Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи, объекты и источники информации




Аудитор в процессе проверки операций с материально-производственными запасами решает следующие задачи:

- изучение состава материально-производственных запасов, ознакомление с условиями их хранения;

- оценка системы внутреннего контроля за использованием сырья и материалов в производстве;

- подтверждение правильности оценки запасов и отражения операций по их движению в учете;

- оценка качества проводимых инвентаризаций материально-производственных запасов.

В процессе проверки операций с материально-производственными запасами используются следующие источники информации: договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, номенклатура-ценник, доверенности, приходные ордера, акты о приемке материалов, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, карточки складского учета материалов, реестры карточек, инвентаризационные описи материально-производственных запасов, книга продаж, договоры с материально-ответственными лицами, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы и др.) по счетам 10, 14,15,16,19,20,23,25,26,41,60,76 и др., Главная книга и т.д.

Степень детальности аудита производственных запасов в большей степени зависит от сегмента бизнеса. Так, наиболее подробно это направление аудита реализуется в материальных отраслях производства, в организациях, где сосредоточиваются большие запасы, а также в торговых организациях при аудите запасов товаров.

Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается со знакомства с работой материального отдела бухгалтерии. Предметом внимания аудитора являются: состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика (схемы) документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах хозяйственных операций с материально-производственными запасами; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, нормативный учет, партионный раскрой и т.п.) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их результатов. Аудитору следует также убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.

Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим. этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, следует ли проводить полную или частичную инвентаризацию материально-производственных запасов, необходимо ли проведение сплошной документальной проверки отдельных направлений движений ценностей или можно ограничиться выборочной проверкой. Выводы делаются на основе изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета материальных ресурсов на предприятии.

Вопросы для оценки системы внутреннего контроля материально-производственных запасов могут быть следующими:

- созданы ли условия, обеспечивающие сохранность материально-производственных запасов;

- кто осуществляет функции контроля сохранности и использования материально-производственных запасов;

- проводятся ли инвентаризации материально-производственных запасов, когда и как часто;

- проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования материально-производственных запасов;

- осуществляется ли контроль за обоснованностью норм расхода материалов на производство;

- выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов;

- сличаются ли первичные данные о расходе материально-производственных запасов с данными отчетов об их движении, производственных отчетов;

- проверяется ли законность и целесообразность расходования материально-производственных запасов и т.д.

Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета материально-производственных запасов включают следующие:

- произведена ли классификация материально-производственных запасов на соответствующие группы;

- выбраны ли методы оценки и учета на счетах материально-производственных запасов в учетной политике;

- разработаны ли схемы отражения на счетах движения материально-производственных запасов;

- используется ли расчет среднего процента для списания отклонений от стоимости материалов;

- организован ли эффективный аналитический учет материально-производственных запасов, ведутся ли карточки складского учета;

- соблюдается ли график документооборота по учету движения материально-производственных запасов;

- выделяется ли НДС отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах;

- с какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета материально-производственных запасов и т.д.

Аудитор по результатам общего ознакомления с системами внутреннего контроля и учета на предприятии составляет программу проверки операций с материально-производственными запасами (табл. 12.1). Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально-ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор должен составить перечень подлежащих проверке ценностей; потребовать от заведующего складом (кладовщика) составления отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получить от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчетом запасов, их взвешиванием, заполнением инвентаризационных описей и т.д.).

Таблица 1. Программа аудиторской проверки операций с материально-производственными запасами

Перечень процедур Источники информации
Проверка данных регистров учета МПЗ и сверка их со счетами Главной книги Карточки учета МПЗ, ведомости, журналы-ордера, машинограммы, Главная книга
Проверка полноты оприходования и правильности определения фактической себестоимости МПЗ Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, машинограммы, Главная книга
Проверка данных инвентаризации МПЗ и сравнение ее результатов с данными аналитического учета Инвентаризационные описи и карточки учета материалов, Главная книга
Выбор контрольных групп МПЗ по данным регистров учета и проведение выборочной инвентаризации МПЗ Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, карточки учета материалов, накладные, машинограммы
Проверка правильности выделения и возмещения НДС по поступившим МПЗ, начисления НДС и других налогов по реализации и прочему выбытию МПЗ Расчетно-платежные документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, накладные, книга покупок, книга продаж
Анализ правильности оценки МПЗ при отпуске их на производство и ином выбытии выбранным на предприятии методом Учетная политика, карточки учета материалов, счета-фактуры, накладные, договоры, машинограммы

Подписанные аудитором, членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения результатов инвентаризации. При обнаружении по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним составляются сличительные ведомости. По всем фактам недостач и излишков материально-ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений значительны, то аудитор может рекомендовать руководителю провести сплошную инвентаризацию материальных ценностей на предприятии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных