логику предложений, или пропозициональную логику. Пропозициональные операции – это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.

Др. особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной структуры мышления (группы INRC) и реципрокности (обратимости) (см. Группировка). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в области классификации, реципрокность – сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в новую систему операций INRC, где I – операция идентичности, N – операция отрицания, R – операция реципрокности, C – отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр., гидравлический пресс, относительное движение и др.).

На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.

С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы требует развития гипотетико-дедуктивного мышления. (Л. Ф. Обухова)

[461] РЕЧЬ (англ. speech) – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р. и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. (см. Развитие речи детей). Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, Р. становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без Р. (см. Мышление дискурсивное). Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими функциями-процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д.

Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи выделяют 2 неразрывно связанные функции Р. – общения (коммуникативную функцию) и мышления (см. Речи функции).

Лексическая единица языка – слово. В слове различают его содержание (несколько типов значений) и внешнюю форму: определенную совокупность звуков (в устной слышимой Р.), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой Р.). В рус. языке свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они употребляются каждым человеком в общении с другим. (см. Словарь активный, Словарь пассивный).

Слова делятся на слоги – произносительные единицы Р.; в каждом слове одни слоги произносятся более громко, чем другие (громкость обычной разговорной речи колеблется от 30 до 75 дБ). Слова в предложении произносятся неодинаково в зависимости от речевой интонации, звуковыми средствами которой являются ударение, пауза, мелодия и темп (имеет значение и изменение тембра Р.). С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания, понимание которого очень важно в процессе общения. В интонации, обеспечивающей выразительность Р., обнаруживается отношение говорящего к тому, что он сообщает.

Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и соединяет их в предложения на основе правил грамматики и стилистики.

Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю (см. Автономная речь, Виды речи, Внутренняя речь, Импрессивная речь, Мимико-жестовая речь, Речь письменная, Речь устная, Эгоцентрическая речь, Экспрессивная речь).

Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы – произнесение Р., ее восприятие и понимание (см. Восприятие устной речи). См. также Морфема, Психолингвистика, Речевой акт, Семантика, Фонема, Фонематический слух.

[462] РЕЧИ ФУНКЦИИ (англ. speech functions) – роль речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Вторая – средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная функция).

В коммуникативной функции в свою очередь принято различать (хотя эти различия не очень точны) функцию сообщения и функцию побуждения к действию. При сообщении человек может указывать на к.-л. предмет (указательная, или индикативная, функция) и высказывать свои суждения по к.-л. вопросу (предикативная функция, или функция высказывания). Помимо сообщения о к.-л. событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функция побуждения к действию). Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности, экспрессивности (иногда специально выделяют эмоционально-выразительную Р. ф.). В свою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речь выразительных движений (изменения позы, мимики лица, жестов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных