ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
Глава 1.2. Модели управления персоналом (человеческими ресурсами) Понятие управления персоналом (человеческими ресурсами) Управление персоналом есть управление человеком в организации (а не в процессе деятельности!), направлено на обеспечение условий для эффективного и наиболее полного использования его интеллектуальных и физических возможностей, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений, изменение мотивации и получение от работников максимальной отдачи. В образцовых фирмах управление персоналом является частью общей системы управления, его основы разрабатываются специально для отдельных групп работников, однако до сих пор единая модель так и не сложилась. В настоящее время управление персоналом стало решающим фактором конкурентоспособности фирмы, что во многом достигается за счет: ¨ проведения активной кадровой политики; ¨ приобретения кадровыми службами стратегической роли и перехода от выполнения ими фрагментарных функций к системной деятельности; ¨ интеграции планирования человеческих ресурсов в корпоративное планирование; ¨ акцента на управлении изменениями и инвестициями в человеческий капитал. Концепция управления персоналом (человеческими ресурсами) представляет собой систему теоретических взглядов на сущность, содержание, цели, задачи, критерии, принципы, методы соответствующей деятельности и организационно-практические подходы к формированию механизма ее осуществления. На практике управление персоналом представляет собой совокупность различных способов управленческого воздействия на организацию и условия деятельности работников, их интересы и поведение, формирование знаний, навыков, умений, способностей, обеспечивающих максимальное использование трудового и творческого потенциала людей в интересах эффективной реализации стоящих перед фирмой задач. В последние годы в сфере управления персоналом появился стратегический уровень и стала складываться его четкая система, ориентированная на развитие человеческого капитала, которую можно разделить на следующие основные подсистемы: ¨ формирование и развитие персонала; ¨ организация и обеспечение процесса управления (кадровое, техническое, информационное, правовое, финансовое, методическое, социально-психологическое и т. п.). Принципами формирования системы управления персоналом считаются: ¨ соответствие целям организации и задачам управления ею; ¨ простота и практичность; ¨ экономичность (снижение доли затрат на управление персоналом в себестоимости продукции и услуг); ¨ прогрессивность (построение на научной основе); ¨ перспективность (возможность дальнейшего развития); ¨ комплексность (взаимосвязь всех автономных элементов); ¨ информационная открытость и проч. Решение практических задач управления персоналом (человеческими ресурсами) связано также с воздействием с помощью экономических, организационных и социальных рычагов: ¨ на условия жизни и деятельности индивидов и социальных групп; ¨ межличностные отношения; ¨ процесс развития субъекта и формирования личности. При этом решаются следующие основные задачи: ¨ анализ и нормирование трудовых процессов; ¨ планирование потребности в персонале; ¨ осуществление внешнего и внутреннего маркетинга персонала; ¨ совершенствование форм и методов его подбора, расстановки, оценки, продвижения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации; ¨ улучшение структуры кадров за счет высококвалифицированных специалистов во всех звеньях производства и управления; ¨ обеспечение деятельности по управлению персоналом необходимыми материальными, финансовыми средствами, управление расходами на персонал; ¨ осуществление научной организации рабочих мест, рационализации процессов производства и управления, трудовых графиков для повышения качества трудовой жизни; ¨ формирование трудовых коллективов с учетом психологической и социально-психологической совместимости участников, обучение работе в команде; ¨ обеспечение условий необходимого трудового поведения персонала (группового и индивидуального) и эффективного руководства им; ¨ планирование карьеры и содействие в должностном росте; ¨ улучшение материальных, организационных, социально-психологических условий деятельности людей, повышающих их удовлетворенность трудом, снижающих текучесть кадров; ¨ совместное с администрацией разрешение конфликтов; ¨ совершенствование системы мотивации; ¨ формирование ценностей и установок на постоянное самосовершенствование, преодоление сопротивления инновациям и изменениям; ¨ укрепление трудовой и технологической дисциплины; ¨ развитие системы повышения профессиональной квалификации, создание необходимых условий для реализации потенциала знаний, опыта и способностей специалистов и руководителей, всего персонала; ¨ организация кадрового делопроизводства; ¨ создание нормативов для оценки деятельности, проведение аттестаций персонала; ¨ правовое регулирование трудовых отношений; ¨ налаживание социального партнерства; ¨ формирование и поддержание организационной культуры, традиций и благоприятного имиджа фирмы, укрепление преданности ей; ¨ обеспечение кадровой информацией; ¨ оказание помощи в решении личных проблем и проч. Система и практические методы управления персоналом (человеческими ресурсами) должны периодически обновляться в соответствии с изменением внутренней и внешней среды организации, что обеспечивает в итоге необходимые условия формирования и функционирования дееспособного трудового коллектива. Показателями эффективности и качества системы управления персоналом можно считать: ¨ степень достижения целей организации; ¨ минимизацию доли затрат на персонал при их абсолютном росте; ¨ рост общей экономической эффективности; ¨ неукоснительное соблюдение заданных параметров производственного процесса, точность, оперативность решения проблем; ¨ благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|